|
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 79050
Автор: Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Название: Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Иными словами, чем глубже интроспекция (рефлексия в форме созерцания), тем масштабнее трансцендирование, тем дальше продвижение к охвату Мира как целого, к универсальности и всеобщности.
Очевидно, что эта бесконечность, универсальность, потенциально заключенная в Человеке, отличающая его от животного, есть основная проблема антропогенеза (в формах его фило- и онтогенеза) и его Тайна. Духовное развитие человека может быть понято поэтому как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде. Понимание личностного развития как становления Человека в индивиде, как универсализация его отношений к Миру означает также понимание того, что всеобщность, универсальность могут реализоваться либо в индивиде как личности и индивидуальности (в актуальной форме), либо в человеческом роде и его бесконечном развитии (в потенциальной форме). Особой темой в рассмотрении проблемы универсального бытия человека является вопрос о его целостности, полноте и непосредственности бытия в Мире . Как всеобщее и универсальное, отношение «Человек-Мир» захватывает всего человека. Человек участвует в нем как целостный. В это отношение включено не только его «рациональное мышление, но и вся его психика как целое (и только здесь она выступает как целое, потому только здесь можно понять, что она такое, что такое «психическое»), весь строй его эмоций (включая эстетические, нравственные, любовь к миру, жизни, людям, религиозное благоговение и т.д.), все глубочайшие «этажи» его «Я»103. Именно здесь, в глубине, человек ощущает (ощущает, а не рационально выводит) свою трансцендентность наличному бытию и свою сопричастность Миру как целому. Эта трансцендентность дана Человеку не в форме логического опосредования, вывода, а прямо в форме непосредственного восприятия , минующего все внешние, конечные определенности. Даже разум человека оказывается «способным предсказывать возможные закономерности внешнего мира, с которыми он еще не имел случая встретиться в жизни. Не значит ли это, что наш разум посвящен в тайны мира, но не помнит, когда и где произошло это посвящение?»104 101 Там же. С 144. 104 Блохинцев Д.И. //Техника – молодежи. 1982. №3. С20 366 В этом кардинальный факт человеческой субъективности: непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотношения с Миром является присущим индивиду, индивидуальному Я, индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в область актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определенности наличного бытия. Ярчайшим примером и фактическим подтверждением сказанного являются Жития святых, подвижников и исповедников веры. В данном разделе мы попытались изложить лишь общее представление о высшем уровне духовного бытия человека – о возможном универсализме и бесконечности его отношений с Миром. Здесь существует конкретная фактология, опыт, традиции, культура; все это должно стать предметом специального обсуждения с молодыми педагогами – как людьми, призванными работать с человеческой субъективностью. Условия же и пути движения каждого из нас в направлении универсального развития – это отдельная тема и предмет специального рассмотрения в курсе «Психология развития человека». Психологическое самообразование Вопросы для обсуждения и размышления 1. Академик Б.В.Раушенбах пишет: «Хотя термин «духов ность" употребляется сегодня даже чаще, чем надо, общеприня того его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики». Согласны ли вы с утверждением и предположением академика? Как вы для себя определяете термин «духовность»? 2. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удов летворением его органических потребностей. Например, пище вая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функ ционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у раз личных обществ, религий, культур. 367 Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека к пище быть его личностной чертой? 3. Один из авторов широко известной работы «С чего начи нается личность?» – философ Э.В.Ильенков, отвечая на вопрос «Что же такое личность?», приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама лич ность... Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность ... бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не ес тественно-природное образование; чтобы понять, как она обра зуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отноше ний, в социально детерминированных его деяниях». Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение «мифическая личность", «раздвоение личности»? 4. Ниже приведено несколько высказываний писателей и уче ных о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга? «Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность» (А.С.Макаренко). «Личность – это человек как носитель сознания» (К.К.Пла-тонов). «Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л.Рубинштейн). «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И.Мечников). «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа). 5. Почему понятие индивидуальности человека необходимо прежде всего в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из собственного опыта школьной жизни. 6. «Как сила человека, – пишет Н.Кузанский, – человече ским образом способна прийти ко всему, так все в мире прихо дит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого». О каком потенциальном проявлении человека пишет Н.Кузанский? Как вы понимаете выражение «сила человека» в приведенном высказывании? 368 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|