Ян Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 63362

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда мне предложили написать книгу о развитии темперамента, это было для меня несколько неожиданно, ведь до сих пор еще не было работ на эту тему. Может быть, это объясняется тем, что из всех известных психических явлений темперамент, пожалуй, меньше всего подвержен изменениям в ходе онтогенетического развития индивида, что, конечно, не означает, будто темперамент вовсе не изменяется.
Предложение написать такую книгу побудило меня к размышлениям о проблемах темперамента с точки зрения развития, итогом которых явилась основная для этой работы мысль, что специфика темперамента имеет существенное значение для психического развития индивида. Поэтому в названии книги говорится не о развитии темперамента, а о его роли в процессе онто-генеза.
Большая часть представленного в книге материала является изложением собственных взглядов автора, а данные, на которых они основаны, получены в исследованиях, проводившихся им самим либо его сотрудниками. Эти исследования в течение нескольких лет проводились в Секторе психологии индивидуальных различий Института психологии Варшавского университета под руководством автора этих строк.
Таким образом, эта книга посвящена в основном изложению концепции автора, а не состояния данной проблемы в психологической литературе. Многие затронутые в ней вопросы имеют дискуссионный характер, поскольку не всегда можно воспользоваться готовыми рецептами для их решения. Это требует от читателя известной подготовки. Во многих случаях взгляды автора сопоставляются с более традиционными представлениями. Все это делает книгу нелегкой для чтения и требует от читателя определенных знаний по психологии. Я думаю, что психологическая проблематика не лишена интереса для учителей и воспитателей, кому, собственно, и адресована эта книга.
Было бы ошибкой утверждать, что представленная в данной работе концепция темперамента является чем-то совершенно новым. Трудно претендовать на новизну и оригинальность, рассматривая вопросы, которыми уже свыше двух тысячелетий интересуются философы и ученые. И все-таки я думаю, что нечто новое в ней есть, и прежде всего это относится к трактовке проблем темперамента, о чем читатель может судить, ознакомившись с соответствующей литературой.
Мне наиболее близка теория типов нервной системы И. П. Павлова, до сих пор не утратившая своей актуальности. Особенный интерес вызывает ее развитие в работах таких выдающихся исследователей типов нервной системы и темперамента, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, с которыми мне выпала честь непосредственно или косвенно сотрудничать и труды которых оказали значительное влияние на мое понимание и решение затронутых в этой книге проблем.
В главе «Основные концепции темперамента» рассмотрены теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте. Основное место в этой главе, по уже отмеченным причинам, занимает типология нервной системы, разработанная И. П. Павловым и его по-следователями.
В следующей главе, «Темперамент и факторы его формирования», изложена собственная концепция автора, подчеркивающая те свойства темперамента, которые связаны с характеристикой энергетического уровня поведения; по-видимому, роль именно этих свойств весьма существенна для деятельности человека. Здесь также показана роль наследственности и среды для формирования свойств темперамента и обращается внимание на их возрастную специфику и вытекающие из нее следствия для воспитания человека.
Поскольку свойства темперамента не существуют изолированно, а тесно связаны с другими психическими особенностями человека, специальная глава посвящена связям темперамента со способностями и личностью. Некоторые предлагаемые здесь решения публикуются впервые, поэтому они являются скорее гипотезами, требующими эмпирической проверки.
Так как свойства темперамента имеют, на наш взгляд, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в трудных ситуациях или выбор способа действия и ситуации в соответствии с по-требностью индивида в стимуляции, о чем довольно подробно говорится в главе «Значение свойств темперамента для деятельности», этой главе предшествует обсуждение приемов диагноза темперамента, применимых в педагогической работе. Этому посвящена глава «Диагноз свойств темперамента в домашних и школьных условиях», в которой подробно анализируется применимость метода наблюдения и шкалы оценок для определения важных с педагогической точки зрения свойств, а также выдвигаются конкретные предложения о способах диагностики в домашних и школьных условиях. Данная глава включена в книгу по тем соображениям, что разумно руководить действиями ребенка, направлять их, учитывая особенности его темперамента, можно, только обладая знаниями в этой области детской психологии.
В заключительной главе, «Влияние темперамента на нарушения в поведении у детей и под-ростков», я пытался показать, что, хотя темперамент непосредственно не определяет содержание поступков, он в некоторых ситуациях может влиять на возникновение и формы выражения нежелательных и асоциальных форм поведения. Это происходит в особенности тогда, когда в процессе воспитания - как в школьных, так и в домашних условиях — не принимается во внимание специфика темперамента ребенка.
Учитывая, что настоящая книга адресована главным образом учителям и воспитателям, в ней часто встречаются конкретные советы, как правильно применять педагогические методы, учитывая особенности темперамента. В книге нет, однако, специальной главы, посвященной этой теме, что объясняется по крайней мере двумя причинами. Во-первых, пока еще слишком мало фактических данных, чтобы сформулировать какие-либо однозначные суждения в этой области. Во-вторых, мне казалось более естественным обсуждать вопросы воспитания при рассмотрении отдельных проблем, связанных с темпераментом, не говоря уже о том, что это позволило избежать ненужных повторов.
Если знакомство с этой книгой окажется хотя бы в малой степени полезным в деле воспитания детей и подростков или вызовет у читателей желание самостоятельно поразмыслить о том, насколько важен учет специфики темперамента в процессе воспитания, я мог бы с удовле-творением считать свою задачу выполненной.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ, СВЯЗАННУЮ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний.
Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. tem-peramentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью . Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).
Эта созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определен-ных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что не-которые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от инди-видуальных различий в функционировании гормональной системы.
Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психо-логии, разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Сьюзан Кейн. Полюса темперамента. Экстраверт и интроверт
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Юлия Луговая. Рекомендация родителям - какой вид спорта подходит вашему ребёнку
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Депрессивный; depressive
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Аллахвердов В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ТАИНСТВЕННОМУ ОСТРОВУ СОЗНАНИЯ
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Щекин Г.В. - Визуальная психодиагностика
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Анна Хмарун. Психологические аспекты взаимодействия с родителями воспитанников
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Фромм Э. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Притча «Книга»
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Бриттон Р. Нарциссизм и нарциссические расстройства
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Притча «Чудовище»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь