Франке-Грикш Марианна. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29817

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

180
Школьники часто неосознанно задевают больные места учителя. Если учителю удается ощутить свою собственную аналогичную боль, отношения проясняются.
Но иногда дети используют учителей, чтобы справиться с чем-то, что идет из их семьи.
Уважение к судьбе ученицы
Как-то раз одна учительница очень взволнованно рассказала мне о том, что у нее в классе есть ученица, второгодница, которая пока так и не влилась в коллектив. Никто точно не знал, почему этой умной девочке пришлось остаться на второй год. Учительница знала только, что до брака с матерью ее отец был женат на сестре матери, которая умерла от
рака.
Итак, учительница рассказала, что на шестом уроке девочка вела себя так, что она не выдержала и выставила ее за дверь. Почти с триумфом в глазах девочка, громко топая своими модными тяжелыми ботинками на толстой подошве, направилась к двери. Это уже по-настоящему разозлило учительницу. В то же время принятую по отношению к девочке меру она сочла своим педагогическим провалом, не говоря уже о том, что оставлять ученика одного за дверью просто не разрешается.
Первым, что пришло мне в голову, было предположение, что девочка стремится к исключению. Она умна и, тем не менее, не смогла перейти в следующий класс, она доводила учительницу до тех пор, пока та не выгнала ее из кабинета, то есть исключила. Я сказала: «Ребенок пытается вам что-то
сообщить!»
В то же время учительница сказала, что как раз за последние недели у них с этой девочкой установился хрупкий контакт, и привела.некоторые доказательства доверия со стороны девочки.
Мы расставили ситуацию:
181

Рис. 1
У —учительница
Д — девочка
М — мать девочки
СМ — умершая сестра матери О — отец
Образ показал, что девочка идентифицирована со своей умершей тетей.
Она не воспринимала свою мать как мать, у нее была только эта тонкая ниточка симпатии к учительнице. Девочка: Я стою рядом с тетей, и мне тут хорошо. С матерью
и отцом контакта нет. Учительница мне приятна.
Тогда я попросила учительницу слегка поклониться перед девочкой и сказать: «Я уважаю твою судьбу. Я знаю, что своей жизнью ты обязана смерти тети».
Учительница повторила эти слова. И поклонилась еще раз.
Девочка (спонтанно): Теперь ты меня поняла.
На одной из последующих супервизий учительница сообщила, что напряженность в отношениях с девочкой спала. Та даже несколько раз к ней приходила и взяла на себя социальные функции в классе. До начала уроков она переводит детей через дорогу и относит заболевшим домашние задания.
По опыту семейной расстановки я знаю, что дети могут быть идентифицированы с бывшим партнером отца или матери, особенно если их жизнь, как в этом случае, связана со смертью предыдущего партнера. Это душевный конфликт, и
182
девочка пытается разрешить его тем, что все время уходит, как ушла ее тетя. Она бессознательно копирует ее судьбу. Благодаря расстановке учительница увидела, какой динамике следует девочка, и смогла отнестись к ней с уважением. Это принесло разрядку в их отношения, хотя с девочкой она ни разу об этом не говорила.
Дитрих просто не ходит в школу
Однажды мне позвонила мама 15-летнего мальчика. Она была в полном отчаянии. Вот уже несколько недель ее сын отказывался ходить в школу. Она воспитывала его одна, ей нужно было ходить на работу, но отправить его в школу силой она тоже не могла. Он упорно хотел оставаться дома. Мальчик хорошо учился, у него были друзья в классе, т.е. никакой видимой причины не ходить в школу у него не было.
Мама вместе с Дитрихом пришла ко мне на прием. Я сказала мальчику, что, по-моему, он и сам не знает, почему перестал ходить в школу. Мальчик совершенно серьезно кивнул, и я попросила мать, которая тут же, в моем присутствии, начала убеждать его с помощью логических аргументов, ничего пока не говорить. Я слышала, что отец мальчика ушел из семьи вскоре после его рождения и что они мало контактировали. На вопрос, были ли в семье отца какие-то тяжелые события, мать сначала ничего говорить не хотела. Внезапно атмосфера сгустилась, как бывает всегда, когда на свет выходит что-то очень важное. По необъяснимым причинам отец мальчика просил его маму никогда не говорить Дитриху, как погиб его брат, дядя Дитриха. Только теперь она все ему рассказала. Когда дед и два его сына были на войне, 15-летний брат, младший ребенок, единственный остался дома с матерью. В марте 1945 года молодых людей в его местности еще призывали в армию. Брат отца был на несколько месяцев младше призывного возраста. Его мать была очень рада, что сын может остаться дома. Но он сбежал и тайно присоединился к своим товарищам, которые были
183
чуть старше его. На первом же задании он погиб. Мать мальчика, то есть бабушка Дитриха, чуть не сошла с ума. После войны, почти в пятьдесят лет, она родила еще одного сына, это был отец Дитриха.
Дитрих бурно отреагировал на рассказ матери. Он громко повторял: «Почему вы мне этого не сказали, почему вы мне этого не сказали?» Мы распрощались без комментариев. Через две недели мать рассказала мне, что со дня нашей встречи Дитрих снова ходит в школу.
В очень многих семьях военные судьбы табулируются, о них не рассказывают. Непрошедшая скорбь действует и через поколения и неосознанно, как в случае Дитриха, развивает символическую динамику. Дитрих оставался дома за своего погибшего дядю. Но это уже никому не могло помочь, он только исключал себя и вредил себе. Когда он узнал эту историю, скорбь о погибшем дяде смогла вырваться наружу. Прорыв принес успокоение.
«Мама, мама, я никогда больше не убегу!»
В этом примере я расскажу о работе с родителями, девятилетний сын которых совершенно перестал слушаться и дома, и в школе. Последние полгода он постоянно убегал, поэтому за ним приходилось следить и по дороге в школу, и на переменах. Отцу уже не раз приходилось забирать мальчика с разных крупных вокзалов Германии. Поведение ребенка для всех было просто необъяснимым. Школа не хотела больше отвечать за присмотр, поэтому родители в полном отчаянии пришли на супервизию.
На мой вопрос, что же такого случилось полгода назад, мать сообщила только, что она испанка, с шести лет жила с родителями в Германии и десять лет назад вышла замуж за немца. Выйдя на пенсию, ее родители вернулись в Андалу-зию, где ее мать полгода назад умерла.
Сначала я не нашла здесь никаких оснований для такого поведения мальчика. И все же это была хоть какая-то зацепка, и я решила пройти по этому следу немного дальше.
184
Я по опыту знаю, что в детях эмигрировавших родителей часто оживает любовь и тоска по покинутой родине, хотя обычно они совсем не знают этой страны, в то время как сами родители никакой ностальгии не испытывают и искренне пытаются создать для детей хорошую родину.
Тогда я попросила женщину с помощью заместителей расставить себя, своего сына и андалузцев-родителей.
Оказавшись перед родителями, заместительница женщины сразу расплакалась.
Она сказала им: «Я покинула свою родину и вышла замуж за немца. Здесь живет наш ребенок. Потеря родины причиняет мне боль».
Тогда заместитель отца обнял дочь (она сразу же встала в расстановку вместо заместительницы), и они оба заплакали, i Потом он обнял заместителя внука и сказал ему: «Твоя родина — Германия, но ты имеешь право любить Андалузию». Мальчику это понравилось.
Снова сев на свое место, женщина вдруг заметила: «Я и не знала, что у меня была тяжесть в желудке, а теперь знаю, потому что она прошла».
Через два дня она мне позвонила и рассказала, что после супервизии, когда они с мужем пришли домой, дверь им открыл сын. Он подскочил к ней, обнял и закричал: «Мама, мама, я никогда больше не убегу».
Мальчик не знал, что его родители были на супервизии, но он почувствовал облегчение матери. Год спустя я снова встретила эту пару на семинаре для семей. Они были очень счастливы, их сын развивался позитивно. Он ни разу больше не удирал и ему разрешили остаться в этой школе.
Мать мальчика, сама того не зная, носила в себе тоску по родине в форме неосознаваемой тяжести в желудке. Если родители находятся под постоянным давлением, дети чувствуют это. Они бессознательно делят с родителями это напряжение и стремятся восстановить равновесие, что в случае этого мальчика выражалось в упрямстве. Когда в Андалузии умерла бабушка мальчика, эта тоска, похоже, снова претерпела изменение. Теперь молодая женщина была
185
словно бы обязана вернуться на родину. По всей видимости, мальчик вместо матери выражал это своим маниакальным желанием путешествовать. Когда на супервизии женщина в объятьях заместителя отца ощутила эту не осознаваемую ранее боль, ее напряжение спало. Теперь мальчик свободен в своем развитии.
Насилие в школе
Насилие и наркомания в школе стали в последние годы тяжелой, а в некоторых классах почти неодолимой проблемой.
Учителя в этих классах часто оказываются «заперты» между потребностью большинства ребят в спокойной рабочей атмосфере, беспокойством, возникающим вокруг агрессивных подростков, и вниманием, которое они к себе привлекают. Чем яснее учитель понимает свою задачу, а именно создание в классе атмосферы, в которой возможна учеба, тем лучше он способен оценить границы своих возможностей в рамках этих требований. Агрессивные школьники перенапрягают силы и учителя, и класса. В таких случаях ответственность должна быть разделена с учительским коллективом и ректором. При этом зачастую речь идет о беседах, наблюдениях и оценке ситуации до того, как что-то произойдет, и сообщении этих наблюдений родителям.
На супервизиях мы все чаще сталкиваемся с тем, что учителя чувствуют себя в изоляции, они боятся оказаться один на один с группой агрессивных подростков. Они воспринимают эту ситуацию как проявление собственной несостоятельности и слишком часто бывают склонны молчать об этом из страха обнаружить свою «неспособность» перед коллегами.
В таких случаях наша работа всегда была направлена на то, чтобы учителя снова почувствовали себя частью коллектива и в нем искали непосредственной поддержки. Кроме того, при взгляде на школьное руководство, школьные власти, все административные посты и родителей становится ясно, что учитель просто не в состоянии в одиночку разре-
186
шить комплексные проблемы. Если учитель внутренне откажется от завышенных притязаний, он расслабится сам и тем самым окажет успокаивающее воздействие на ситуацию в целом. Когда напряжение спадает, становится легче найти хорошие решения и для учеников, и для родителей.
Мы не побеспокоились
В одной школе 16-летний ученик, который уже давно обращал на себя внимание своим поведением, в течение двух уроков угрожал учительнице заряженным пистолетом и вынудил класс все это время, включая перемену, оставаться в кабинете. На супервизии учительница и все ее коллеги получили возможность высказаться по поводу этого инцидента. Минимум десять из пятнадцати присутствующих коллег обратили внимание на то, что учительница не отпустила класс на перемену и что дверь в кабинет осталась закрытой. Загляни кто-нибудь в класс, и ситуация сразу бы изменилась. Учителя со всей очевидностью поняли, насколько важна их сплоченность. Они чувствовали себя виноватыми перед коллегой.
Кроме того, за несколько недель до происшествия было отклонено ее предложение поговорить об этом ученике и дать ему оценку на педагогическом совете.
Директор - часть коллектива
На супервизии одного учительского коллектива присутствовала большая часть учителей, директор же не пришел. Учителя выражали свое недовольство этим, ругали его, было видно, что они рассержены и обескуражены.
Речь шла о действительно важном для всей школы деле. Я тоже была согласна с тем, что решить этот вопрос без директора коллектив не мог. В таком составе учителя могли только собрать предложения и разработать варианты решения.
Тогда я показала им один прием. Я поставила рядом с собой пустой стул. Это был пустой стул директора. Затем я по-
187
просила учителей, чтобы они по очереди, на десять минут каждый, садились на этот стул. Мы начали работу. Учителя успокоились и нашли хорошие варианты решения. Те учителя, которые как раз занимали директорский стул, высказывались с (предположительной) точки зрения директора. Создалось полное впечатление его присутствия.
В конце супервизии я попросила «заместителей» директора рассказать, как они себя чувствовали, сидя на «директорском» стуле. Один из них сказал: «Если он и в самом деле чувствует себя так, как чувствовал себя я, то он просто не может поступать иначе. Я чувствовал себя слабым и очень подавленным». Другие испытывали аналогичные ощущения.
Через две недели я получила обратную связь. Настроение в школе резко переменилось. Учителя рассказывали об удивительно хорошем, новом опыте общения с директором. Он попросил рассказать ему о нашей встрече и был абсолютно открыт для предложенных коллегами решений. На следующую супервизию он обязательно придет.
Оба следующих примера показывают, что последствия нацизма до сих пор могут проявляться и ощущаться учителями в их работе.
Я признаю вас как своего ректора
Один учитель рассказал о своих проблемах с ректором. Его пригласили в ректорат в связи с дисциплинарными трудностями в одном из классов. Критический тон, которым разговаривал с ним ректор, был унизителен и заставил учителя, как он выразился, «упереться». Ведь ясно, что он и так был заинтересован в изменении ситуации в классе, ему нужна была помощь, а никак не выговор.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Редактор. Hansel und Gretel. Сценарий сказки на немецком
  • Невроз смешанный; mixed neurosis
  • Аутентичный и неаутентичный; Authentic and inauthentic; authentisch und inauthentisch
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Комплекс электры; Electra complex
  • Хайрулина Наталья Васильевна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ветер – ветерок»
  • Мюллер Макс. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Влечение к агрессии
  • Саморегуляторная функция психического; Selfregulatory function of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Анагогическое истолкование
  • Анализ дидактический
  • Амбивалентность
  • Влечение к разрушению
  • Метапсихология; metapsychology
  • Аналитик и пациент; Analyst and Patient; Analytiker und Patient
  • Эдвард Конзе. Буддизм и гнозис
  • Возврат вытесненного
  • Успение божьей матери, провозглашение догмы; Assumption of the Virgin Mary, Proclamation of Dogma; Himmelfahrt der Jungfrau Maria, Verkundigung des Dogma
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Семейный роман; family romance
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Эротизм уретральный (или уринарный); urethral erotism
  • Бисексуальность
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Бегство в болезнь
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Болебер В. Воспоминание и историзация: трансформация индивидуальной и коллективной травмы и ее межпоколенческая передача
  • Влечение к овладению
  • Невроз актуальный; actual neurosis
  • Истерия страха; anxiety hysteria
  • Давление (влечений); pressure
  • Нейтральность; neutrality
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Интроверсия; introversion
  • Лейцингер-Болебер М. Длинные тени прошлого. «Я до сих пор не знаю, кто я такой?» О психоаналитическом лечении одного из детей военного времени в Германии
  • Паранойя; paranoia
  • Стадия либидинальная; libidinal stage (или phase)
  • Интроекция; introjection
  • Сгущение; condensation
  • Этиология невроза; Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose
  • Самоанализ; self-analysis
  • Эрос
  • Идеал-я; ego ideal
  • Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь