Зухович Эльвира Степановна. Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

Отдел образования и молодежной политики администрации МР «Княжпогостский» МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емвы

Автор: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы Зухович Э.С.

"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо

Введение.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Скачать: Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста» (полный конспект)

В условиях Севера в период длинной зимы у детей дошкольного возраста из режима выпадает ряд полезных игр и закаливающих процедур, отмечается вынужденная низкая ДА, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и работоспособность детского организма. Однако в детских садах значение ДА как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается невсегда. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей. Поэтому особо актуальной для педагогов является чёткая организация рациональной двигательной активности детей, формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач мы обращаем внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем реализуя образовательную область «Физическая культура», «Здоровье» мы делаем акцент на формирование основных физических качеств и потребности в двигательной активности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности. В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию, направленные на повышение ДА детей. В данной работе рассматриваются вопросы организации рациональной ДА детей, её педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке с использованием снежных построек. Ведь именно прогулка является самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях.

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его физического развития играет построение такой развивающей двигательной среды, которая должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе, особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности. Именно поэтому двигательная среда должна быть насыщена таким оборудованием, которое способствует развитию игры и самостоятельной ДА детей.

Цель нашей работы – содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней, способствовать получению удовольствия и радости от двигательной деятельности.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

  • расширить двигательный опыт детей;
  • совершенствовать имеющиеся у детей навыки основных движений;
  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • развивать ловкость, быстроту, выносливость;
  • формировать самостоятельность, активность, положительное взаимоотношение со сверстниками;
  • расширять представления детей о правилах безопасности;

Ожидаемые результаты:

  • повышение двигательной активности на прогулке;
  • укрепление здоровья и физического развития детей;
  • развитие самостоятельности и активности при организации подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • развитие положительных эмоциональных и морально- волевых проявлений детей в процессе двигательной деятельности;

Новизна данной работы в том, что в ней даны рекомендации практического характера по созданию, применению снежных построек, описание методов организации ДА детей и примерное планирование ДА детей на прогулке в зимнее время. Представленный фотоматериал также будет интересен и может применяться педагогами ДОУ практически.

Основная часть

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Именно на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы. Так как же сделать обычную прогулку радостным событием в режиме дня ребенка дошкольника? Для этого важно было найти вспомогательные средства, которые позволят создать и скорректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям. Что же это за средства? Это снежные постройки на участках. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детского сада было разработано положение и организован смотр-конкурс «Зимняя сказка». (Приложение 1)

План работы по созданию снежных построек.

  1. Разработка эскиза и дизайна участка.
  2. Разработка требований к постройкам из снега.
  3. Подготовка материалов и оборудования для создания построек.
  4. Определить группы фигур: для равновесия, прыжков, метания, подлезания, скольжения.
  5. Формирование строительных бригад с привлечением родителей; Распределение функций между членами бригады.

Инициативной группой педагогов детского сада были определены требования к постройкам:

  • они должны способствовать физическому и эстетическому развитию детей
  • быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими
  • соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей

Подготовка материалов и оборудования заключается в том, чтобы, проанализировав эскизы построек, подобрать заранее всё необходимое. Мы используем весь имеющийся инвентарь для игр с песком — совочки, лопатки, ведёрки, тазы, формочки. При подборе материала необходимо учитывать то, для чего будет предназначена постройка. Если, например, в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, то для его укрепления можно использовать доски, также можно использовать каркасы из деревянных брусков, доски -планки соответствующих размеров и пропорций и тогда постройки получаются прочными и гладкими. Для вырезывания крупных деталей, необходима штыковая лопата, для мелких – детские лопатки, строительные металлические шпателя. Выпуклые части можно изготовить из «снежного теста» способом налепа.

Также необходимо приготовить различные формочки для изготовления цветных льдинок, небольшие мисочки, тазы для изготовления заготовок для шляпок грибов, туловища животных или частей тела человека. Во время строительства снежных фигур также необходимы лейки, вёдра, кисти, шерстяные и резиновые перчатки, ткань для украшения, краски. Краски можно использовать натуральные: сок свеклы, отвар шелухи и др.

Работу по реализации данного плана создания построек необходимо начинать с подготовки участков. Если для построек необходимо большое количества снега, то желательно изготовить деревянные короба разных размеров и во время прогулок постепенно воспитатели, дети могут легко их заполнить снегом до требуемого уровня. Снег в них слёживается значительно быстрее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. Деревянные короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. Такая технология необходима при сооружении крепости, паровоза. Из снега рекомендуется устраивать валы, пеньки, удобные для упражнений для равновесия. Валы могут быть длиной 2-2, 5 м, шириной 20-25 см, для устойчивости они должны расширяться книзу. Курица, белочка, крепость, медведь, лиса используются для метания; слон,

кот, конь, барашек, клоун, обезьянка, черепаха, удав — для лазания и пролезания, тигры, крокодилы, гусеницы — для равновесия. Для изготовления этих образов используется технология «снежного теста». В ведро с холодной водой накладывается снег, размешивается лопаткой и такое тесто прилепляется, добавляется к фигурам, каркасам. Вытянутые фигуры, например, змеи, хвосты динозавров, щупальца осьминогов, лабиринты можно изготовить, используя снежные шары. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты заполняются снегом, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой, или заполняют «снежным тестом». Вместо снежных шаров можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур. Одной из распространённых технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций. Например, дом и пещеру можно изготовить таким способом, используя при этом листы фанеры, доски, снежные комья. На расчищенной от

снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации — извилистые, прямые, замкнутые. На каждом участке главный развлекательный снаряд — горки. Поверхность горок должна быть гладкая, бортики прочные, ступеньки удобные и нескользкие. Снежную горку удобнее строить когда снег рыхлый. Место для неё следует выбирать так, чтобы дорожка проката была как можно длиннее. Утрамбованной снежной куче придаётся форма усечённой пирамиды с завершающей площадкой и скатом. Края ската ограждаются снежными бортиками. Горка строится высотой 1-1, 2 м – для младших групп, 1,5-2 м – для старших. При строительстве снежных горок следует использовать рельеф участка (бугорки, уклоны.) Это облегчит и значительно ускорит её строительство.

Для выразительности образа фигур, горок их украшают яркими однотонными тканями. Основные требования к ткани — легкость и яркость. Ткань – вообще кладезь предновогоднего декора, и, если вы намочите и слегка подморозите заготовленные кусочки ткани, то легко сможете создать на поверхности фигуры любой мозаичный орнамент или изготовить настоящую ледяную одежду для сказочных персонажей: обливаете фигуру водой и быстро приклеиваете на неё кусочки ткани. Эти способом можно сделать снежной бабе яркую юбку и блузку, деду – шапку и пёструю рубаху – всё в руках вашей фантазии. Пять-шесть финальных ледяных слоёв поверх аппликации, – и ни один мелкий вандал уже не сможет испортить созданную вами красоту. Для того чтобы создать потрясающую снежную фигуру своими руками, вовсе не обязательно иметь изысканный художественный вкус и чувственное восприятие тонких материй, — достаточно иметь детскую непосредственность и устойчивое желание творить, раскрывая в приятном «детском» занятии всю свою фантазию и ребяческий энтузиазм.

Следующий этап работы – непосредственно работа педагогов по осуществлению развития ДА детей с использованием снежных построек:

  • Беседа в группе перед прогулкой о безопасном поведении во время развлечений, игр со снежными постройками;
  • Рассматривание детьми готовых построек на участках, беседа о том, как можно их обыгрывать;
  • Постепенное вовлечение детей в игровую деятельность, самостоятельную деятельность с использованием снежных построек.

Педагогам необходимо помнить, что эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении
  • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки
  • сформировать навыки в разных видах движений
  • способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка
  • стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность
  • создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий, используя снежные постройки на участке. Необходимо широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

  • Рациональное использование построек (минимум оборудования максимально обыграть).
  • Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).
  • Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.
  • Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
  • Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
  • Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Нами разработан примерный план чередования видов ДА на прогулке:

Просмотров: 644
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Коломичева Марина Викторовна. Использование снежных построек в играх детей на участке зимой
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации
  • Абасова Аида Нажмутдиновна. Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста
  • Одуева Елена Александровна. Физкультурное развлечение с родителями как средство реализации двигательной активности детей дошкольного возраста.
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • Киселева Юлия Владимировна. Конспект игротренинга по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Бушукина Н.В. Варжина Н.В.. «Использование фольклора в двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
  • Трудкова Галина Леонидовна. Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ДОУ и семьи
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Конева Людмила Анатольевна. Презентация 'Влияние двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста'
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Люлечева Ирина Эдуардовна. Конспект занятия тренировочного типа на тренажерах для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем двигательной активности.
  • Косарева Оксана Владимировна. Обобщения опыта по теме:'Нестандартные методы двигательной активности детей'
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Мария Борисова. Занятия по логоритмике, как средство повышения музыкальной, двигательной и речевой активности у детей
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Хокало Марина Ивановна. Активизация интереса родителей по развитию двигательной активности совместно с детьми и потребности в физическом совершенствовании
  • Лаптева Наталья Владимировна. Формирование двигательной активности дошкольников через использование элементов спортивного ориентирования
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности.
  • Старкова Светлана Анатольевна. «Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия»
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Булайтене Наталья Павловна. Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня.
  • Гасанова Мая Фируддин-Кызы. Организация двигательной активности дошкольников в детском саду
  • Недбайло Елена Евгеньевна. Конспект занятия по двигательной активности с использованием логоритмики «В гостях у зайки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь