Франке-Грикш Марианна. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29816

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Некоторые дети представляли себе, как получают после проверки свою работу по математике или сочинение с оценкой «четыре» или «пять». Потом мы стали использовать эту идею регулярно. Перед тем, как приступить к заданию, мы вместе отправлялись в «путешествие», где ребята могли внушить и уму, и телу все, что хотели: они представляли себе, что перед ними лежит контрольная и они прекрасно понимают все вопросы, что они могут быстро решать и грамотно писать, что они все успевают, голова остается холодной, сердце бьется ровно, а рядом с ними сидит тот, кто сможет помочь, если что-то перестанет получаться. Могу сказать, что эти короткие внушения перед работой отлично помогали детям оставаться спокойными и учиться доверять себе.
Новая школа
Однажды, когда мы с классом выезжали в загородную школу, один урок мы посвятили особому «путешествию».
146
Для начала я сказала детям, что каждый может сам выбирать, насколько глубоко он хочет погрузиться в транс. Это успокоило тех мальчиков, которые не так охотно отдавались этому состоянию. С тех пор я произносила эту фразу всякий раз, когда мы отправлялась в очередное путешествие.
Затем я «отправила» их на лужайку, дала побегать босиком по теплой земле, они почувствовали, как трава гладит их по ногам, услышали щебет птиц, жужжание насекомых и ощутили прохладный ветерок, игравший их волосами.
Потом они оказались на опушке леса, откуда можно было отправиться дальше и оказаться в ландшафте по своему выбору. В том месте, где им особенно понравилось, они обнаружили красивый дом, может быть, спрятавшийся за деревьями, а может быть, стоящий на высоком холме. «Этот дом — ваша школа, такая, как вы хотите», — сказала я. Дом нужно было внимательно осмотреть. Может быть, у него круглые башенки или эркеры, несколько крыш, разные входы или просто большие окна и раскачивающиеся ворота. Нужно было очень внимательно рассмотреть, какие в школе окна, есть ли балконы, если пока не было, их можно было пристроить. Потом, спустя некоторое время мы зашли внутрь, и в этой своей школе дети все устроили так, как им было нужно, как на их взгляд было желательно. Сколько же у ребят было идей! Во всяком случае здесь они были готовы проводить вместе целый день и только вечером возвращаться к родителям. Они вместе занимались спортом, у них был лингвистический кабинет, компьютерный зал, большая лаборатория для физических опытов, кухня, где они могли сами готовить, а также комнаты отдыха с музыкальными центрами. Телевизор вдруг совершенно потерял значение. Еще я помню фотостудию, мастерские и ателье мод.
Путешествия во времени
Однажды в нашей «школе мечты» я привела детей в комнату, где стояли огромные, до потолка, часы. Матери-
147
ал, из которого они были сделаны, ребята выбирали сами: они могли быть просто из крашеной синтетической смолы или из золота, серебра, с отделкой из драгоценных камней и т.д. Они могли переводить стрелки этих часов вперед или назад и при этом отправляться в прошлое или будущее. Я сказала, что сначала это будут воспоминания или образы будущего из их собственной жизни. Они рассказывали о прекрасных или тяжелых картинах из своей жизни. Мне вспоминается рассказ одной девочки, которая родилась в Иркутске, в Сибири, но в школу в шесть лет пошла уже в Мюнхене. Эта девочка увидела себя рядом с бархатной кушеткой, которая, должно быть, стояла у них дома в Иркутске, держась за которую, она, совсем маленькая, впервые встала на ноги и сделала первые шаги. Уже во время транса я заметила, что девочка неспокойна и что-то бормочет. Делясь своими переживаниями, она произносила русские слова, хотя совершенно забыла родной язык. Она заплакала от возбуждения. Ее мать подтвердила верность этих образов.
Естественно, я использовала возможности воображения и на уроках, особенно на уроках истории. При помощи нескольких слов-раздражителей дети получали возможность развить образы того, что уже знали на эту тему по рассказам, книгам или из телепередач.
Изменение прошлого
Этот опыт подстегнул любопытство к дальнейшим путешествиям во времени. Один мальчик рассказал однажды, как передвигал стрелки часов назад, пока не увидел несчастный случай, произошедший с его двоюродным братом, который семь лет назад на его глазах попал на мопеде под машину. Тогда, став свидетелем этого несчастья, он мог только кричать от ужаса. Теперь он в воображении подошел к брату, погладил его и попрощался. Тогда пойти на похороны ему не разрешили. Путешествие во времени предос-
148
тавило ему новую возможность справиться с тяжелым переживанием. В воображении можно завершать какие-то ситуации так, как понимаешь их теперь. Это позволяло детям обрести внутренний покой по отношению к некоторым событиям. Один мальчик рассказал, что до бегства из Косово не успел повидаться со своей бабушкой, которая осталась там и теперь уже умерла. В воображении он навестил ее еще раз.
Иногда дети вносили изменения в значимые повседневные события, которые закончились для них плохо. Если они потерпели поражение в каком-то конфликте, то в воображении они рисовали картины того, как достойно обороняются. Это позволяло им с большим самосознанием выходить навстречу противникам и порой добиваться необходимого реванша.
Я сказала ребятам, что более реалистично оставлять события такими, как они вспоминаются, но находить им такое завершение, которое принесет сердцу удовлетворение.
Планирование будущего
Естественно, стрелки часов можно было переводить и вперед — на месяц, на год, на пять или десять лет. Это окрыляло фантазию и давало простор воображению детей.
Они представляли себе футбольные матчи, в которых их команда выходила победительницей. Больше того, они даже представляли себе конкретные ситуации пенальти, которые их команда замечательно реализовывала. Некоторые ученики стали представлять себе и более сложные вещи, с которыми они пока не знали как справиться: например, целый ряд успешно написанных контрольных работ по предмету, который важен для перехода в реальную школу. После таких упражнений я замечала, что некоторые дети вдруг начинали чувствовать себя увереннее в этом предмете просто потому, что у них пробудился к нему интерес. (Конечно, было еще множество других причин, знать которые мы не можем.)
149
Планировать можно только собственное будущее
У меня в классе были турецкие девочки, семья которых размышляла, не отправить ли их в Турцию к тете и дяде, где они будут жить и ходить в школу по изучению Корана, пока в 16 лет не выйдут замуж. Этим девочкам я посоветовала представить себе, что они с согласия родителей могут остаться в Мюнхене.
Были ребята, которые очень хотели, чтобы их расставшиеся родители снова сошлись. Об этом мы говорили очень, подробно, поскольку в этом случае сила воображения идет вразрез с волей родителей и используется нерационально. Я объясняла, что, даже если родители живут отдельно, дети вполне могут себе представить, как они все вместе отправляются на прогулку, вместе празднуют дни рождения и радуются совместно проведенному времени.
Сильным переживанием для нас стали фантазии, с помощью которых мы сообща планировали выпускной праздник. После совместного транса дети были в состоянии продумать структуру дня, составить отдельные группы, которые, в свою очередь, совещались и придумывали игры, сценки, номера с показом фокусов и гимнастических упражнений, а также разные соревнования. Ребята на удивление мало спорили, все определялось главным образом тем, что каждый действительно хотел делать, и готовностью друзей участвовать в том, что он выбрал.
Новые комнаты
Кроме комнаты с часами в нашей «школе мечты» было и множество других комнат, которые мы постепенно открывали. Тут была и мастерская, где дети в группах занимались ремеслами, и студия, где они рисовали, лепили и т. д. В другом кабинете они занимались музыкой. Некоторым ребятам очень хотелось играть в музыкальной группе на гитаре или ударных. Иногда я спрашивала их, почему они не представляют себе это дома перед сном. Однако прошло немало
150
времени, прежде чем они почувствовали себя способными на это. Сила группы, вместе с которой они осуществляли этот процесс, поддерживала и усиливала их концентрацию.
Зримые успехи
Дети рассказывали мне, что стали внимательнее смотреть на окружающий мир, на людей, предметы, картины и даже учебники. Это был двусторонний процесс. Чем больше они воображали, тем точнее им хотелось себе это представлять. В результате они более пристально вглядывались в окружающий мир. Мне кажется, этот процесс аналогичен тому, который проходят художники. Чем внимательнее дети всматриваются в свой мир, тем больше радости они получают от многих вещей: спорта, общения с друзьями, разговоров, даже от красоты природы. Как-то раз, во время такой беседы одна девочка сказала: «Телевидение нереально, меня там нигде нет». А на мой вопрос, разве ее образы транса более реальны, она ответила: «Да, потому что они у меня в голове».
5.3. Перенос важных признаков системного мышления на преподавание. Теоретические рассуждения
Все системные школы говорят о том, что реальность (в данном случае реальность школы) констеллируется и постоянно репродуцируется в нашем мозге, в нашем мышлении. Согласно этому, мы вполне в состоянии менять свои ощущения или даже представления о действительности. Однако этим мы меняем не только себя, но и окружающий нас мир.
С точки зрения конструктивизма, у нас всегда есть возможность для творчества. Мы — творцы окружающего нас мира. В то же время это дает нам власть, обладая которой, мы в ответе за все, что делаем, за последствия наших действий, за состояние нашего мира.
151
5.4. Прерывание моделей*. Истории Милтона Эриксона, Берта Хеллингера и других
Хорошее из плохого
У нас всегда находились поводы поговорить об «элегантных методах», то есть о том, как можно добиться, чтобы человек отказался от дурных привычек, грубости, оскорблений и тому подобного. «Как это у вас получается?» — часто спрашивали меня дети. На самом деле, я отучила себя говорить ребятам, что они должны делать, а чего не должны. Я исходила из того, что они и так прекрасно это знают. Скорее, для меня было важно обнаружить в плохом желаемое. Как в случае с Райнером, который своей наглостью стремился показать, насколько оторванным от коллектива он себя чувствует. Слова «Ты с нами!» оказались для него волшебными.
Я рассказала им про Милтона Эриксона. Его чудесные терапевтические истории не просто тронули души ребят, они покорили их! (Пересказ по: Hudson O'Hanlon u. Hexum, 1994).
Набор слов
Как-то к Эриксону привели мальчика, который производил впечатление помешанного. Иногда он часами нес тарабарщину из, казалось бы, не связанных между собой слов. Никто не мог понять, что он хотел сказать. Сначала Эриксон его послушал. Зная заранее о симптоме юного клиента, он велел своей помощнице записать весь разговор на пленку. Мальчик полтора часа убеждал в чем-то Эриксона, пока тот не закончил прием и приветливо с ним попрощался. Следующая встреча должна была состояться через две недели.
Ночи напролет Эриксон изучал пленку, пока не «понял» мальчика с его набором слов. Придя во второй раз, пациент
* Имеется ввиду избавление от «проблемных» моделей поведения, которые обычно рассматриваются окружающими и/или обществом, как странные, ненормальные или сумашедшие. — Прим. науч. ред.
152
тут же попытался снова обрушить на Эриксона поток слов. Но тот остановил его и заговорил сам: набор слов — на целых два часа. Мальчик внимательно слушал. Когда Эриксон закончил, он спросил: «Как вы догадались, мистер Эриксон?» Молодой человек был исцелен.
В свою тарабарщину Эриксон спрятал послание для мальчика, в котором сообщил, что он его понял.
И вторая история.
Крушить так крушить
Речь идет об очень высокой молодой женщине — к 18 годам она была уже два метра ростом. Никто не знал, какую ей можно предложить работу. Тогда она стала швейцаром в баре. В ее задачу входило не пускать в бар людей, казавшихся опасными, и вышвыривать распоясавшихся пьяных. На такой работе женщина сама постепенно стала агрессивной и жестокой и вскоре попала в клинику неврозов.
Но и здесь она вела себя буйно, нападала на обслуживающий персонал и разгромила в своей комнате всю мебель. И все же ей не хотели назначать медикаментозное лечение, поскольку ей было стыдно за свое поведение и в остальном она казалась совершенно разумной. Главный врач позвонил Милтону Эриксону, подробно рассказал ему о том, как женщина буянит, и что в ее комнате на месте осталась только батарея. Он попросил его приехать в клинику и цоработат^ с девушкой. Эриксон согласился и спросил, сколько стоит установка батареи. «500 долларов», — сказал главврач. «Зна- ■ чит лечение обойдется клинике в 500 долларов, — ответил Эриксон, — мне гонорара не нужно». Главврач не знал, что обо всем этом и думать, но все же был рад, что к ним приедет сам знаменитый Эриксон.
Женщина ждала его в своей комнате. Здесь не осталось камня на камне: занавески сорваны, стол и два стула разломаны. Эриксон все это осмотрел. Женщине было явно стыдно. Эриксон обратился к ней: «Вы здорово разделали свою ко'м-
153
нату — но недостаточно основательно. Сейчас я покажу вам, как вырвать из стены батарею, вы про нее забыли». Молодая женщина посмотрела на него с недоверием. Она наверняка ждала, что он будет с ней беседовать, пытаться ее образумить. Но он попросил ее помочь разорвать простыню и из полосок ткани связать веревку. Когда в руках у Эриксона оказалась достаточно длинная веревка, он со знанием дела обмотал ею батарею и одним рывком выдернул ее из стены. Женщина застыла от ужаса. Через неделю ее здоровой выписали домой. Интерес к симптомам стоял у Эриксона на первом месте, чем он просто потрясал своих пациентов. Они-то стремились избавиться от своих симптомов, он же выказывал к ним свободный от предрассудков интерес. Говорят, что в случае с мальчиком из первой истории им двигал просто ненасытный энтузиазм в желании обнаружить «структуру» и подлинное послание симптома, пока ему самому не удалось удивить клиента «бессмысленным» набором слов. В случае с молодой женщиной он искал внутренний смысл ее жажды разрушений и сразу же нашел пробел. Он обнаружил, что эта ярость где-то останавливается (например, на батарее), и понял, что женщина надеется, что он чему-то ее научит. Когда же он этого не сделал, так сказать, обманул ее ожидания и выступил не как поборник порядка, а как еще один разрушитель, она сама распрощалась со своей жаждой разрушения, использовала то пространство, где остановилась сама, и снова стала «нормальной».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Редактор. Hansel und Gretel. Сценарий сказки на немецком
  • Невроз смешанный; mixed neurosis
  • Аутентичный и неаутентичный; Authentic and inauthentic; authentisch und inauthentisch
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Комплекс электры; Electra complex
  • Хайрулина Наталья Васильевна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ветер – ветерок»
  • Мюллер Макс. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Влечение к агрессии
  • Саморегуляторная функция психического; Selfregulatory function of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Анагогическое истолкование
  • Анализ дидактический
  • Амбивалентность
  • Влечение к разрушению
  • Метапсихология; metapsychology
  • Аналитик и пациент; Analyst and Patient; Analytiker und Patient
  • Эдвард Конзе. Буддизм и гнозис
  • Возврат вытесненного
  • Успение божьей матери, провозглашение догмы; Assumption of the Virgin Mary, Proclamation of Dogma; Himmelfahrt der Jungfrau Maria, Verkundigung des Dogma
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Семейный роман; family romance
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Эротизм уретральный (или уринарный); urethral erotism
  • Бисексуальность
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Бегство в болезнь
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Болебер В. Воспоминание и историзация: трансформация индивидуальной и коллективной травмы и ее межпоколенческая передача
  • Влечение к овладению
  • Невроз актуальный; actual neurosis
  • Истерия страха; anxiety hysteria
  • Давление (влечений); pressure
  • Нейтральность; neutrality
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Интроверсия; introversion
  • Лейцингер-Болебер М. Длинные тени прошлого. «Я до сих пор не знаю, кто я такой?» О психоаналитическом лечении одного из детей военного времени в Германии
  • Паранойя; paranoia
  • Стадия либидинальная; libidinal stage (или phase)
  • Интроекция; introjection
  • Сгущение; condensation
  • Этиология невроза; Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose
  • Самоанализ; self-analysis
  • Эрос
  • Идеал-я; ego ideal
  • Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь