Одинцова Елена Евгеньевна. «Волшебные свойства»

«Волшебные свойства»

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Одинцова Елена Евгеньевна, воспитатель, соответствие занимаемой должности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161» г. Иваново, 2020г.

I. Пояснительная записка к НОД.

Цель: формирование у детей элементарных представлений о тканях, их видов и свойств.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • формировать представление о различных свойствах ткани;
  • формировать умения определять эти свойства (бывает толстая и тонкая, пропускает воздух, мнется, намокает в воде) и устанавливать связи между качествами материала или предмета одежды, и его назначением;
  • формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;
  • расширять кругозор детей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 

«Речевое развитие»:

  • способствовать развитию связной речи, аналитического мышления;
  • обогащать активный словарь детей словами.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со взрослым и со сверстниками;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

«Физическое развитие»:

  • обогащать опыт двигательной деятельности детей, развивать координацию движений;
  • развивать мелкую моторику рук при выполнении пальчиковой гимнастики.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие воображения детей;
  • воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; интересуется окружающим миром; стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действиях; владеет активной речью, включенной в общение; способен самостоятельно действовать, решать задачи адекватные возрасту.

Используемое оборудование: образцы ткани под номерами: х/б №1, драп №2, шелк №3, болонья, лупа, тарелочки с водой, стакан, резинки, фломастеры, пипетка, вода, краски, картофельные штампы, салфетки.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Этап 1. Вводная часть (3 мин)

Цель: создание благоприятной атмосферы на занятии, создание атмосферы

безопасности: эмпатическое принятие, поддержка ребенка. Приветствие, доброе

пожелание, установление зрительного, тактильного контакта. Включение каждого дошкольника в деятельность, активизация внимания.

Цель: настрой на совместную работу, включение в образовательную деятельность.

Здравствуйте, мои дорогие! Вот мы с вами опять собрались вместе, чтобы весело и интересно провести время. Встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, и поделитесь своей добротой, вот так: «Здравствуй, Настя, я рада тебя видеть!». В ответ скажите: «Как хорошо, Вика, что ты пришла».

Произнесем все вместе:

Добрый день! Добрый день!

Солнце, свет, земля!

Очень рады видеть вас

Мои друзья и я!

Дети встают в круг, выполняют задание.

Произносят хором.

Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, что в вас разного в вашем внешнем виде?

Предполагаемые ответы детей: одежда

Слайд 1.

Для чего человеку нужна одежда?

Предполагаемые ответы детей: чтобы было тепло, быть красивым.

Какой должна быть одежда?

Предполагаемые ответы детей: красивой, чистой, удобной, модной.

Итак, одежда должна быть удобной, красивой, практичной, желательно из экологических натуральных материалов, она должна быть прочной – долго носиться.

Дети слушают.

Как вы думаете, из чего в древности шили одежду?

Предполагаемые ответы детей: из шкуры зверей, из листьев.

Слайд 2.

Одежда возникла в глубокой древности как средство защиты от холода, дождя, ветра, солнца. Человек использовал шкуру животных, кору деревьев, листья растений. Позже люди научились создавать самые различные ткани.

Дети слушают.

Сейчас из чего шьют одежду?

Предполагаемые ответы детей: из ткани.

Слайд 3.

Правильно, из ткани.

А вы хотите больше узнать о тканях?

Предполагаемые ответы детей: да.

Но тогда для этого продеться потрудиться, вы готовы?

Предполагаемые ответы детей: да.

Слайд 4.

Я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Дети соглашаются.

Этап 2. Основная часть (15-20 мин)

Цель:формирование представлений о предстоящей деятельности. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Цель: осознают и принимают поставленную задачу.

Слайд 5.

Прежде чем вы приступите к работе нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

Дети рассматривают картинку и перечисляют правила поведения в лаборатории.

Предполагаемые ответы детей: не кричать, не толкаться, не пробовать на вкус, не трогать и т.д.

Слайд 6.

Каждый ученый в лаборатории находиться в специальной одежде. Как вы думаете, что это за одежда?

Предполагаемые ответы детей: специальная одежда: халат и шапочка

Правильно. И мы наденем специальную одежду, чтобы не испачкаться. Поможем друг другу завязать фартуки, и пройдем за свои рабочие места.

И мы с вами становимся исследователями.

Дети надевают фартуки и шапочки.

Дети помогают завязать фартуки друг другу и воспитателю.

Уважаемые исследователи, ткани делятся на две группы: натуральные и химические. Натуральные ткани делают из природного материала, а искусственные из химических веществ. Так как мы знаем, что одежда должна быть удобной, мягкой, сшита из натуральных тканей, поэтому сегодня мы будем беседовать о натуральных тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты. У вас на столах лежат несколько образцов ткани.

Дети слушают педагога.

Дети рассматривают образцы ткани.

Опыт 1.

Можете их потрогать.

Дети изучают ткань на ощупь.

Возьмите лупу и посмотрите на нити этой ткани, они очень тонкие. 

Дети берут лупу и рассматривают образец ткани.

Опишите мне этот образец ткани?

Предполагаемые ответы детей: мягкая, легкая, тонкая.

Слайд 7.

Это хлопок. Как вы думаете, что шьют из хлопчатобумажной ткани?

Предполагаемые ответы детей: полотенце, скатерть, платье, рубашку, постельное белье.

В какое время года, можно надеть одежду, сшитую из хлопчатобумажной ткани?

Предполагаемые ответы детей: летом.

Опыт 2.

Теперь рассмотрим второй образец ткани и сравним ее с хлопчатобумажной тканью.

Дети рассматривают следующий образец ткани.

Исследователи, какой он на ощупь?

Предполагаемые ответы детей: толстый, мягкий, если его прижать к щеке, то немножко колючий, теплый

Слайд 8.

Правильно. Такую ткань делают из шерсти овец, и называется эта ткань драп. А какую одежду можно сшить из драпа?

Предполагаемые ответы детей: юбку, пальто, брюки.

В какую погоду мы можем надеть одежду, сшитую из такой ткани?

Предполагаемые ответы детей: зимой, в холодную погоду.

Опыт 3.

А это, что за ткань? Кто догадался?

Предполагаемые ответы детей: шелк

Правильно, это шелк. Какой он?

Предполагаемые ответы детей: блестящий, гладкий, легкий

Слайд 9.

А что можно сшить из шелка?

Предполагаемые ответы детей: платье, костюм

Исследователи, какой мы можем сделать вывод?

Предполагаемые ответы детей: ткани не похожи друг на друга

Правильно, все виды тканей разные, поэтому из них шьют разную одежду.

Дети слушают.

Опыт 4.

Уважаемые исследователи, сейчас мы перед вами тарелочка с водой. Намочите каждый образец ткани и посмотрите, что с ними случилось?

Предполагаемые ответы детей: они все намокли.

Эти ткани хорошо впитывают воду, но можно ли их высушить?

Предполагаемые ответы детей: да.

Правильно, если мы их высушим, то они будут как прежде. Какой мы вывод сделаем?

Предполагаемые ответы детей: ткань впитывает воду и хорошо сохнет, не изменяя своего вида

Сейчас немного отдохнем

Дети встают в круг.

Физкультминутка

Педагог вместе с детьми выполняет движения и проговаривает текст

Дети повторяют за педагогом движения.

Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

У тебя ленивы руки

Под столом ремень и брюки,

Не в шкафу рубаха,

Николай – неряха.

Шагают на месте

Хлопают в ладоши

Приседают

Руки на поясе, повороты туловищем

Грозят пальчиком и качают головой

Исследователи, мы с вами определили свойство ткани, что ткань хорошо впитывает влагу. А можно в такой одежде выйти в дождливую погоду?

Предполагаемые ответы детей: нет.

А что вы оденете в дождик?

Предполагаемые ответы детей: куртку.

Рассмотрим ткань еще один образец ткани. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. 

Дети рассматривают образец.

Слайд 10.

Называется эта ткань болонья. Что можно сшить из такой ткани?

Предполагаемые ответы детей: куртку, штаны.

Опыт 5.

Опустите болонью в воду, она намокла?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Слайд 11.

Болонья не впитывает воду, а наоборот отталкивает ее. Поэтому из такой ткани шьет не промокаемую одежду, а еще из такой ткани делают зонты.

Дети слушают педагога.

Опыт 6 – работа в группах.

Теперь проделаем еще опыт. Но сначала поделимся на две группы. В мешочке находятся ткани: хлопок и шелк, тот, кто возьмет шелковую ткань будет в первой группе, а кто – хлопковую, тот во второй группе.

Дети делятся на группы.

Первая команда берут образец ткани хлопок и шелк. Вторая группа – драп и болонью. Подуйтена них.

Что заметили?

Дети выполняют. Первая группа дует на образцы хлопка и шелка, вторая – драпа и болоньи.

Предполагаемые ответы: первая группа – хлопок и шелк развиваются в воздухе, когда дуем на них. Вторая группа – не развиваются в воздухе, эти ткани очень тяжело сдуть.

Хлопок и шелк – хорошо пропускает воздух, поэтому из такой ткани лучше шить летнюю одежду, чтобы в жаркую погоду людям было комфортно. А драп и болонья воздухонепроницаемая.

Мы с вами познакомились с натуральными видами ткани, с помощью опытов узнали, что у них есть различия и сходства.

Дети слушают педагога.

Юные исследователи, сейчас проведем еще один интересный эксперимент.

Но сначала давайте разомнем наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики рук; способствовать развитию речи; развитие творческих способностей; совершенствование способности к целенаправленным действиям; создание психологически комфортной обстановки

Цель: выполнение движений по тексту.

Я маме помогаю –

Платочки я стираю.

Я маме помогаю –

Платочки полоскаю.

Мы платочки отожмем,

А устанем отдохнем!

Вывесим платочки

На летнем ветерочке.

По платочком утюжком я пройду,

Их в порядок я, конечно, приведу.

Все складки и морщинки

Я разглажу без заминки!

Сжать ладони в кулаки и потереть их друг о друга

Опустить руки вниз и выполнять движения руками из стороны в сторону

Прижать кулаки друг к другу и вращать ими одновременно в разные стороны

Имитировать развешивание белья

Скользить ладонями по столу вперед-назад, словно гладите белье.

Практическая деятельность.

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования; развитие познавательного интереса; развитие психических процессов; развитие ориентировочно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Цель: выполнение задания.

Я предлагаю вам сделать цветные узоры на ткани.

Для этого на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.

Я вам предлагаю разные способы рисования. Первый способ - это рисование фломастерами по сухой ткани. Второй способ – нарисовать узоры из точек разноцветными фломастерами, а затем пипеткой набрать воду и капнуть несколько капель в центр рисунка. Третий способ – штампом из картофеля макнуть в краску и сделать отпечаток на ткани.

Дети выполняют действия за педагогом.

Дети выбирают вариант рисования на ткани.

Дети рисуют под музыку.

Этап 3. Заключительный (рефлексивный) (2 мин)

Цель: подведение итогов, оценка результатов, с привлечением детей к самооценке.

Цель: обмен впечатлениями. Получение положительной оценки своей деятельности.

Наше исследование подошло к концу.

Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?

Предполагаемые ответы детей: делали опыты с тканями, рисовали на ткани.

А зачем мы делали опыты?

Предполагаемые ответы детей: для того, чтобы узнать, что ткань бывает разная, у ткани есть свойства.

Полученные сегодня знания, могут вам пригодиться когда-нибудь?

Предполагаемые ответы детей: да.

Молодцы! Вы сегодня узнали много нового и интересного.

 

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Цель: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.

Цель: избавляются от эмоционального напряжения.

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройтеих. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

 

Наша лаборатория закрывается. Снимаем специальную одежду и возвращаемся в группу.

Дети снимают фартучки и шапочки, занимаются свободной деятельностью.

Информационные ресурсы:

  1. Т.И. Подрезова « Материал к занятиям по развитию речи» - М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики». – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 220, (2) с.: ил. – (Мир вашего ребенка).
Просмотров: 91
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД ОО 'Познание' (Формирование целостной картины мира) подготовительная к школе группа беседа на тему: «Одежда.Ткани»
  • Портнова Ольга Ивановна. План-конспект по художественно-эстетической деятельности: «Волшебство на ткани» (I и I I часть)
  • Павлова Наталья Николаевна. Проект «Ткани разные нужны».
  • Редактор. Открытка с рисунком на ткани
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Редактор. Поделки из пластиковх бутылок и ткани - Ваза
  • Галимова Ольга Александровна. Мастер-класс: «пион» из ткани
  • Лукашина Наталья Александровна Воронова Ольга Юрьевна. Конспект занятия с элементами экспериментирования. Тема: «Секреты ткани» (подготовительная группа)
  • Ольга Портнова. Родительское собрание на тему 'Волшебное творчество'. Мастер-класс роспись по ткани.
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь