Сыпкова Светлана Павловна. Работа по профилактике агрессивного поведения

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1057

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


В поисках чаши Грааля. (Групповая работа с педагогами по профилактике агрессивного поведения детей)

В статье представлена информация о семинаре-тренинге, проведенном со специалистами СПС служб района, с целью выработки навыков практического взаимодействия с агрессивными детьми.

Ключевые слова: эмоциональное развитие личности, детская агрессивность, психологическая компетентность, интерактивное взаимодействие.

В своей практической деятельности педагоги сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. «Откуда у детей формируются подобные, неконструктивные формы поведения и что с ними делать? Как справиться со своими ответными чувствами?» - с такими запросами стали обращаться специалисты социально-психологических служб школ района на консультации к старшим методистам отдела. В ходе консультаций выяснилось, что для эффективного разрешения возникшей проблемы педагогам не всегда хватает психологических знаний и практических педагогических навыков. Было принято решение провести семинар-тренинг с целью знакомства специалистов с практическими приемами взаимодействия с агрессивными детьми в контексте эмоционального развития личности.

Для позиционирования проблемы была выбрана легенда об артефакте. Чаша Грааля – особый символ. Говорили, что тот, кто пригубит из нее, получит исцеление и бессмертие. На поиски Чаши Грааля отправлялись многие смелые рыцари и отважные дамы. Естественно, что популярность этого символа и легенды о нем породили огромное количество подделок. Некоторые, думая, что обладают Чашей, пригубляли из нее простую воду, и у них появлялась уверенность в том, что каждое их действие, слово, решение – правильно, истинно. Конечно, как же может быть иначе, если они пили из самой Чаши Грааля! Они начинали в это искренне верить, однако любой здравомыслящий человек, посмотрев на них, мог бы сказать: «Нет, он никогда не пил из Чаши Грааля!». Так действовала поддельная Чаша – она создавала у человека иллюзию правильности собственных действий и решений. Из-за этих подделок в мире началась большая неразбериха. Охотники за Чашей перекупали друг у друга поддельные карты, указывающие путь к кладу. Торговцы и сильные мира сего сулили большие деньги за подлинную Чашу. И только король Артур знал ее секрет: каждый из нас имеет шанс испить из Чаши Грааля, но она скрывается от глаз охотника и приходит к тому, чье сердце открыто для знаний.

Познакомившись с легендой, мы поняли, что среди нас есть люди, которые пили из Чаши Грааля и пока не пили из нее. Таким необычным введением в семинар-тренинг была обозначена проблема совместного поиска эффективных способов коррекции агрессивного поведения детей. Программой предусматривалось разобрать такие вопросы, как:

Эмоциональное развитие личности: врожденные и базовые эмоции [1].
Что такое агрессия. Проявление агрессии у детей и взрослых [3].
Причины детской агрессии [3].
Необходимые действия педагогов в работе с агрессивными детьми и пределы возможной коррекции [1].

Тренинговая часть семинара структурировалось следующим образом:

Психологическая разминка.
Теоретические аспекты развития эмоций[1].
Презентация и просмотр видеоряда «Эмоции», «Управление гневом».
Психотехнические упражнения, стимулирующее групповую динамику[2].
Моделирование проблемных ситуаций.
Внутригрупповая дискуссия.
Межгрупповая дискуссия.
Обратная связь.

В теоретической части было раскрыто, что за агрессию педагоги часто принимают преимущественно негативные эмоции (гнев, раздражение, обиду, эмоциональную неустойчивость, подозрительность, злость, угрозы и намерения навредить), а не конкретные действия, которые наносят вред другим. Обычно агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Когда ребенок слышит от взрослых: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!», он получает послание, что испытывает что-то нехорошее, что не должен испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства и еще больше эмоционально напрягаться. Вместо оценки и одергиваний, эффективнее дать ребенку возможность отреагировать свою агрессию, предложив ему новые способы для этого, например, вместо драки - пробежаться или потопать ногами. Только после этого напомнить ему о существующих правилах и договорах, которые нарушил он сам или окружающие. Обязательно разбирать все конфликтные ситуации, кто и в чем был прав, а кто и в чем – нет, в соответствии с правилами поведения.

В совместных играх и обсуждениях педагоги также выяснили, что позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я - сообщений», а не «Ты – указаний»;

- оценивает нежелательные действия ребенка (его поведение), а не личность ребенка в целом;

- активно «слушает» и «слышит» внутренний мир ребенка, осознает его чувства в текущий момент;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Педагоги в практических упражнениях осознали, что, работая с детьми, необходимо помнить: дети – это «зеркало» родителей. Если «зеркало» вдруг отражает что-то, что не нравится, не надо торопиться делать выводы о своей педагогической непригодности. Иногда невозможно изменить какие-то вещи в поведении воспитанника, научить его по-другому реагировать на внешние раздражители. Даже самый гениальный педагог ограничен в возможностях коррекции, т.к. основной опыт общения и поведения ребенок усваивает в семье. Отсутствие в семье требований, регламентирующих поведение ребенка, попустительский стиль воспитания в семье вызывают противоречия в социализации ребенка. Это, в свою очередь, провоцирует агрессивное поведение в школе с учителями и в группе сверстников, так как здесь его поведение ограничивается определенными рамками и нормами. Поэтому работа с родителями – это также важный аспект коррекционных воздействий.

Литература

Бурно М. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбулаторной практике//Исследование механизмов и сфер эффективности терапии при нервных и психических заболеваниях. Л.: Медицина, 1982.
Вачков И. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.М.: Ось-89, 2002.
Личко А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
Автор материала cтарший методист Центрального отдела социально-психологического сопровождения образовательного процесса МОУ ЦПК: Сыпкова Светлана Павловна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Селюкова Наталья Александровна Горбатенко Екатерина Вячеславовна Чернухина Марина Анатольевна. Детская агрессия. Что такое агрессия?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Логвина Алена Александровна. Как снизить детскую агрессивность.
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Зеркало, чаша и ювелир»
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Кризис подросткового возраста
  • Кунаковская Екатерина Владимировна. Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь