Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киноге-рой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга. Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво доби-вающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препят-ствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.
Контрольные вопросы 1. Раскройте суть понятия «характер». 2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена? 3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?
4. Что вы знаете о классификации черт характера? 5. Как характер проявляется через деятельность? 6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к ис-следованию характера. 7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления? 8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко. 9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?
10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете? 11. Что такое «сензитивный период»? 12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании харак-тера? 13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте вы знаете? 14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни? 15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?
Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. Л. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. 2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Гиппепрейтер 10. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997. 4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. 5. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989. 6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983
7. 8. 9
РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. Страхов И. В. Психология ха-рактера. — Саратов: СГПИ, 1970. Теплов Б. М. Из-бранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.