Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»

«…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»«…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»

Все мы, родители, хотим видеть своего ребенка счастливым. Но одно дело – желать этого и стараться предоставить ему все блага в детстве, а другое – подготовить его счастливое будущее.

Но возможно ли спроектировать счастливое будущее растущего человека?

Ответим на этот вопрос словами А.С. Макаренко: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Вдумаемся: воспитать его так, чтобы он был счастливым… Мудрая мысль, которую хорошо бы взять на вооружение каждому, кто хочет, чтобы его ребенок вошел в самостоятельную жизнь. Ибо счастливым быть нельзя в одиночку.

 

Чему способен радоваться наш ребенок, зависит от нас, взрослых, от тех условий, в которых он растет, свидетелем и участником каких семейных радостей он становится. Но в каждой семье свои представления о счастье: один упирается своими личными, мелкими радостями – престижной вещью, заморской безделушкой, «сознанием того, что у него есть, а у других нет». Другому такое мелкое, эгоистичное понимание счастья чуждо. Здесь все зависит от нравственной культуры человека, умения понимать духовные ценности.

Отсюда совершенно очевидно, что мир «взрослых» радостей (какими бы они не были – подлинными или мнимыми) невольно становится багажом и нашего ребенка. Ведь малыш мыслит нашими оценками, живет нашими интересами, разделяет наши радости, ибо видит в близких людях эталон для подражания.

Дети – радость нашей жизни, мы любим их и способны отказать себе, лишь бы наш сын или дочь были счастливы. Но родительская любовь требует мудрости, которая проявляется в гармонии доброты и требовательности, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости.

Счастье человеку не падает с неба, как манна небесная, оно готовится родителями с детства. Нам, взрослым, нельзя забывать простую, но мудрую мысль: чем легче достаются радости и блага в детстве, тем меньше оставляем для них подлинного счастья на всю последующую жизнь.

В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил «… вся сущность человеческого воспитания заключается в том, чтобы желания личности гармонировали с интересами коллектива, общества».

Ребенок не остается в стороне: ему хочется, чтобы на него обращали внимание. И родители устремляются обставить всё, что окружает малыша «самым-самым», чем- либо необыкновенным, дорогим, а подчас ненужным, но зато невиданным лишь бы он стал предметом всеобщего внимания, а то и зависти. Дело не столько в том, что у ребенка все есть и «лучше чем у других», сколько в формировании того отношения к вещам. Ведь малыш, подрастая, начинает думать, что обладание престижными вещами возвышает его над другими: он лучше своих сверстников, и

значительнее, и умнее, и на виду, и всегда – предмет зависти! А родительский отказ воспринимает как крушение своих надежд.

Недопустимо, когда ребёнок растёт, чувствуя полную свободу своим прихотям. Ещё хуже, когда мы этого не замечаем и объясняем потакание детским неразумным притязаниям «объективными причинами»: «потому что мал», «потому что нездоровится», «потому что нервный, впечатлительный», «потому что отказать – значит, лишать его безоблачного детства».

К сожалению не все родители учитывают, что воспитание на материальном переизбытке ведет к развитию у малыша равнодушия и разочарованности и, конечно, к непомерной требовательности к окружающим. Однако, в каком затруднительном положении бывают некоторые мамы и папы, когда пытаются приобрести какой – либо подарок дочери или сыну. «Не знаем, что купить, чем порадовать ребенка», — разводят они разочарованно руками. Ещё бы! У маленького «принца» ( «принцессы») уже свой магазин игрушек дома.

«Ребенок хочет. Да разве так уж трудно удовлетворить его желание!» — оправдывают родители нецелесообразные покупки, хотя где – то в глубине души и понимают, что поступают неправильно, уступая капризному «хочу», «дай», «купи» своего избалованного чада.

По мере взросления ребенка «взрослеют» и его требования, которые выполнить и его любвеобильным родителя и становится всё труднее. Рано или поздно наступает такой момент, когда ребенок сталкивается с родительским «нет». И тогда возникает столкновение детского «хочу – дай!» с родительским «нет, это невозможно». Здесь ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо и что он самый несчастный человек. Отношения «родители — ребенок» налаживаются лишь тогда, когда взрослые (в который раз!) уступают.

Родители в погоне за сиюминутной радостью своего обожаемого дитя по существу забывают о его завтрашней радости. Непомерное потакание детским прихотям в дальнейшем может обернуться несчастьем повзрослевшего ребенка, особенно когда не станет отца, матери и не с кого будет требовать «дай», «хочу».

У ребенка не должно возникать капризов по поводу «купи», «дай», «хочу». А если такие капризы возникают, значит, повинны в этом мы сами: дали повод

«Хочу – на», «Купи – пожалуйста», «Дай – возьми». Мы считаем, что все это делает ребенка счастливым, а на самом деле развиваем в нем безудержность желаний.

Почему – то, когда ребенок мал, на не приходит мысль: как бы ни был он любим нами, мы не сможем сделать его обладателем той волшебной палочки, которая по мановению ока сделает его счастливым: и учиться – то ему будет легко, и трудиться – то он будет «просто так», не затрачивая усилий, и обожаем он будет окружающими, и с друзьями повезет.

Чувство меры… Это один из величайших законов счастья. Оно проявляется в гармонии желаний, возможностей, потребностей и разумном, нравственном их удовлетворении, требовательности к людям и к себе самому.

«У ребенка должна быть воспитана совершенная уверенность, что он имеет все, что нужно, и что нужно – ему купят без просьб, поэтому просить не надо. Раз не покупают, значит, нет на это средств.» Характер человека и счастья — понятия взаимозависимые. Ясно, что у того, кто обладает лучшими человеческими качествами, присущими человеку более обострена способность воспринимать положительное в окружающем. Надо ли доказывать, что человек, обладающий оптимизмом, душевной щедростью, доброжелательностью, доверием к людям, трудолюбием, куда более счастлив, чем тот, кто вечно угрюм, жаден, ленив, завистлив. Вот уж по истине как тут не вспомнить народную мудрость: человек – кузнец своего счастья. Но эта истина, пока ребенок мал, не применима к нему, зато имеет прямое отношение к тем, кто ответственен за его воспитание, формирование характера – к родителям.

Задача родителей воспитывать своего сына или дочь так, чтобы они в дальнейшем имели различные практические навыки, не страдали собственной беспомощностью.

Итак, счастье наших детей в их подготовленности к самостоятельной жизни. А это обязывает нас строить воспитание так, чтобы им были присущи все лучшие черты человека – бережливость, оптимизм, любовь к Родине, отзывчивость.

Просмотров: 852
Категория: Библиотека » Педагогическая психология




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Ольга Ошева. Родительское собрание 'Что знают родители о своих правах и обязанностях?'
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь