Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Выполнила: воспитатель Шаповалова Т. А Новосибирск 2020 г.

Введение

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления — самый благородный;
Путь подражания — самый лёгкий;
Путь личного опыта — самый тяжёлый путь.

Конфуций.

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

 

Скачать конспект

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проекти-рование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы про-дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут исполь-зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В. С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-тическая деятельность по достижению поставленной цели.

По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

управленческую процедуру.

Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного взаимодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой». Проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способности и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Метод проектов — одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и воспитания, а также к управлению этим процессом.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

По рекомендациям педагогов-практиков Л.С. Киселёвой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоде, М.Б. Зуйковой метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей,

Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999), в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Фундамент исследований психологических основ проектного обуче-ния заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

Метод проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О.С.

Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28, 6% воспитанников; средний уровень у 57, 1%, а высокий уровень у 14, 3% детей.

Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений

Я предлагала детям различные игры и упражнения на формирование умений:

  1. Использование в речи обобщающих слов — Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
  2. Использование в речи слов, обозначающих действия — Д/игры: «Узнай животное по действиям», «Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
  3. Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой».

В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты: «Овощи», «Повар», «Моя любимая игрушка».

В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта», который я оформила в презентацию.

Проводила работу с родителями: в марте 2016 года провела родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»

В течение года постоянно обновляла уголок для родителей, где размещала рекомендации и памятки для родителей ( «Как обогатить словарь ребенка 3-4 лет», «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

С сентября 2016 года я продолжила работу с детьми средней группы. Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей. Для обследования мною была использована методика того же автора.

Анализ результатов показал, что дети испытывали затруднения при использовании в речи определений к предметам, объектам, явлениям, обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий.

В течение года формировала у детей умения:

  1. Использовать в речи обобщающие слова — Д/и «Что лишнее и почему?», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».
  2. Использовать в речи слова, обозначающие действия — Д/игры: «Отгадай, кто это?, «Кто может совершать эти действия?».
  3. Использовать слова — определения — Д/игры: «Узнай на ощупь», «Найди и назови».
  4. Использовать слова — наречия — Д/игры: «Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».

Также в течение года работали с детьми над педагогическими проектами: «Птицы наши друзья», «Транспорт», «Домашние животные». Создала презентацию: «Домашние животные».

В течение года проводила работу с родителями. Было проведено родительское собрание «Игра – путешествие по стране «Развитие речи». В уголке для родителей систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки ( «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

Мною была подготовлена папка — передвижка «Давайте поиграем» с описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.

В мае 2016 года я провела повторное обследование детей средней группы, используя ту же методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Использование слов обобщений пришло к норме;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12, 5%; увеличился высокий на 49, 9%;

Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18, 7%;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25%.

С сентября 2017года я продолжила работу с детьми старшей группы. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.

Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.

С сентября 2017 года работали с детьми над педагогическими проектами «Мамочка, солнышко мое», «Они сражались за Родину». В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения: «Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».

В конце марта 2018 года провела родительское собрание «Развиваем речь!».

В мае 2018 года я провела повторное обследование детей старшей группы, используя ту же методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Появился высокий уровень при использовании слов-наречий на 12, 5% высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12, 5%

высокий уровень при использовании слов-синонимов12, 5%.

С сентября 2018 года я продолжила работу с детьми подготовительной группы.

В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному направлениюусложняла виды заданий; активизировала имеющийся словарь; использовала игры с усложнением, провела родительское собрание «Играя, развиваем речь!».

В подготовительной группе был разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Какого цвета осень»; «Здравствуй, сказка»; «Волшебные пуговки»; «Мир часов».

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. В ходе работы мною была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае 2019 года я провела заключительное обследование детей подготовительной группы.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84, 5%;

При использование в речи слов, обозначающих действия на 87, 5%;

При использование слов-определений на74, 5%;

Высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%;

при использовании слов –антонимов на 64, 5%

при использовании слов-синонимов на 25%.

Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Результативность опыта:

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

Просмотров: 314
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ярмусевич Ирина Геннадьевна. «Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь