|
Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 46363
Автор: Айзенк Г., Айзенк М.
Название: Исследования человеческой психики. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК
бального поведения, предназначенного для того, чтобы восстановить желаемый уровень интимности. Майлс Паттерсон согласился с тем, что усиление интимности со стороны одного из членов пары может привести к компенсаторному снижению интимности со стороны другого, но указал при этом, что в отношении влюбленных пар справедливо обратное. Обычно усиление невербальной интимности со стороны одного партнера ведет к возрастанию невербальной интимности со стороны другого. Другими словами, влюбленные обычно скорее отвечают взаимностью на интимное поведение, чем компенсируют его. Паттерсон заявил, что высказанные ранее теории требуют некоторых дополнений. Он высказал предположение, что усиление невербальной интимности со стороны одного из членов пары вызывает физическое возбуждение и связанное с ним эмоциональное состояние. Если усиление невербальной интимности ведет к негативным эмоциональным реакциям (например, к беспокойству), тогда другой человек будет реагировать компенсаторным поведением (уменьшение зрительного контакта, большая физическая дистанция и т.д.). С другой стороны, если создается положительное эмоциональное состояние (например, любовь), тогда будет наблюдаться обмен спонтанными интимными сигналами, приводящий к новому и гораздо более высокому уровню интимности. Почему Арджайл и Дин и другие исследователи столь настойчиво подчеркивали негативные эмоциональные реакции на усиление интимности, практически исключив положительные реакции? По мнению Паттерсона, ответ заключается в том, что большинство психологических экспериментов не располагают к радостным эмоциям. Пары людей, принимающие участие в большинстве экспериментов, совершенно незнакомы друг с другом, обстановка обычно не слишком располагает к задушевному общению (например, ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 65 лаборатория или многолюдное место), а участники вынуждены оказываться в довольно экстремальных обстоятельствах (например, их вынуждают сидеть едва ли не на голове друг у друга или терпеть пристальное разглядывание в течение продолжительного времени). Неудивительно, что реакцией людей на такие неприятные обстоятельства является чувство дискомфорта или нервозность, а затем очевидное снижение невербальной интимности. Поразительным контрастом этому является взаимодействие матери и ребенка в домашних условиях. Британский психолог Джон Баулби сделал заключение, что чем больше малыши улыбаются своим матерям, тем вероятнее, что матери будут подходить к ним, разговаривать с ними или петь им, брать их на руки и обнимать. Так же и мы порой реагируем на невербальную интимность скорее с открытыми объятиями, чем настороженной позой или бегством. Если бы мы вели себя иначе, человеческая раса давно бы уже исчезла с лица земли. Вместо заключения Наиболее важная функция невербальных сигналов — выражать подлинные чувства, которые один человек испытывает по отношению к другому. Любовно привязанные друг к другу пары любят стоять ближе друг к другу, чем те, кто не испытывает друг к другу чувства привязанности. Для каждой пары людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, существует скорее всего свой уровень интимности, а отклонения от этого уровня вызывают дискомфорт и по возможности компенсируются. Нарушение границ личного пространства (или отказ вступать в зону личного пространства другого человека по этой причине) — особенно мощный не- 66 Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК вербальный сигнал. Если незнакомый нам человек стоит гораздо ближе к нам, чем нам бы хотелось, несомненно, проявляются признаки смущения: мы становимся напряженными и начинаем нервничать и даже можем попытаться спастись от ситуации бегством. Отнюдь не ясно, почему каждый имеет свое личное пространство, но в своем стремлении устанавливать некий невидимый барьер между собой и остальными мы не одиноки среди представителей животного мира. Значение этого барьера для нас можно оценить по тому, какие сильные эмоции мы испытываем, когда за этот барьер заходят непрошеные люди. 4 Опасности подчинения Практически все общества строятся на основе иерархий, в которых некоторые люди получают власть и влияние над остальными. В нашем обществе, к примеру, в разной степени такую власть имеют родители, профсоюзные лидеры, директора учебных заведений и управленцы. Но отношения между лицами, облеченными властными полномочиями, и их подчиненными почти обязательно приводят к моральному конфликту. Это очень наглядно проиллюстрировано в истории Авраама, которому господь повелел убить своего сына Исаака. Дилемма Авраама состояла в том, что он одновременно испытывал любовь к богу и к своему сыну, а от него явно требовали предать одного из них. Как далеко должна была идти его покорность богу? Сходный конфликт возникает, когда солдатам на войне отдают приказ убивать беззащитное гражданское население, как это случилось во Вьетнаме, когда лейтенант Келли приказал уничтожить гражданское население в Милэ. Защита Келли основывалась на том, что он следовал приказам своего начальства. Итак, как же люди решают конфликты, с которыми они сталкиваются, когда облеченные властью лица отдают приказы, попирающие человеческую жизнь и 68 Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК человеческое достоинство? Психологи попытались решить эту проблему, а их ответы на этот вопрос дали немало ценных и неожиданных сведений о человеческой натуре. Контрольный эксперимент: подчинение власти Наиболее важная и известная работа по этой теме была выполнена Стэнли Мильграмом в Йельском университете в 60-х годах. Его работа произвела столь сильный эффект, что ему присудили премию по социальной психологии Американской ассоциации развития науки. Одним из многих поразительных моментов в работе Мильграма было то, что полученные им результаты удивили как его самого, так и его коллег по науке, не говоря уже о публике. В самом деле, в своей работе ему практически полностью удалось избежать того, что среди прочего чаще всего вменяется в вину психологическим исследованиям, а именно, что данные экспериментов просто подтверждают здравый смысл. Тому, кто незнаком с работой Мильграма, возможно, будет интересно самому предположить, сколько подчинения власти экспериментатора было выказано людьми самых разных возрастов и занятий, которые принимали участие в следующем эксперименте. Представьте себе, что вы прибыли в Йельский университет, чтобы принять участие в исследовании обучения и памяти. Вы заходите в комнату, где вас встречает экспериментатор — 31-летний преподаватель биологии, у которого довольно суровая манера обращения с людьми. В комнате также находится еще один человек, который будет принимать участие в эксперименте. Это полноватый 47-летний бухгалтер ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 69 ирландского происхождения, с мягкими и располагающими к себе манерами. Экспериментатор сообщает вам, что его интересует влияние наказания на обучение. Все как будто определяется жребием, который решает, что бухгалтер будет учеником, а вы учителем. Вы все переходите в смежную комнату, в которой ученика пристегивают к «электрическому стулу», прикрепляя ему на запястье электрод. На кожу ему накладывается электродная паста, чтобы «избежать ожогов и пузырей». Вам сообщается, что электрод соединен с находящимся в лаборатории электрогенератором. Затем вы идете в другую комнату, в которой стоит электрогенератор. На его панели 30 тумблеров, на каждом из которых указано напряжение — от 15 до 450 вольт. Группы из четырех переключателей напряжения имеют маркировки: «Слабый разряд», «Средний разряд», «Сильный разряд», «Очень сильный разряд», «Интенсивный разряд», «Крайне интенсивный разряд» и «Осторожно: Сильнейший разряд». Последние два переключателя помечены просто «XXX». Вам сообщают, что вы должны подвергать ученика разряду электрического тока всякий раз, когда он дает неправильный ответ, а также должны «переключать тумблер на панели электрогенератора, увеличивая напряжение, всякий раз, когда ученик дает поспешный и неправильный ответ». Вам также говорят, что хотя разряды могут быть очень болезненными, они не вызывают необратимых повреждений тканей. Для демонстрации того, что оборудование работает, вас самих подвергают разряду электрического тока напряжением 45 вольт. По мере усложнения учебной задачи ученик допускает больше ошибок и соответственно получает все более сильные разряды. После того как его подвергают разрядам в 75, 90 и 105 вольт, он просто стонет. При разряде в 120 вольт он кричит экспериментатору, 70 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|