Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной кул

Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологииКультура берет начало не как игра
и не из игры, но в рамках игры.
(Й. Хёйзинг «Человек играющий»)
Зададимся вопросом, что такое культура? Безусловно, это многогранное понятие, но изначальный смысл этого слова «воспитание, образование, развитие». Культура – это некое наследие, воплощаемое в духовном и физическом смыслах. Культура - это и нормы поведения в обществе, и способы общения, и предметы искусства и архитектуры, сотканные в неповторимом сочетании в сознании каждого человека, позволяющие ему стать полноценной, психологически и физически здоровой личностью. Культура, несомненно, носит исторический характер, она подразумевает знания, передаваемые от одного человека к другому через эпохи, оттачиваемые современностью. Неслучайно, в нашей стране есть целое направление, изучающее передачу этих знаний от одного человека к другому – культурно-историческая психология, берущая свое начало с работ Льва Семеновича Выготского и его учеников. На основе его работ также был создан деятельностный подход А.Н. Леонтьева и развитый применительно к детям Д.Б. Элькониным.

Скачать конспект

В основе подхода этих ученых лежат вопросы передачи знаний от взрослого, носителя культуры, ребенку как продолжателю традиций общества. Взрослый для ребенка является знаковой фигурой, от которой ребенок черпает свои знания и умения. Неслучайно, то что ребенок знает и умеет делать самостоятельно называется зоной актуального развития, а то, что он может делать вместе со взрослым – зоной ближайшего развития. И задача взрослого найти оптимальный способ взаимодействия с ребенком, подкрепляя гармоничное развитие этих зон, взрослый должен найти баланс между своим вмешательством в развитие ребенка и свободой действий ребенка, так чтобы ребенок обучался основным культурным навыкам своего общества, но в то же самое время мог проявить свою инициативу и самостоятельность в ведущих видах деятельности. Это залог эмоционального благополучия ребенка. Ребенок должен понимать, что взрослый рядом и в случае необходимости придет к нему на помощь, порадуется его успехам, утешит в неудачах. С одной стороны, найти этот баланс современным родителям подчас очень непросто, особенно в условиях проживания в мегаполисе с его быстром темпом жизни, загруженностью на работе. С другой стороны, у родителей появилось понимание необходимости бережного отношения к детству и вопросам воспитания детей, они ищут способы воспитать ребенка «правильно», обеспечить ему необходимый фундамент для дальнейшего развития и роста. И если в материальном плане и интеллектуальном аспекте родители представляют, что необходимо ребенку, то эмоциональный аспект взаимоотношений родителя и ребенка часто остается слабо развитым. Многие современные родители заменяют свою эмоциональную чуткость к ребенку покупкой новых игрушек. В этой связи родителям необходима помощь и поддержка в развитии взаимоотношений с собственным ребенком для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и освоения им культурных знаний и ценностей, которые базируются и проявляются, прежде всего, во взаимоотношениях с другими людьми. Основными ступенями, прививающими культуру детям, являются дошкольное и школьное образование, ориентирующиеся на ведущие виды деятельности в каждом возрасте. Их задачами также является и просвещение родителей в вопросах воспитания детей и взаимодействия с ними. К сожалению, эти формы работы охватывают детей с трех лет, тогда как многие навыки закладываются в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Воспитание детей в возрасте от 1 года до 3 лет является важнейшим базисом, оказывающим влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Как отмечается многими психологами, раннее детство – это время формирования эмоционального благополучия ребенка через установление отношений привязанности со значимыми взрослыми, которая может быть надежной и ненадежной, время формирования базового доверия к миру и самоидентичности, понимания своего места в мире, обществе, самооценки. Как писал Л.С. Выготский, это время, когда ребенок стремится к независимости от взрослого, но при этом взрослый нужен ему, поскольку ребенку необходима помощь в обращении с предметами и оценка и внимание. Кроме того, взрослый для ребенка является источником знаний, об общественных способах обращения с предметами. Между ребенком и взрослым устанавливается сотрудничество, когда взрослый делает не вместо ребенка, а вместе с ним. Чтобы помочь родителям установить взаимоотношения в раннем возрасте, основанные на сотрудничестве и помогающие в передаче культурных ценностей, были организованы специальные вариативные формы дошкольного образования – Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которые охватывают семьи с детьми до трех лет. Основной задачей ЦИПРов является помощь семьям в социализации и адаптации ребенка. Обучение компетентному родительству в ЦИПРах происходит в игровой форме, наиболее понятной ребенку раннего возраста. Неслучайно была выбрана в качестве эпиграфа цитата философа-исследователя Й. Хёйзинга, отражающая взаимосвязь культуры и игры. Игра для ребенка служит основным источником получения культурного опыта и развития основных сфер его зарождающейся личности. Игра подразумевает легкость во взаимодействии со взрослым, где ребенок может проявить свою инициативу, чувства, мысли, установить контакт с окружающими его людьми. Задача ЦИПРа обучить родителей развивающей игре с детьми и расширить эту игру за рамки диады родитель-ребенок, включая в нее других взрослых и детей, тем самым обеспечив закладку необходимых ребенку навыков для дальнейшего обучения и развития.
В Центрах Игровой Поддержки Ребенка обозначенным выше аспектам уделяется огромное внимание. Исследуются вопросы создания специальной среды, способствующей обучению родителей взаимодействию с детьми и направляющей социализацию ребенка в гармоничное русло, а также вопросы обеспечения взаимодействия специалистов с ребенком благодаря заинтересованному участию родителей. Правильно организованная предметно-развивающая среда обеспечивает психическое и физическое здоровье ребенка во взаимодействии со взрослым, способствует установлению со взрослым равных, комфортных взаимоотношений, дающих фундамент для овладения культурными навыками и эмоциональной стабилизации общения с родителями. Кроме того, взаимодействие с педагогами и родителями способствует расширению игровых и познавательных возможностей ребенка. Центр игровой поддержки ребенка помогает родителям найти оптимальные подходы во взаимодействии с детьми, а также дает возможность учесть пожелания родителей к наиболее комфортным формам работы с семьей. Семья является ценным источником знаний, и родители интуитивно понимают, что необходимо их ребенку, и задача специалистов помочь им воплотить их стремление воспитать ребенка полноценной личностью, прислушиваясь к каждой семье и находя к каждому индивидуальный подход. Постепенно семья с помощью специалистов находит необходимые ресурсы гармоничного воспитания детей, воспитанники раскрывают свои возможности, демонстрируя заинтересованность каждым занятием и взаимодействием с другими участниками образовательного процесса. Смех, счастье и восторг в глазах детей и родителей – это самый лучший индикатор успеха в педагогической работе и показатель того, что семья находится в эмоционально благополучном состоянии и является крепким фундаментом для полноценного развития личности ребенка и овладения им культурными навыками через выражение своих творческих стремлений, игровых потребностей и коммуникацию с окружающими людьми.
Использованная литература
1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери/ Н. Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. - С. 82-91
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
3. Павлова Л.Н. Сотникова В.М. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дошк. образоват. учреждений и родителей/ Любовь Павлова, Валентина Сотникова; (под науч. ред. Л.Н. Павловой). – М.: Обруч, 2013
4. Хёйзинга Йохан. Homo ludens Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. —416 с.

 

Просмотров: 71
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь