Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178883

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Висцеротония
Расслабленность в осанке и движениях Любовь к комфорту
Медленная реакция

Пристрастие к еде
Социализация пищевой по-требности
Наслаждение от процесса пищеварения Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни) Привет-ливость со всеми Жажда любви и одоб-рения окружающих Ориентация на дру-гих
Эмоциональная ровность

Терпимость
Безмятежная удовлетворен-ность Хороший сон
Отсутствие взрывных эмоций и поступков
Мягкость, легкость в обраще-нии и внешнем выражении чувств Общи-тельность и расслабленность под воздей-ствием алкоголя Потребность в людях в тяжелую минуту Ориентация на детей и семью
Соматотония
Уверенность в осанке и дви-жениях
Склонность к физической
деятельности
Энергичность
Потребность в движениях и удовольствие от них Потребность в до-минировании
Склонность к риску в игре случая
Решительные манеры Храб-рость
Сильная агрессивность Пси-хологическая нечувствительность Клау-строфобия (боязнь замкнутого простран-ства) Отсутствие сострадания
С трудом приглушаемый го-лос Спартанская выносливость боли

Шумное поведение
Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Объективное и широкое мышление, направленное вовне Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Потребность в действиях в тяжелую минуту Ориентация на занятия юношеского возраста
Церебротония
Заторможенность в движе-ниях, скованность в осанке Чрезмерная физиологическая реактивность Повы-шенная скорость реакций
Склонность к уединению
Склонность к рассуждениям, исключительное внимание Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность Самоконтроль мимики
Социофобия (страх перед общественными контактами) Заторможенность в общении Избегание стандартных действий
Агорафобия (боязнь от-крытого пространства)
Непредсказуемость установок (поведения)
Тихий голос, избегание шума' Чрезмерная чувствительность к боли
Плохой сон, хроническая усталость
Юношеская живость и субъективное мышление Концен-трированное скрытое и субъективное мышление Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов Потребность в уединении в тяжелую минуту Ориентация на пожилой возраст


свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:
1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности

замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энерги-зации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)
4) Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревож-ность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.
8) Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
9) Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.
Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодейст-вия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности —

были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов В. М., 1979).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Юлия Луговая. Рекомендация родителям - какой вид спорта подходит вашему ребёнку
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Сафронова Любовь Ивановна. Исследовательская деятельность на тему: «Сравнение свойств песка и глины»
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Сьюзан Кейн. Полюса темперамента. Экстраверт и интроверт
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Созонтова Алевтина Витальевна. Перспективный план работы с блоками Дьенеша
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Одинцова Елена Евгеньевна. «Волшебные свойства»
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Кравцова Наталия Михайловна. Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита».
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Ян Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии.
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мухтарулина Л. В. Конспект открытого занятия НОД, образовательной области «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Свойства бумаги»
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Редактор. Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе 'Возвращение пингвиненка Ло-Ло'
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Конева Людмила Анатольевна. Презентация 'Влияние двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста'
  • Агарков В.А., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты
  • Меркушева Марина Александровна. Конструкт НОД в старшей группе по математическому развитию «Река времени»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Корелина Наталья Сергеевна. Экспериментирование «Где вода?»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Зухович Эльвира Степановна. Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Марина Долбнева. Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Тема: «Свойства воды и льда»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Юзбашев А.В. Свойства геометрических фигур - ключ к решению любых задач по планиметрии
  • Пыркова Людмила Юрьевна. Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию На тему: «Ткань, её свойства»
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Кондратова Светлана. Конспект НОД для детей старшей группы «Удивительные свойства воды»
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь