Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 46484

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

если вы спросите разных людей, почему такой-то человек ограбил банк, они, вероятно, скажут вам, что он темная личность, человек с сомнительной репутацией и преступными наклонностями. Если вы спросите самого грабителя, он, вероятно, скажет, что ему дали наводку, что этот банк легко ограбить или что ему нужны были деньги.
Согласно анализу Уэста люди недооценивали повиновение в ситуации, созданной Мильграмом, потому, что они склонны были не принимать в расчет авторитет экспериментатора. Они спрашивали себя, какого рода люди будут подчиняться в данной ситуации, и заключали, что только садисты будут выполнять приказы экспериментатора.
Чтобы подтвердить эту теорию, Уэст убедил несколько человек принять участие в незаконном проникновении в офис рекламной фирмы; их работа состояла в том, чтобы проникнуть внутрь и отснять на микропленку документацию фирмы. Участники этой кражи со взломом признавались, что они согласились участвовать в ней из-за денег и из-за предполагаемой надежности плана. Сторонние наблюдатели, со своей стороны, отнесли их сомнительное поведение на счет их личности, описав их как людей легкомысленных, неумных, бедных, несчастных, неуверенных в себе, ненадежных, недальновидных и импульсивных. Нет сомнения, что вам уже пришли в голову эпитеты, характеризующие экспериментальных психологов, которые пытаются подбить молодых студентов на промышленный шпионаж!
Вместо заключения
Могут возникать чрезвычайно сильные внутренние конфликты, когда властное лицо приказывает людям совершать аморальные действия, и эти кон-
86
Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК
фликты могут вызывать почти непереносимое напряжение. Подчинение более вероятно, когда человек находится в более тесном контакте с властным лицом, чем с жертвой; неподчинение более вероятно, когда человек имеет возможность наблюдать страдания жертвы. Исследование Мильграма ставит целый ряд вопросов как с точки зрения экспериментатора, так и с точки зрения участника эксперимента. Многое может дать сравнение результатов эксперимента Мильграма и экспериментов других исследователей с ужасами гитлеровской Германии, однако не следует проводить далеко идущие аналогии.
5
Опыт экспериментальной тюрьмы
Одним из самых скандально известных экспериментов в истории психологии, получившим широкую известность благодаря своим сенсационным результатам и тому, как он был устроен, была попытка выяснить, как именно и почему пребывание в тюрьме становится таким суровым испытанием для личности. Очевидно, что в тюремной системе в западных странах немало недостатков. Растущее количество тюремных бунтов — наглядное тому подтверждение.
Однако прежде чем что-либо реформировать, необходимо сперва правильно обозначить проблемы. При этом нужно учитывать по крайней мере три основных составляющих тюремной системы: охранников (или тюремщиков), самих заключенных и тюремную организацию и условия. Можем ли возложить вину за нынешнее состояние дел в тюремной системе на тюремщиков? Мы знаем, что люди несколько агрессивного или садистского склада нередко выбирают себе работу тюремщика. Вторая возможность — это то, что заключенные, по определецию настроенные антисоциально, сами создают невыносимую для нормального человеческого существования атмосферу, какими бы ни были условия. Третья возможность —
88
Ганс АИЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК
это то, что сама тюрьма, ее здание, условия содержания в камерах, отсутствие возможности для уединения и негибкая административная система оказываются определяющими.
Любой из этих факторов (или все эти факторы вместе) вполне может быть причиной бед, но доказать это крайне трудно. Какую лепту могут внести психологи в понимание изъянов тюремной системы? Филипу Зимбардо из Стэнфордского университета пришла оригинальная идея провести эксперимент, специально предназначенный для исследования пороков тюремной системы. Многочисленные критики обвинили его и его коллег в том, что они перешли допустимую границу в своей погоне за знаниями, однако до начала самого эксперимента они не могли бы предсказать его результатов. Эксперимент Зимбардо — один из самых известных, некоторые сказали бы — скандально известных экспериментов в анналах психологии.
Контрольный эксперимент: опыт экспериментальной тюрьмы
Филип Зимбардо и его коллеги из Стэнфордского университета — Крейг Хейни, Курт Бэнкс и Дэвид Джафф — захотели определить причины дегуманизации, которая в столь больших масштабах наблюдается в тюрьмах. Что будет в том случае, если удалось бы убедить обычных граждан выступить в роли заключенных и тюремных надзирателей в экспериментальной тюрьме, которая бы во всем походила на настоящую тюрьму? Если бы экспериментальная тюрьма не дала картины ненависти и отчуждения настоящей тюрьмы, это бы позволяло говорить, что главными составляющими нетерпимой атмосферы, свойственной настоящим тюрьмам, являются индивидуальные осо-
ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
89
бенности тюремных надзирателей или заключенных, или тех и других одновременно. С другой стороны, если бы в экспериментальной тюрьме наблюдалось поведение, очень сходное с тем, которое характерно для настоящей тюрьмы, это дало бы основания считать, что определяющим фактором в создании атмосферы нетерпимости и вражды является тюремное окружение.
Эксперимент начался 14 августа 1971 года в Пало-Альто в штате Калифорния. Тишину спокойного воскресного утра нарушил вой сирен полицейских машин, когда полиция провела «облаву» на участвовавших в эксперименте студентов, забирая их прямо из дома. Всем «подозреваемым» предъявили обвинение в уголовном преступлении, сообщили об их конституционных правах, поставили их лицом к машине с заведенными за голову руками, обыскали, надели на них наручники и с соблюдением обычных мер отвезли в полицейский участок. Вся операция была проведена столь реалистично благодаря содействию, оказанному полицейским управлением Пало-Альто, что встревоженная мать одного из студентов восемнадцати лет, арестованного за вооруженное ограбление, воскликнула: «Я чувствовала, что мой сын в чем-то замешан».
В полицейском участке с каждого «подозреваемого» сняли отпечатки пальцев и заполнили на него полицейское досье. Затем его поместили в камеру временного содержания. Спустя некоторое время в тот же день всех «подозреваемых» с завязанными глазами доставили в Стэнфордскую окружную тюрьму, где их раздели догола, обыскали, подвергли дезинсекции и выдали им тюремную одежду, постельное белье и необходимые принадлежности. Одежда состояла из длинной холщовой рубашки свободного покроя с идентификационным номером на груди и на спине, никакого нижнего белья, легкая цепь с замком на щиколотке,
90
Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК
резиновые сандалии и шапочка, сделанная из нейлонового чулка.
Главный тюремный надзиратель собрал всех заключенных вместе и сообщил им о 16 основных правилах поведения «заключенного», начав с того, что «заключенные должны обращаться к надзирателям «господин начальник», а закончил тем, что «несоблюдение какого-либо из указанных правил наказуемо».
«Надзирателям» было еще раньше сказано, что их задача состоит в том, чтобы «поддерживать в разумных пределах порядок внутри тюрьмы, необходимый для ее нормального функционирования». Им дали минимальные инструкции относительно того, как они должны вести себя, за исключением запрета на применение физического насилия. От «заключенных» их легко было отличить по их униформе, состоявшей из рубашки и брюк цвета хаки, свистка, полицейской дубинки и зеркальных солнцезащитных очков.
«Надзиратели» и «заключенные» были отобраны из числа 75 человек, откликнувшихся на объявление в газете, которое предлагало добровольцам мужского пола принять участие в психологическом исследовании «тюремной жизни» за 15 долларов в день в течение двухнедельного периода. 10 «заключенных» и 11 «надзирателей», принявших участие в эксперименте, были в числе тех откликнувшихся на объявление людей, которых оценили как наиболее уравновешенных (физически и психически), как наиболее зрелых и наименее склонных к антисоциальному поведению. Большинство из них были студентами из небогатых семей.
«Надзиратели» и «заключенные» должны были жить в стенах Стэнфордской окружной тюрьмы, которая находилась в подвальном помещении здания психологического факультета Стэнфордского университета. Условия в экспериментальной тюрьме были сознательно сделаны как можно более суровыми. В ней было три небольшие камеры (9 на 6 футов), по три за-
ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
91



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Нейросети могут определять сексуальную ориентацию
  • Притча «Свидетели вора»
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • К чему снятся фотографии?
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Почему разговоры по мобильному раздражают окружающих?
  • Притча «Вопрос времени»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Переход в другую комнату вызывает забывчивость
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Поиски гуру»
  • 10 признаков умных людей
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Кое-что об отношениях людей
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Доверие»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Притча «Завоевание мира»
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Притча «Дважды рожденный»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Как вызвать любовь с помощью фотографии?
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Притча «Надежда»
  • Притча «Астроном и вор»
  • Притча «Время утренней прогулки»
  • Влияние настроения на память
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Геи лучше запоминают лица
  • Приворот по фото в домашних условиях
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Почему с возрастом время летит все быстрее



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь