Павлова Ольга Николаевна. Повышение эффективности коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением за счёт использования специальной наглядности

Повышение эффективности коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением за счёт использования специальной наглядности

Павлова О.Н. Учитель-дефектолог МБДОУ № 90, Северодвинск

Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения у детей неизбежно приводит к искажённости восприятия, его фрагментарности, замедленности, нечеткости. А это в свою очередь затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечёткость их опознания детьми.

Избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира.

 

Детям с нарушением зрения, особенно, с тяжёлыми нарушениями, свойственен вербализм. Явление, при котором искажается и подменяется смысл понятий, значений слов. Им также трудно соотносить части предметов, представлять и воспроизводить взаиморасположение объектов в пространстве.

Поэтому дети с нарушением зрения, в процессе обучения требуют от педагога применения специальных методов и приёмов, специальной наглядности для преодоления трудностей детей в познавательно-практической деятельности.

Важно также воспитать у дошкольников с ОВЗ любознательность, длительный, исследовательский интерес к теме, сформировать системные знания об окружающем мире.

В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование.

К созданию и использованию макетов нас подтолкнул тот факт, что в жизни детей старшего дошкольного возраста большое место занимает игровая форма манипуляций с мелкими игрушками. Дети развертывают игровые события с персонажами-объектами, выполняя одну или несколько ролей на достаточно малой площади пространства, а часто и в воображении.

Макетирование позволяет знакомить детей с окружающим миром, закреплять знания о нём, трансформировать полученные знания в игру, насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулировать детское творчество. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта.

Макетирование способствует развитию речи, так как дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас; сенсорному развитию детей, так как в процессе рассматривания и обыгрывании макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами; развивитию их восприятия, активизации мелкой моторики рук; обобщению знаний по лексической теме; развитию мышления и памяти детей, созданию у них игровой мотивации во время занятия.

Готовый макет, посвящённый определённой теме, является наглядным материалом. На нём, дети с нарушением зрения могут более целостно воспринять изучаемые объекты; выделить больше признаков и качеств;

проследить взаимосвязи одних предметов с другими; изменить расположение объектов на макете; рассматривать объекты с любого ракурса; воспринимать тактильно.

В ходе работы с макетом дети погружаются в тему, сразу обыгрывая её, у них формируется и удовлетворяется познавательный интерес. На протяжении недели, в течение которой мы проходим тему, дети многократно возвращаются к макету. Они добавляют в него что-то новое – свои игрушки, поделки; меняют композицию, местоположение объектов, объясняют причины нужных изменений, спорят, доказывают, задают вопросы, ищут ответы на них, делают выводы и умозаключения; продолжают его обыгрывать, тем самым закрепляя знания по теме, удерживая интерес к ней.

Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, их можно разделить на макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие ребенка в основном на события, происходящие «внутри» объектов: кукольный домик, крепость/замок, квартира, зоопарк, аквариум, двор; и на макеты-картины – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства.

Так на макете-карте «Город», наример, цветом выделяются дороги, площадки для зданий, водоёмы. Макет дополняется незакреплёнными объектами (здания, гаражи, деревья и т. п.).

В старшей группе детям был представлен макет по теме «Осень». Он позволял детям детальнее рассмотреть картинки, растения и животных, связать наглядно представленные изменения в неживой природе с изменениями происходящими у животных. Потом макет «Осень» дополнили макетами «Зима», «Весна» и «Лето». Детям нравилось, взяв маленькую игрушку «гулять» по макету, рассказывать в каком времени года они с игрушкой находятся, что видят, во что одеты, что «сказали» им звери.

Надо отметить, что все объекты — дома, знаки, звери, насекомые, земноводные — не были прикреплены к макетам, дети могли свободно их перемещать по всей поверхности макета.

В ходе работы с макетами у детей появилось желание дополнять его. Они приносили из дома игрушки, создавали поделки для макета, предлагали изменить его, объясняя, почему именно так должно быть, иногда спорили как лучше сделать.

Макет – результат конструктивно–творческой деятельности, очень привлекательное игровое пространство.

Лексические темы стали планировать так, чтобы происходило объединение тем в одном макете. Например, сначала тема «Дом», затем «Наша улица», «Город», затем «Транспорт», «Правила дорожного движения». Или «Лес», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Сад», «Огород», «Домашние животные», «Домашние птицы». При этом мы наполняли пространство макета нужными предметами и деталями.

Мы предлагали детям в ходе занятий с макетами следующие дидактические игры и задания:

  • «Назови одним словом»
  • «Подбери «товарищей» к объекту (группировка)»
  • «Из чего – какой? (материалы)»
  • «Что изменилось?»
  • «Что лишнее на макете? Объясни почему?»
  • «Что на макете самое маленькое, высокое и т.п?»
  • «Загадай нам объект на макете, а мы отгадаем? (Загадка — описание)»
  • «Размести новый объект на макете, объясни, почему так?»
  • «Что лучше всего видно на макете? Почему?»
  • «Придумай клички животным, названия улиц и т.д..»
  • «Что может случиться, если…?»
  • «Составление рассказов от лица разных объектов»

Иногда мы начинали занятие путешествием по макету, иногда использовали его в конце занятия. Хорошо изучив с детьми содержание макета, детям предлагались задания на ориентировку на плоскости в ограниченном пространстве макета. Например:

  • «Что ближе, что дальше?»,
  • «Расставь по плану, по памяти.»
  • «Расскажи, где ты сейчас находишься, или где твой дом?
  • «Объясни, как будет двигаться твоя машина или как пройти от … до…?»,
  • «Найди объект на макете по описанию места расположения, по схеме,
  • двигаться по карте–пути,
  • «Составь схему-план расположения предметов на макете из готовых картинок»;
  • «Перечисли, что за чем увидишь (встретишь), если пойдёшь от дома к мостику и т. п.»;
  • «Составить схему-план из условных обозначений предметов, обговорив заранее что и чем обозначаем.»

Использование макетов в обучении детей играет роль не только наглядности, но и позволяет решать многие воспитательные задачи. Так, к Дню Победы 9 мая, мы с детьми сделали макет сражения. У детей постепенно менялось отношение к войне. Дети с энтузиазмом слушали рассказы о войне, ветеранах, узнавали о членах семьи, участвовавших в ВОВ, мастерили открытки в подарок ветеранам.

Дидактическая игра с использованием макета. «Найди гриб».

Задачи: Формировать умение сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда. Учить детей правильно называть объекты (грибы), их цвет и месторасположение. Учить детей классифицировать объекты материального мира.

Ход игры. На макете осенний лес, грибы выставлены в ряд. Загадывается один из грибов. Пример: набор ряда – мухомор, подосиновик, боровик, подберёзовик, бледная поганка, лисичка, маслёнок. Педагог вместе с детьми ищет объект, находящийся в середине линейного ряда (подберёзовик). Вопросы, на которые ведущий отвечает «Да»: — Этот гриб находится слева от подберёзовика? – Этот гриб находится справа от боровика? — Это коричневый гриб? Педагог поощряет детей, которые с наименьшим количеством вопросов вышли на загаданный объект. В ряд могут выставляются объекты плоские и объёмные, доступные для восприятия детьми данного возраста.

Итак, с помощью макетирования нам удалось повысить эффективность коррекционных занятий: объём зананий детей увеличился, им стало легче устанавливать причинно-следственные связи, их словарный запас расширился, они стали более мотивированы к познанию, интерес детей с нарушением зрения к окружающему миру возрос. Макетирование также способствовало развитию их творческих способностей.

Список литературы.

  • Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — М, 2008.
  • Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  • Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7лет с нарушением зрения — Москва: ТЦ Сфера, 2006.
  • Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников с косоглазием и амблиопией. М., 1998.
Просмотров: 507
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения Тема занятия: «Дикие животные севера»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 5-6 лет с нарушением зрения, тема: «Как повстречались лето и осень»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь