Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12333

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4.2.1. Без задачи дело не пойдет -разработка цели и задачи
Главные цели системно-конструктивистского коучинга, как он до сих пор был представлен, можно классифицировать на две общие главные цели, которые могут несколько изменяться в зависимости от клиента:
♦ Главная цель коучинга:
Реализация потребностей и интересов клиента (например, менеджера и т.п.), как то,
- компетенция и успех во взаимодействии с сотрудниками;
- подход к самому себе в смысле собственной психогигиены;
- создание имиджа в организации как компетентного менеджера.
♦ Главная цель коучинга:
Реализация потребностей, желаний и интересов нескольких «участников» проблемной ситуации в отношении устоявшихся и актуальных ожиданий.
Возможные эффективные шаги к достижению двух главных целей коучинга представляют собой следующие подцели:

♦ «Освободить голову клиента», чтобы создать больше новых возможностей для формирования дополнительных перспектив.
♦ Положительно оценить текущее состояние проблемной ситуации, в которой находится клиент, и с помощью техники рефрейминга дать новые импульсы для развития.
♦ Прояснить отношения между клиентом и другими сотрудниками, которые опосредовано или непосредственно втянуты в проблемную ситуацию или систему.
♦ Расширить поле наблюдения на других людей и вовлечь их в системные мероприятия.
♦ Адекватно реагировать на успех и неудачу.
Любой коучинг-процесс начинается с первой встречи, которая иногда является самым важным сеансом консультирования из всех встреч. Ведь во время первой встречи между коучем и клиентом проясняются желания, и из желаний генерируются задачи. При этом, с одной стороны, имеются ввиду желания клиента, который ищет помощи в решении проблемы, а с другой стороны, желание консультанта предоставить помощь в решении проблемы.

Коммуникация по поводу этих желаний и разработка конкретных критериев для выполнения поставленной задачи приводит к формированию клиентом заказа консультанту. Коуч с помощью целенаправленных вопросов уточняет постановку задачи: что я могу для Вас сделать? То есть клиента стимулируют представить свое желание. Впрочем, консультант, который действует согласно системно-конструктивистской модели, старается направить клиента, так, чтобы он кратко и конкретно сформулировал свое желание, а не останавливался на, как правило, обширном определении проблемы.
В основе этого лежит ориентированный на решение подход, как его разработал, например, Стив де Шейцер, который считал, что клиент уже продолжительное время работает над проблемой и поиском ее причин. Поэтому пришло время заняться решением проблемы.
Итак, чтобы заняться этим решением проблемы, коуч задает клиенту вопрос, как он конкретно представляет себе цели консультирования, то есть чего клиент хочет добиться на этих встречах. Что касается критериев для определения цели, то она должна быть:

♦ как можно более конкретна;
♦ скорее «небольшая» и сформулированная клиентом как реализуемая;
♦ рисующей наличие чего-либо;
♦ концентрирующей внимание на начале чего-либо;
♦ воспринимаемой другими как конкретная;
♦ рисующей доступные наблюдению изменения;
♦ индивидуально приемлемой.
Также необходимо выработать конкретные критерии для выполнения заказа: по каким признакам Вы определите, что консультирование успешно? А также прояснить функции консультанта: что может/должен сделать консультант, чтобы вместе с клиентом добиться цели? Ведь для консультанта очень важно конкретно знать, в чем заключается его функция. Другими словами, он должен постараться получить конкретный заказ.
4.3. Этап 3 - формирование идей
На этом этапе объединяют предложения и идеи для решения проблемы, и выясненные на

первом этапе подходы к решению, как это предложил Уве Грау: «... уже существующие подходы к решению по возможности должны быть дополнены другими предложениями, так как с ростом количества существующих идей также растет вероятность решения проблемы». При этом особенно важно, чтобы при сборе идей они были как можно более разнообразны и многочисленны, а коуч и клиент изначально не оценивают их. Ведь в соответствии с ориентированным на решение подходом, все идеи и предложения нужно сформулировать и принять во внимание, так как креативный процесс - думать в критериях возможного - может очень сильно «пострадать», если очень критично относится к отдельным предложениям.
«Критику нужно оставить на потом. Более эффективна рефлексия, когда все участники процесса еще раз анализируют уже выясненные особенности ситуации со всех сторон. Этот процесс очень точно описывает английское понятие «мозговой штурм». Два ключевых правила мозгового штурма: 1. Любая идея важна. 2. Любую критику лучше оставить на потом».
Другая возможность действовать конструктивно - проверить, какие ресурсы есть в наличии. То есть, например, задать вопрос: что раньше лучше всего помогало в подобных проблемных ситуациях? Как правило, клиент чрезмерно концен-

трируется на своем видении проблемы, что мешает ему проанализировать себя и свои возможности решить эту проблему, а также поверить в себя и свой потенциал это сделать. Поэтому имеет смысл вернуться к позитивному прошлому, где клиенту удавалось реализовать решение проблемы. Вероятно, можно будет перенести варианты прошлых, успешно реализованных попыток на текущую проблемную ситуацию. Важная задача для коуча, который хочет работать с клиентом, ориентируясь на цель и решение, - осознанно стимулировать его задуматься над своими преимуществами. Ведь таким образом становятся «...понятны отправные точки, которые подходят лучше всего». В этой коучинг-модели «клиент - король», и, исходя из этого, может быть выработан только такой способ работы с клиентом, который соответствует его характеру и его личностным свойствам. Ведь чем больше предложения по решению проблемы будут соответствовать способностям и навыкам клиента, тем больше вероятность успеха в решении проблемной ситуации. Выяснение компетенций клиента с целью использовать их - один из важных моментов в консультировании, поскольку
в этой модели консультирования основная гипотеза состоит в том, что клиент занимает центральное место.

«Что для Вас могло бы быть первым, небольшим, но важным шагом к решению проблемы?» -вот следующий вопрос для сужения разнообразия способов решения. Поскольку этот вопрос задают на фоне рассуждений о том, что, как правило, большие изменения - это следствие малых шагов, угол зрения клиента перенаправляется на его позитивные ожидания. Он будет проектировать подобные маленькие шаги в ходе консультирования и в результате сконцентрирует свое внимание на том, чтобы разглядеть эти небольшие изменения и в реальной повседневной жизни. Поэтому целесообразно стимулировать клиента проговорить эти небольшие позитивные изменения на уровне поведения. Ведь в результате этого они действительно будут наилучшим образом доступны наблюдению. Так, консультант во время последующих встреч должен задавать клиенту вопросы о том, какие конкретные изменения он смог разглядеть в своей повседневной практике. В большинстве случаев этот метод позволяет получить позитивные результаты, поскольку, как известно, изменения происходят непрерывно и очень важно понимать - как это сформулировал Грау - «...воспринимаются ли эти изменения». Таким образом, задача коуча состоит в том, чтобы сделать клиента «чувствительным» к этим изменениям.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Решение проблем»
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Притча «Три вопроса»
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Сергань Наталья Николаевна. Конспект сценария спортивной квест–игры для родителей и детей старшего дошкольного возраста в выходной день «Малое опасенье — большое спасенье»
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Притча «Я дам тебе решение»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Игра «Разотождествление».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Как уйти от бед?
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Притча «Откуда Счастье появляется?»
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь