Ильяскина Галина Валерьевна. Исследовательский проект в детском саду.

Исследовательский проект в детском саду.

Воспитатель МАДОУ детский сад № 6 «Тополёк», г.Балаково, Саратовской обл Ильяскина Галина Валерьевна

Интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире — важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок — уже с рождения исследователь. К концу 6-го начало 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Информация, полученная в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее той, что получена от взрослого в ходе общения. Однако, желание ребенка исследовать окружающий мир носит бессистемный характер, и его нелегко использовать при решении педагогических задач в группе детей. Почему бы не попытаться взрослому помочь ребенку оформить его идеи в исследовательский проект?

 

Исследовательский проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок проблемных ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой, окружающей действительностью.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность ребенка и взрослого по решению актуальных теоретических и практических задач. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Сведения, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок включался в собственную исследовательскую деятельность, делать все сам, а не только был в роли наблюдателя.

Задачами исследовательской деятельности являются:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проект состоит из: замысла (проблемы), средств его реализации (решения проблемы) и получаемых в процессе реализации результатов.

Исследование дошкольника, как и любого взрослого, включает следующие этапы:

  • выбор темы исследования
  • выделение и постановку проблемы
  • выработку гипотезы
  • поиск и предложение возможных вариантов решения
  • сбор материала
  • обобщение полученных данных
  • подготовку материалов исследования к защите
  • защита проекта.

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников предлагает Савенков А.И. в своей книге «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». Прежде чем, дети смогут создавать собственные исследовательские проекты, им нужно многому научиться и накопить необходимый опыт, развить так называемые исследовательские навыки и умения. Основой для этого является экспериментальная деятельность. В старших и подготовительных группах нашего ДОУ созданы центры науки и экспериментирования, где старшие дошкольники под руководством педагогов и самостоятельно могут проводить несложные опыты. Наблюдение за живыми и неживыми объектами, знакомство со свойствами предметов и явлениями природы, встреча с парадоксами (например: о корабле — металл тонет в воде, а корабль, сделанный из металла — нет), все это помогает ребенку развивать мыслительную деятельность.

Педагоги нашего детского сада большое внимание уделяют организации театрализованной деятельности, которая помогает детям научиться выступать перед публикой. Это очень важно, потому что защиту исследовательского проекта старшие дошкольники проводят самостоятельно. Тренировкой публичного выступления для дошкольника является и его рассказ о процессе изготовления работ продуктивной деятельности. Например, ребенок рассказывает о том, как он работал над изготовлением поздравительной открытки для мамы или папы. Хорошо бы каждому педагогу систематизировать такую работу с детьми, создать благоприятную почву для публичного выступления каждого ребенка.

Выделяют несколько этапов исследовательского проекта. Исследовательский проект с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно — 5 этапов.

На I этапе выбирается тема проекта. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Тема должна быть интересна детям.
  2. Тема должна быть актуальна и полезна участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальна (элемент неожиданности, необычности).
  4. Работа по этой теме могла бы быть выполнена относительно быстро.
  5. Должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Далее педагог помогает ребенку обозначить проблему, которую необходимо будет решить в процессе работы над проектом. Необходимо учесть наличие необходимых для ее решения средств и материалов, возможность проведения исследование ребенком или группой детей с помощью взрослого и получение результата.

На II этапе необходимо выдвинуть гипотезу, которую нужно будет подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Выдвижение гипотезы (предположения) дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение, быть уверенным в том, что его высказывание примут для обсуждения.

Гипотеза (предположения) может начинаться со слов:

  • может быть
  • предположим
  • допустим
  • возможно
  • что если…

На III этапе дети занимаются поиском и сбором информации. В этом им помогают, конечно же, взрослые — педагоги и родители, другие члены семьи.

Следует отметить, что в ходе организации проектной исследовательской деятельности детей большое значение имеет тесное взаимодействие с родителями. Они наряду с воспитателем, помогают своему ребенку определиться с темой исследования и выдвинуть гипотезу, сопровождать его на каждом этапе реализации исследовательского проекта. Педагоги заранее посвящают родителей в предстоящую работу и рассказывают об ожидаемых результатах.

В детском саду или дома ребенок под руководством взрослого проводит опытно-экспериментальную работу по подтверждению или опровержению одной из гипотез. В приемной группы оформляется стенд с кармашками, в которые родители помещают информацию по теме исследовательского проекта.

Весь наработанный материал собирается и оформляется в папку. Отдельные файлы наполняются информацией из различных источников.

Результатами исследования могут быть рецепты, продукты деятельности детей, памятки, имеющие практическую значимость. Это может быть рассказ ребенка, детский рисунок. Вместе с взрослым ребенок может изготовить макет, сделать фото, приготовить из овощей и фруктов какое – либо блюдо, пригласив друзей и родителей на чаепитие.

На IV этапе работы над исследовательским проектом необходимо подготовить полученные материалы исследования к защите. Родители при помощи и поддержке воспитателя помогают детям подготовить речь для защиты проекта, создают презентацию, оформляют информационную папку. Дети готовятся к выступлению. Форма его может быть самой разнообразной: рассказ ребенка или группы детей о проделанной работе, электронная презентация с комментариями детей, стихотворное сопровождение действий, театрализованное представление и т.п.

Защита проекта — заключительный – V этап работы над исследовательским проектом. В ходе защиты проводится конференция, на которой присутствуют дети и взрослые.

В конце защиты проекта ребенок делает выводы по результатам работы в ходе исследования, подчеркнув, нашла ли гипотеза свое подтверждение. По окончании своего выступления ребенок должен поблагодарить всех, кто помогал ему в исследовании.

Участие детей в создании исследовательских проектов и их защите навсегда откроет дверь в мир безграничного познания и вечных вопросов, на которые юный исследователь легко сможет сам находить ответы.

Метод исследовательских проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.

Список используемой литературы:

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в дет-ском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008г
  2. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: М.: АРКТИ, 2003г
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания: Я.: Академия развития, 2003 г.
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4
Просмотров: 318
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Кудряшова Анна Александровна. Театрализованная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Иванова Надежда Сергеевна. Исследовательский проект «Могут ли конфетки быть полезны деткам?»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь