Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12302

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ной теории, которая обосновывает свои положения, опираясь на «кибернетику второго порядка» и научные выводы, постулируемые радикальным конструктивизмом, простое причинно-следственное мышление больше не приемлемо. Она [системная теория] предполагает изменение мышления в процессе консультирования клиента (вернее, с клиентом):
«Сориентированный на решение подход требует изменить мышление - вместо «больше того же самого» необходимо «больше другого». Вместо «больше проблем, больше распознания причин, больше анализа проблем» — «больше решений, больше гипотетических решений, больше представлений о более радостном будущем»».
В коучинг-процессе речь идет, главным образом, о том, «... чтобы размыть, ослабить, пересмотреть устоявшиеся взгляды и способы описания проблем, чтобы создать возможность для альтернатив - в мышлении и действиях». Именно так в этой модели следует определить задачу коуча, который, как мы говорили выше, является «экспертом в постановке вопросов и проблем». Его задача - поставить вопросы и определить проблему. Ведь, как это четко сформулировали Харгенс и Грау, проблемы и вопросы можно «... поставить (представить) и таким образом рассмотреть с са-

мых разных сторон». Это опять-таки создает «... подвижность, многообразие перспектив и другие возможности...»
Другой основной принцип - это «рефлексия» и «открытое обсуждение» («вынесение на поверхность»). Рефлексия в этой связи означает совместное - клиента и коуча - рассуждение над проблемой и выработанным решением. То есть, в ходе консультирования применяется рефлексивный подход к проблеме. Клиент и коуч вместе обдумывают решение и следующие за ним действия в повседневной профессиональной практике клиента. Совместное обдумывание может происходить и в «рефлексивной команде», которая сформирована как идейный пул для клиента и цель которой - совместно критически анализировать ситуацию клиента, а также коучинг-процесс.
«Открытое обсуждение» в системно-конструктивистском коучинге обозначает, прежде всего, технику «метадиалога», который, если консультирование проводят два консультанта, происходит между консультантами в присутствии клиента. То есть, «... в любое время перед клиентом, то есть, открыто, консультанты обращаются к тем или иным вещам (например, вопросы, сомнения, ассоциации, скрытые смыслы, встречные вопро-

сы, идеи, «сопутствующие проблемы»), обсуждают их - и, по сути, это и означает «иметь возможность рефлексировать»».
В качестве «открытого обсуждения» здесь следует понимать также просто возможность консультанта «указывать» на все, что во время консультирования приходит в голову ему или клиенту, и, таким образом, предоставлять клиенту возможность понять свои (консультанта) мысли или ассоциации, которые часто бывают полезны в совместной работе над решением.
Метафорически, фундаментом, на котором построены основные принципы, служит «уважение» коучем «знаний» клиента в ходе процесса консультирования. При этом уважение нужно рассматривать не как таковое само по себе, «... а как нечто, что вновь и вновь реализуется в актуальном взаимодействии во время встречи...» То есть, как это сформулировали Харгенс и Грау:
«Мы уважаем конструкцию реальности клиента, потому что она — по сравнению со всеми другими возможными конструкциями — «в равной степени значима», но, тем не менее, не «в равной степени желанна»... Этот опыт, используемый в терапевтической беседе, дал нам понять (и укрепил нас в этом), как сильно мы подвержены влиянию наших собственных

пред-рассудков - и, таким образом, мы склонны навязывать нашему собеседнику наши пред-рассудки как всеобщее мнение».
Здесь следует указать на тот факт, что мы всегда действуем в области «пред-рассудков», «... так как у нас нет прямого и непосредственного доступа к «действительности извне»». Ведь то, какие предрассудки являются доминантными в социальном и культурном контексте, прежде всего, зависит от социальных переговоров и договоренностей.
Наряду с уважением к конструкции клиента, мы, как коучи, не должны забывать и свою конструкцию мира и «... практиковать уважение также к себе самому».
«Например, это означает, что ориентированный на решение подход центрирован не только на технике, но и отражает позицию, которая проявляется в поведении терапевта (консультанта). В этом смысле также поведение терапевта (консультанта), созданная им история - всегда находятся в зоне внимания, их можно «отбросить», поставить под сомнение, но они достойны уважения».
На основе всего этого и принимая во внимание представление о человеке, которого придерживаются в системно-конструктивистском подходе и которое направляет все наши действия, и воз-

никла эта коучинг-модель. А именно: уважение всегда базируется на сохранении предварительных гипотез, подходов в рассуждениях и установок «другого рода» в их инаковости, чтобы, как это постулировали Харгенс и Грау, «... позволить, чтобы нами управляло «неожиданное любопытство» тщательно исследовать импликации, предпосылки и следствия существующей конструкции».
Напоследок я хотел бы еще раз кратко представить основные принципы системно-конструктивистского коучинга, примером которого является «Кильская модель консультирования» (при этом я хочу сослаться на Грау).
Основные принципы Кильской модели консультирования:
♦ Консультант и клиент формируют систему консультирования, цель которой - решение проблемы и которую, по необходимости, можно разработать на длительный срок.
♦ Консультирование построено как внешнее по отношению к организации, дистанцированное консультирование клиента.
♦ Клиент занимает центральную позицию в консультировании, которое построено на базовых принципах сотрудничества.

♦ Клиент привносит в консультирование свою реконструкцию проблемы.
♦ В общей беседе о проблеме производится дополнительная информация.
♦ Консультант и клиент совместно формируют новые подходы к проблеме.
♦ Изменение подхода позволяет разработать альтернативные планы действий.
♦ В повседневной рабочей жизни клиент может адекватно реализовать разработанные планы действий.
3.2. Условия для проведения
Кильская модель консультирования сконструирована так, что в большинстве случаев консультацию с клиентами совместно проводят два консультанта. Клиентом может быть один человек, который нуждается в помощи коуча, или несколько людей, например, организационная команда. При этом на практике часто возникают ситуации, когда консультирование проводит только один коуч. Согласно этой модели, консультирование клиентов должно быть индивидуальным, то есть, получающий консультацию человек должен получать

ее за пределами своей организации. Тем не менее, встречи, конечно же, проходят и «внутри» организации, но четкое разграничение индивидуальных результатов коучинг-процесса и здесь обязательно сохраняется.
Условия проведения следующие: встречаются один или два консультанта и один клиент, которые вместе за одним столом образуют «консультационный кружок». «Кильская модель консультирования» работает с «рефлексивной командой», которая функционирует отдельно от консультационного кружка - или, как это принято в системной семейной терапии, за односторонним зеркалом, или в той же самой комнате, сидя где-нибудь в стороне и наблюдая за процессом консультирования. Со временем консультант «вводит» ее в процесс консультирования.
«Работа вдвоем» - характерный признак этой системно-конструктивистской коучинг-модели, которая построена, прежде всего, на возможности «метадиалога». Метадиалог служит для конструктивного обмена консультантов друг с другом в присутствии клиента и предоставляет возможность «... включить «Я» консультантов». Грау и Харгенс обосновывают работу вдвоем во время консультирования следующим образом:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Притча «Про любовь»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Последствия отворота
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Болезнь философии»
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Самость; Self; Selbst
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Притча «Полюбить свое тело»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь