Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

Составил: Воспитатель СП «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2 п.г. т. Новосемейкино Казакова Галина Николаевна

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы.

В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

 

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Н.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели и на занятия.

Важно, чтобы у каждого ребенка на занятии была возможность выбрать то, что ему интересно, усвоить то, что сможет, а задача педагога – сделать так, чтобы вместе с этим дошкольник открыл смысловую позицию данного занятия.

В каждом занятии должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает создание и сохранение высокого уровня эоционально-положительного отношения к обучению.

Игровой характер занятий по экологическому воспитанию в детском саду заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются самой настоящей игрой, спонтанной и свободной для ребенка и воспитателя, создающейся или совместно. Игра интересна прежде всего тем, что по своей психологической сути она есть свободное смыслопорождение. И в совместной игре с детьми воспитатель ориентируется не на ее форму, и на психологическое содержание. Направляет ли воспитатель игру? Да, в той степени, в которой она позволяет ребенку открыть смысловую реальность окружающего мира. Педагог организует игру как один из ее равноправных участников, помогая ребенку открыть те ценности, которые можно открыть играя. Кроме того, взрослый становится для ребенка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Причем ребенку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, а следовательно, и усвоить. Дети не замечают, что играя они одновременно и учатся. Не обучать играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль воспитателя на занятиях по экологии.

Содержание занятий необходимо строить, отталкиваясь от реальных условий жизни детей, их опыта, систем личных внутренних ценностей. Невозможно любить и беречь абстракции, даже те, которые правильно сформированы. Можно объяснить, почему нужно любить природу. Но будет ли это любовью? Исходить можно лишь из того, что трогает сердце и душу ребенка, из того что сейчас для него «на свете всех милее». Поэтому занятия должны включать в себя информацию о том, что окружает детей дома, на улице, на его малой родине – на его земле. От знакомого, близкого и дорогого, открывающегося заново как ценность, к неизведанному, новому, которому только еще предстоит стать близким и дорогим, — вот путь продвижения ребенка и педагога внутри содержания программы по экологическому воспитанию.

Исключительно важно, чтобы речь на занятиях шла о близких и дорогих сердцу ребенка вещах. Это обеспечивает их личностную включенность в учебный материал, перестающий быть для ребенка чем-то внешним, навязанным и чуждым.

Таким образом, в ходе занятий выявляются не только индивидуальные интересы детей, но и создаются предпосылки для целостного видения мира, что является важнейшим условием экологического сознания.

Просмотров: 475
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь