Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников

Введение
В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
В контактах со взрослыми ребенок создает себе образ собственного «Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, пользующихся авторитетом в общественной среде. А первые такие лица в жизни ребенка обычно родители. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно, что ведет к снижению его психологического здоровья. Дети, реально оценивающие себя с помощью родителей, учителей осмысливают свои недостатки и по мере возможности их устраняют.
Актуальность проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения родительских позиций отцов, влияющих на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста.
В последнее время проблема влияния родительской позиции отцов на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, но, не смотря на это, сегодня эта проблема изучена недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что переживание ребёнком дошкольного возраста эмоционального благополучия является необходимым условием для нормального формирования личности. Эту проблему исследовали и исследуют многие педагоги и психологи прошлого и настоящего времени (К.И. Чуковский, А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова, Г.Г. Филиппова и др.). На эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста, что немало важно, влияют как положительно, так и негативно, родительские позиции отцов.
Таким образом, в нашей исследовательской работе мы изучили родительские позиции отцов и их влияние на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста, а также разработали проект на тему «Коррекция влияния родительской позиции отцов на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста»

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования влияния отцовского воспитания на эмоциональное благополучие и развитие детей, мы можем заключить, что имеется ряд исследований посвящённых анализу данной проблемы (К.И. Чуковский, А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова, Г. Г. Филиппова, А.С. Спиваковская, Л. Тархова и др.). В этих исследованиях эмоциональное благополучие детей рассматривается как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья, а также как основа всего отношения ребенка к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Педагоги-психологи считают, что эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста имеет свои особенности: положительное настроение детей, ощущение ими эмоционального комфорта, благоприятные взаимоотношения с родителями, переживание результатов действий, высокая самооценка дошкольников, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.
 Анализ информационного пространства позволяет утверждать, что родительская позиция отцов является одним из ведущих факторов, влияющих на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Современные исследования (Спиваковская А.С., Варга А.Я, Столин В.В., Хьюитт Л., Дженикс Р., Боумрин Д. и др.) свидетельствуют о том, что родители могут занимать разные родительские позиции: принимающе-авторитарный тип, отвергающая, симбиотическо-авторитарный тип, симбиотический тип. Типы родительских позиций имеют своё особое влияние на способы поведения родителей с детьми, а также на развитие ребёнка дошкольного возраста. Вместе с тем исследователи выделили три группы детей (компетентные, избегающие, незрелые), на поведение которых положительно или негативно влияют родительские позиции.
 Психолого-педагогические исследования Кона И.С., Щепкиной И.В., Макаренко А.С., Исеева Д.Н., Кагана В.Е., Кочубея Б.И., Спока Б., Евдокимовой Е.С. считают, отцовское воспитание влияет на развитие личности ребенка. Исследования доказывают, что влияние родительской позиции отца играет очень важную роль в эмоциональном благополучии ребёнка. Благодаря совместному взаимодействию развивается личностная сфера ребёнка и совершенствуется личность отца.
 Много исследований посвящено вопросу образования родителей (Осиповой И.В., Григорьевой И.Ю., Хоменко И.А. и другие). Исследователи считают, что профессиональное участие педагогов, психологов в образовании родителей, а также своевременная помощь отцам обеспечат единство действий, взаимопонимание специалистов и родителей, сделают научные знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем.
 Анализ полученных данных в ходе диагностики позволяет утверждать, что большая часть отцов (56,5%) занимают неадекватные родительские позиции (симбиотическо-авторитарный и отвергающий типы). Эти отцы относятся к типу «отцов, озабоченных материальным благополучием семьи». Меньше половины опрошенных отцов (43,5%) занимают принимающе-авторитарный тип родительской позиции. Отцы с данной родительской позицией относятся к «современному типу отцов».
 Данные диагностики позволили нам выделить три группы детей и три уровня их эмоционального благополучия: первая группа детей имеет высокий уровень эмоционального благополучия. Эта группа составляет 75,2% детей. Вторая группа имеет средний уровень, то есть дети, испытывающие эмоциональный дискомфорт (20,5%) и третья группа с низким уровнем – дети, ощущающие эмоциональное неблагополучие (4,3%).
 Влияние разных типов родительских позиций на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста следующее:
•    Дети, воспитывающиеся отцами с отвергающим типом родительской позиции, имеют низкий (4,3%) и средний (3,4%) уровни эмоционального благополучия. Отвергающая родительская позиция отцов является причиной детских агрессивности, гнева, тревожности, замкнутости.
•    Дошкольники, которых воспитывают отцы с симбиотическо-авторитарным типом родительской позиции имеют средний (20,5%) и высокий (18,3%) уровни эмоционального благополучия. Эта родительская позиция отцов приводит к развитию у детей агрессии, конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками.
•    Дошкольники, воспитывающиеся отцами с принимающе-авторитарным типом родительской позиции, имеют высокий (43,5%) и средний (31,7%) уровни эмоционального благополучия. Принимающе-авторитарная родительская позиция отцов способствует развитию у детей общительности, оптимистичности, веселости, энергичности.
Методическая разработка коррекционной работы с отцами и детьми по проблеме влияния родительской позиции на эмоциональное благополучие детей позволит им в дальнейшем плодотворно и благоприятно взаимодействовать друг с другом.
 Полученные в результате диагностики данные подтвердили, что принимающе-авторитарный тип родительской позиции отца способствует благоприятному эмоциональному благополучию детей среднего дошкольного возраста; симбиотическо-авторитарный и отвергающий типы родительских позиций отцов будут влиять негативно на эмоционально-личностное развитие детей, и могут вызвать у них тревожность, агрессивность, конфликтность. Авторитет отца будет зависеть от его педагогических и психологических знаний о правильном воспитании собственных детей.


Цель проекта – способствовать коррекции неэффективной родительской позиции отцов для улучшения эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.
 При разработке проекта мы опирались на работы исследователей, занимавшихся и занимающихся проблемами детско-родительских отношений и образования родителей (Березиной Т.А., Евдокимовой Е.С.). Эти работы заложили основы построения психолого-педагогической технологии, определили содержание коррекционной работы на каждом этапе.
 Эмоциональное неблагополучие ребенка дает начало устойчивым отрицательным чертам характера и делает чрезвычайно трудной и сложной их коррекцию. В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду и в семье могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее (33).
 Если потребность ребенка в общении или в совместной деятельности с родителями (в частности с отцами) не удовлетворена, она ничем не компенсируется в дошкольном возрасте, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия. Блокирование потребности, как правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к родителям, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко снижая его активность на занятиях при объективном владении им необходимыми знаниями. При дефиците удовлетворенности ведущей потребности ребенка существенно нарушается и развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате тормозится процесс саморегуляции ребенка.
 Результаты диагностики показали, что всего 43,5% отцов занимают принимающе-авторитарную родительскую позицию. Дети этих отцов ощущают эмоциональный комфорт, им свойственны оптимизм, энергичность, веселость, общительность. Большинство отцов (56,5%) занимают симбиотическо-авторитарную (38,8%) и отвергающую (7,7%) родительские позиции, которые мешают им правильно воспитывать детей. Эти родительские позиции влияют негативно на эмоционально-личностное развитие детей и вызывают у них тревожность, агрессивность, конфликтность.
 Данные особенности влияния родительских позиций отцов на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста определили следующие задачи методической разработки:
1.    Вызвать желание отцов общаться со своим ребенком, воспитывать и развивать его.
2.    Уточнить знания отцов об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста, о содержании и приёмах их воспитания.
3.    Оптимизировать процесс эмоционального взаимодействия отцов с детьми среднего дошкольного возраста посредством совместных упражнений и игр.
4.    Помочь отцам осознать недостатки симбиотическо-авторитарного и отвергающего типов родительских позиций по отношению к своим детям и создать условия для изменения подобного отношения.
 При разработке приемов коррекции влияния родительской позиции отцов на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста, необходимо учитывать:
1) влияние социальной ситуации развития ребенка: конкретные отношения с отцами, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и детьми;
2) оказание педагогической помощи ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с отцами, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений).
 Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа:
1. «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; обмен впечатлениями после совместных действий детей и отцов).
2. Принятие совместных решений.
3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.
4. Формирование самостоятельности родителей и детей. Прием основан на выходе педагога-психолога из комнаты, когда родителям и детям предоставляется полная свобода действий (33).
 В процессе игровой коррекции мы предполагаем, использовать специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам.
 Работа состоит из подготовительного, коррекционного и контрольного этапов. На подготовительном этапе предполагается заинтересовать отцов воспитанием и развитием своих детей.
 Коррекционный этап будет проводиться в игровой форме. Длительность одного игрового занятия составляет 30-40 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего предполагается организовать 5 занятий. Занятия будут проводиться совместно с отцами, детьми и воспитателями.
 Контрольный этап будет состоять из заключительного собрания с родителями и воспитателями.

Подготовительный этап.
 Цель – вызвать интерес отцов к воспитанию и развитию своего ребенка. Познакомить отцов с особенностями развития детей среднего дошкольного возраста, а также о содержании и приёмах их воспитания.
1.    Изготовление с детьми пригласительных билетов на родительское собрание для отцов.
 Детям на занятии по изобразительной деятельности предлагается оформить открытку в виде пригласительного билета. Дошкольникам раздаются заготовки в виде книжки-открытки, на которых они могут изобразить рисунок на свободную тему или же им можно предложить тему для рисования «Мой папа».
 На оформленных открытках детей воспитатель пишет приглашение отцам на родительское собрание на тему «Особенности и проблемы развития и воспитания детей».
2.    Родительское собрание отцов «Особенности и проблемы развития и воспитания детей».
 Цель – привлечь внимание отцов к проблемам развития и воспитания детей.
 На данном собрании предполагается обсуждение проблем, связанных с решением проблемных ситуаций в семейном воспитании. Также необходимо обсуждение проблем, связанных с возрастными особенностями детей, а также обсуждение способов их решения.
3.    Семинар «Отец-воспитатель».
 Цель - познакомить отцов с особенностями влияния родительских позиций на эмоциональное благополучие. Привлечь внимание отцов к родительским позициям, которые они занимают, воспитывая своих детей.
 Обсуждением данной встречи должны стать проблемы, связанные с родительскими позициями отцов. Чтобы привлечь внимание отцов к родительским позициям предполагается провести тест - игру, «Какой вы родитель?». Необходимо показать особенности влияния отца на эмоциональное благополучие дошкольников, раскрыть проблемы детей, чьи отцы занимают неэффективные родительские позиции, не уделяют им должного внимания.

Коррекционный этап.
 Цель данного этапа - оптимизировать процесс эмоционального взаимодействия отцов с детьми. Посредством совместных игр и упражнений способствовать переживанию отцами удовольствия от общения с детьми.
 Работу на данном этапе предполагается проводить в общей группе отцов и детей.
 На коррекционном этапе выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленной цели.
 Первое направление (1 занятие) включает объединение детей и отцов в группу. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем. Предполагается использовать в основном развлекательные (контактные) игры, также можно использовать подвижные игры.
Занятие 1. « Знакомство».
 Цель – формировать коммуникативные навыки у детей и отцов при помощи вербальных и не вербальных средств общения.
 Краткое содержание:
•    Игра «Эхо». Цель – настроить отцов и детей друг на друга, дать каждому участнику почувствовать себя в центре внимания. Каждый участник называет свое имя и похлопывает в ладоши.
•    Игра «Глаза в глаза». Цель – эмоционально сблизить отцов и детей посредством невербальной формы общения. Отцы и дети глазами передают друг другу свои эмоции, которые они должны угадать.
•    Упражнение. «Моя семья…..». Цель - вызвать различные эмоции и настроить на занятие. Отцам и детям дается задание охарактеризовать свою семью.
•     Игра «Сорока-ворона». Цель – эмоционально сблизить друг с другом отцов и детей. Отцы и дети массируют друг другу пальцы рук, приговаривая потешку.
•     Игра «Ладушки». Цель – та же. Отцы и дети перекрестно хлопают в ладоши, приговаривая потешку.
•     Развлекательная игра «Загадки-шутки». Цель – развлечь и объединить отцов и детей. Отцы и дети отгадывают загадки, за которые получают фишки. В конце игры победители (все участники) получают призы.
•    Рефлексия. В конце занятия отцам и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?».
 Второе направление (3 занятия) осуществляет основную коррекционную работу в группе детей и отцов. Здесь проводится коррекция неэффективных родительских позиций отцов по отношению к своим детям. В ходе совместных занятий у отцов появляется возможность лучше узнать своего ребенка, раскрыть его способности, стать ему ближе.
 В данной работе предполагается использовать в основном игровые, а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.).
 Занятие 2. «Доверие. Любовь».
 Цель – создание доверительной атмосферы для общения отцов и детей.
 Краткое содержание:
•    Упражнение «Солнечный зайчик». Цель – снятие эмоционального напряжения. Отцам и детям предлагается представить, что по ним бегает солнечный зайчик, которого они должны погладить. Таким образом, участники игры гладят себе руки, голову, колени и живот.
•    Упражнение: «Доверительное падение». Цель - почувствовать доверительные отношения между отцом и ребенком. Упражнение выполняется в паре. Дети падают на руки своим отцам.
•    Игра «Маленький гимнаст». Цель – развивать ответственность отцов в отношении своего ребенка. Дети становятся на плечи своим отцам. Затем они медленно ходят по залу.
•    Игра “Чудесная поляна”. Цель - снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса. Отцы и дети располагаются на ковре, расслабляются и представляют, что они в лесу.
•    Упражнение «Признание в любви». Цель - выразить свои чувства, признаться в любви своим детям. Отцы пишут и зачитывают признания в любви своим детям.
•    Игра «Узнай по голосу». Отцам предлагается закрыть глаза и узнать по голосу своего ребенка. Эта игра обостряет чувство привязанности родителя к ребенку.
•    Рефлексия. В конце занятия отцам и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?».
 Занятие 3. «Ты и Я.»
 Цель – коррекция взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы для общения.
 Краткое содержание:
•    Упражнение «Клубочек». Цель – способствовать согласованности действий, создать ощущение единства. Все отцы и дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым начинает водить всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается в клубок.
•    Задание «Рисование придуманного рассказа». Отцы и дети в парах изображают в виде знаков на бумаге свои рассказы. Перед началом работы они договариваются, что эти знаки будут означать (например, круг – это солнце, овал – туча и пр.).
•    Соревнование «Нарисуйте отгадку». Ведущий читает загадку, а отцы с детьми в парах рисуют отгадку. По окончании задания раздаются призы.
•    Игра - инсценировка русской народной сказки «Репка». Отцы и дети вспоминают содержание сказки, затем делятся на две команды и разыгрывают ее.
•    Игра «Пойми меня». Отцам и детям дается задание жестами и мимикой «рассказать» стихотворение или сказку. Выигрывает та команда, которая проявит больше творчества и сплоченности действий.
•    Игра «Поссорились и помирились». Цель - помочь почувствовать разное эмоциональное состояние, в разных ситуациях. Участники изображают сначала поссорившихся детей и родителей. Затем изображают помирившихся. В конце игры они обнимаются и пожимают друг другу руки. Игра повторяется несколько раз.
•    Игра «Развеселим пап». Отцы изображают себя грустными, печальными. Детям предлагается пожалеть своих пап: погладить по руке, спине, голове, обнять; затем развеселить: подарить что-нибудь, сказать ласковое слово, спеть песенку, потанцевать и пр. Далее можно предложить отцам и детям поменяться местами.
•    Рефлексия. В конце занятия отцам и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?».
 Занятие 4. «Как понять ребенка».
 Цель – научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений отца с ребенком.
 Краткое содержание:
•    Упражнение «Расскажите смешной случать из вашей жизни». Цель. Снять эмоциональное напряжение. Отцы и дети рассказывают смешные случаи из их совместного времяпрепровождения.
•    Упражнение «Звери». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех. Детям и отцам предлагается назвать себя каким-либо зверем. Затем ведущий называет зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать
•    Игра «Неведомый зверь». Цель – развивать чувство единства, сплоченности; способствовать согласованности действий отцов и детей. Отцы и дети в парах рисуют «неведомого» зверя.
•    Ролевая игра «Семья». Отцам и детям предлагается поиграть в игровом уголке.
•    Игра «Развеселим пап». См. выше.
•    Рефлексия. В конце занятия отцам и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?».
 Третье направление (1 занятие) включает в себя закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх детей и отцов. Предполагается использовать разнообразные игровые и неигровые приемы, которые будут развлекать детей и отцов, проверят умение предотвращать конфликтные ситуации, будут способствовать взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывать навыки рефлексии и контроля поведения у отцов.
 Занятие 5. «Оформление совместного коллажа».
 Цель – формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя.
 Краткое содержание:
•    Упражнение «Разожми кулак». Цель. Осуществить эмоциональный разогрев. Почувствовать теплоту рук отцов и детей. Отец сжимает руки в кулак, ребенок должен его разжать за 1-2 минуты. Затем меняются ролями и ситуация повторяется. Далее идет обсуждение, кому как удалось это сделать (силой, просьбой, поглаживанием). Можно рассказать сказку «Солнце и ветер».
•    Упражнение «Комплимент». Цель - активизировать происходящие события в психологическом пространстве. Отцы и дети обмениваются комплиментами.
•    Игра «Составь семью». Цель – способствовать развитию сплоченности действий отцов и детей. Отцы и дети совместно составляют свою семью из геометрических фигур.
•    Коллаж «Моя семья». Цель - показать наглядным способом важнейшую роль семьи для каждого человека; осознать место каждого в семейном мире. Отцы и дети в парах совместно составляют коллаж. Затем обсуждаются полученные коллажи, делятся впечатлениями.
•    Рефлексия. В конце занятия отцам и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?».

Контрольный этап.
 Цель – закрепление результатов проведённой работы, посредством заключительного собрания с отцами и воспитателями.
 Заключительная встреча «Безконфликтное общение».
 Цель – помочь отцам понять проблему неэффективности их родительских позиций. Закрепить у отцов знания и умения «безконфликтного» общения с детьми.
 Данная встреча поможет закрепить полученные в ходе коррекционной работы результаты. Предполагается рассказать отцам, что такое «безконфликтное» общение. Далее предложить ответить отцам на вопросы, касающихся конфликтного поведения детей, определить причины такого поведения. Совместно с воспитателем подвести отцов к выводу о том, что причинами конфликтного поведения детей могут являться жесткий контроль и излишняя требовательность родителей. Предполагается, что при обсуждении проблемы отцы будут высказывать свои способы предупреждения конфликтного поведения детей, прогнозирование воспитательных последствий различных педагогических приёмов, которые будут комментироваться нами с психолого-педагогической точки зрения.
Предполагаемые результаты коррекционной работы.
 Мы предполагаем, что, проведя, образовательную психолого-педагогическую работу по коррекции симбиотическо-авторитарного и отвергающего типов родительских позиций отцов, влияющих на эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста можно получить следующие результаты:
1.    Отцы проявят интерес и желание общаться со своими детьми.
2.    Ознакомятся с особенностями влияния родительских позиций на эмоциональное благополучие.
3.    Осознают свою значимость в воспитании и развитии дошкольников.
4.    Отцы научатся находить способы решения проблемных ситуаций в семейном воспитании.
5.    У детей и отцов сформируются и усовершенствуются коммуникативные навыки общения друг с другом.
6.    Благодаря совместным играм отцов и детей их взаимоотношения улучшатся.
7.    Отцы и дети научатся проявлять в отношении друг друга доверие и любовь.
8.    Отцы научится понимать внутренние мотивы ребенка, смогут строить нормальные отношения друг с другом.
9.    Между отцами и детьми возникнет полное взаимопонимание.

Просмотров: 932
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » День Отца




Другие новости по теме:

  • Шерепа Любовь Анатольевна. Программа «Край мой северный — край неповторимый, Край отцов и Родина моя».
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Ненашева Татьяна Анатольевна. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО».
  • Богатова Евгения Александровна. Эмоциональное благополучие детей раннего возраста
  • Калимуллина Эльвира Фанисовна. Родительское собрание «Эмоциональное благополучие моего ребенка»
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Самойлова Ирина Викторовна. Эмоциональное благополучие детей — инофонов с использованием игровых технологий
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Шляпина Ирина Владимировна. Психологическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Как прекрасен мир вокруг»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь