Влечение к овладению

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1884



     Влечение к овладению
     Нем.: Bemachtigungstrieb. — Франц.: pulsion d'emprise. — Англ.: instinct to master (или for mastery). — Исп.: instinto de dominio. — Итал.: istinto или pulsione d' impossessamento. — Португ.: impulso или pulsao de apposarse.
     • Не поддающееся точному определению выражение, несколько раз использованное Фрейдом. Он имел в виду несексуальное и лишь вторично связанное с сексуальностью влечение, цель которого — силою овладеть объектом.
     • Немецкое слово Bemachtigungstrieb трудно поддается переводу (а). Обычно оно переводится на французский язык как maitrise или instinct de possession, что не вполне удачно: ведь maitrise предполагает контроль и господство, possession — обладание и сохранение, тогда как sich bemachtigen означает захват силой. Нам представляется, что французский вариант pulsion d'emprise (б) лучше учитывает эти смысловые оттенки.
     Что означает для Фрейда это влечение? В его работах речь идет о двух способах понимания проблемы:
     1) в текстах, предшествовавших "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), Bemachtigungstrieb описывалось как несексуальное влечение, которое лишь позднее связывается с сексуальностью: поначалу оно направлено на внешние объекты и выступает как основа детской жестокости.
     Фрейд впервые говорит об этом влечении в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905); источником детской жестокости выступает здесь влечение к овладению, первоначальной целью которого вовсе не было причинение страданий другому человеку, — этот момент просто не принимался в расчет на той стадии, которая предшествовала как состраданию, так и садизму (1а). Влечение к овладению считается независимым от сексуальности, "даже если на ранних стадиях оно соотносилось с нею благодаря связи их источников" (1b).
В "Предрасположенности к неврозу навязчивости" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913) вопрос о влечении к овладению встает в связи с отношением активность — пассивность*, преобладающим на анально-садической стадии: пассивность связана с анальным эротизмом*, а "...активность — с влечением к овладению в широком смысле слова: мы называем его садизмом, если оно подчинено сексуальному влечению" (2).
Вновь обращаясь в "Трех очерках" (издание 1915 г.) к проблеме активности и пассивности на анально-садической стадии, Фрейд утверждал, что опорой влечения к овладению служит мышечная система.
     Наконец, во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), где Фрейд впервые четко представил проблему садомазохизма*, в качестве главной цели "садизма" выступает унижение объекта, покорение его силой (Uberwaltigung). Страдание другого человека не было первоначальной целью; причинение боли при сексуальном общении становится целью лишь при мазохизме: садизм в эрогенном смысле слова — это как бы следствие вторичного обращения мазохизма на объект.
     2) В работе "По ту сторону принципа удовольствия" понятие влечения к смерти* приводит к иной постановке проблемы влечения к овладению.
     Происхождение садизма отныне описывается как обращение на объект самого влечения к смерти, обычно направленного на разрушение субъекта: "Быть может, садизм — это и есть, собственно говоря, влечение к смерти, отторгнутое от Я воздействием нарциссического либидо и потому способное проявиться лишь в отношении к объекту? Отныне оно подчинено сексуальной функции" (3а).
     Что же касается целей мазохизма и садизма, отныне представших как перипетии влечения к смерти, то акцент отныне ставится уже не на овладение, а на разрушение.
     Что происходит потом с этой властью над объектом? Она более не связана с каким-то особым влечением, но проявляется как разновидность влечения к смерти, подчиненного сексуальному влечению: "На оральной стадии либидинальной организации любовное овладение объектом (Liebesbemachtigung) совпадает с его уничтожением, затем садическое влечение обособляется в нечто самостоятельное и, наконец, на генитальной стадии, нацеленной на размножение, оно принимает на себя функцию такого овладения сексуальным объектом, которое необходимо для совершения полового акта" (Зb).
*
     Отметим, что наряду с понятием Bemachtigung Фрейд нередко использует близкое по значению понятие покорения — Bewaltigung. Это слово, которое мы предлагаем переводить на французский язык как maitrise, обычно обозначает у Фрейда способность справиться с возбуждением — независимо от того, порождается ли оно собственными влечениями или же связывает их извне (см.: Связывание, связанность) (в). Однако строгого терминологического разграничения между этими терминами не проводится, в особенности, потому, что между властью над объектом и властью над собственным возбуждением существует, с точки зрения психоанализа, несколько точек пересечения. Так, рассматривая в "По ту сторону принципа удовольствия" роль повторений в детской игре, Фрейд, в частности, предполагает, что "...это побуждение можно было бы объяснить влечением к овладению"... (Зс). В данном случае овладение объектом, символически подчиненным субъекту, осуществляется одновременно с процессом связывания травматического воспоминания с его энергетической нагрузкой.
*
     Одним из немногих авторов, кто попытался использовать и развить замечания Фрейда о понятии Bemachtigung, был Ив Хендрик, который в ряде своих статей вполне правомерно ввел эту проблему в рамки генетической психологии Я и исследования процессов обучения (learning). В целом он считал, что:
     1) существует некий instinct to master или потребность в овладении окружением, на которую психоаналитики не обратили внимания, увлекшись изучением механизмов поиска удовольствия. Речь идет о "врожденном влечении к действию и к обучению действию" (4а);
     2) это влечение изначально лишено сексуального характера; лишь впоследствии, в связи с садизмом, оно может приносить удовольствие;
     3) это влечение предполагает особое удовольствие — от успешного выполнения действия: "...изначальное удовольствие ищется в успешном выполнении центральной нервной системой функций, направленных на обеспечение целостности Я, что позволяет индивиду управлять своим окружением и изменять его" (5а);
     4) почему мы должны говорить об "инстинкте" к овладению, а, скажем, не о Я как особой организации, обеспечивающей такие способы получения удовольствия, которые не сводятся к удовлетворению инстинктов? Когда Хендрик призывает к "построению понятия, способного объяснить, какие силы приводят Я в действие" (6), об "определении Я в терминах влечения" (4b), речь идет, по сути, именно об "...инстинкте в его психоаналитическом понимании, т.е. о биологическом источнике напряжений, побуждающем к действию по определенньм схемам (patterns)" (5b).
     Такое понимание сходно со смыслом влечения к овладению у Фрейда; однако, по сути, Хендрик имеет дело с овладением во второй степени, предполагающим усиление контроля над самим действием.
     Впрочем, и сам Фрейд приходил к мысли о существовании влечения к овладению, об изначальном стремлении к овладению самим собой, усматривая его основу "в попытках ребенка владеть (Неrr werden) своим телом" (7).
     а) Во французских переводах вычленить это понятие трудно, поскольку одно и то же слово переводилось по-разному.
     б) Такой перевод мы видим у Грюнберга (8).
     в) В этом смысле термин Bewaltigung используется в ряде текстов Фрейда (9). В других местах встречаются и такие термины, как bandigen (укрощать) и Triebbeherrschung (овладение влечением) (10).
     (1) Freud (S.). а) Сf. G.W., V, 93—94; S.E., VII, 192—193; франц., 89. —b) G.W., V, 94; S.E., VII, 193. n.l: франц., 89.
     (2) Freud (S.). G.W., VIII, 448: S.E., XII, 322; франц., 443.
     (3) Freud (S.). a) G.W., XIII, 58; S.E., XVIII, 54; франц., 62. —b) G.W., XIII, 58; S.E., XVII, 54; франц., 62. —с) G.W., XIII, 14: S.E., XVIII, 16; франц., 15.
     (4) Hendrick (I.). Instinct and the ego during infancy, 1942. In: Psychoanalytic Quarterly, XI, 40.
     (5) Hendrick (I.) Work and the pleasure principle, 1943. In: Psychoanalytic Quarterly, XII. — a) 311. — b)314.
     (6) Hendrick (I.). The Discussion of "the instinct to master", 1943. In: Psychoanalytic Quarterly, XII, 563.
     (7) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 223; S.E., XIV, 130; франц., 49.
     (8) Grunberger (В.). In: R.F.P., 1960, 24, n. 2, 143.
     (9) Ср., например: Freud (S.). Uber die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomenkomplex als "Angstneurose" abzutrennen, 1895. G.W., I, 336 и 338; S.E., III, 110 и 112. Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914. G.W., X, 152; S.E., IV, 85—86. Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. G.W., XII, 83—84; S.E., XVII, 54—55; франц., 364.
     (10) Cf. Freud (S.). Die endliche und die unendliche Analyse, 1937. G.W., XVI, 69 и 74; S.E., XXIII, 225 и 229—230; франц., 12.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечение к разрушению
  • Влечение к агрессии
  • Влечение частичное
  • Давление (влечений); pressure
  • Догенитальный; pregenital
  • Влечение сексуальное
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Активность—пассивность
  • Влечения к жизни
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Бегство в болезнь
  • Стадия анально-садическая; anal-sadistic stage
  • Инстинкт; instinct
  • Влечения к самосохранению
  • Аллоэротизм
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Амнезия инфантильная
  • Замещение; substitute
  • Автоэротизм
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Танатос; Thanatos
  • Влечение
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Действие специфическое; specific action
  • Садизм — мазохизм, садомазохизм; sadism-masochism, sado-masochism
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Идеализация; idealisacion
  • Интериоризация
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Испуг; fright
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Влечения Я
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Садизм; sadism
  • Деформация (сна); distortion
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Примыкание; anaclisis
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Анаклитический
  • Эрос
  • Репрезентация (-top) психическая (ий) (а); psychical representative
  • Афанизис
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Возврат вытесненного



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь