Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность

Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность

(1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л.С. Выготским. Он неоднократно говорил о том, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

 

Скачать презентацию

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.

(2слайд) изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу, я выделила актуальность данной темы. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

(3, 4 слайд) Определила цель и выделила задачи, представленные на слайде.

Н.Н. Подъяков утверждает, что детское экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, во время игр, при проведении НОД, на прогулке и т. д.

(5 слайд) Так, например, при воспитании культурно-гигиенических навыков дети не только знакомятся с художественным словом и учатся мыть руки, но и узнают о свойствах воды, о том какая она (тёплая, холодная, мокрая), также путём экспериментирования дети узнаю, о том, что если мокрыми руками потереть мыло появится пенка, которая собирает всю грязь с рук, смыв пенку водой руки становятся чистыми.

(6 слайд) при проведении НОД дети узнают о материалах, с которым работают. К примеру, при работе с пластилином через эксперимент дети узнают, что пластилин может быть твёрдый, но если его погреть в ладошках он становится мягким и ему можно придавать разную форму. Развивается умение отламывать комочек пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочки между ладонями прямыми движениями. Формируется умение раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка).

(7слайд) содержание образовательной деятельности «физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Экспериментирую с мячом, дети овладевают разнообразными действиями, с ним (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

(8 слайд) Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. В сюжетно-ролевой игре у детей формируется умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Воспитатель подводит детей к пониманию роли в игре. Формируются начальные навыки ролевого поведения. Во время игры «Уложу я куклу спать» ребёнок, пробуя, положить куклу в кровать узнал, что кукла потому и называется неваляшка, что уложить её нельзя.

(9 слайд) в процессе конструирования дети знакомятся с деталями (кубик, кирпичик, пластина), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивается умение сооружать элементарные постройки по образцу. Воспитатель способствует пониманию пространственных соотношений. Учит пользоваться дополнительными сюжетными игрушками. На пример, детям было предложено построить горку по образцу. Путём проб и ошибок горка была построена.

(10 слайд) что способствовало дальнейшему развитию игры «Чья машинка дальше уедет?»

(11 слайд) на прогулке у детей предоставляется множество вариантов экспериментирования. У детей развивается способность наблюдать за явлениями природы, проводить эксперимент с песком: лепить куличи из мокрого песка, посыпать дорожку сухим песком, рисовать на песке и многое другое. Зимой можно проводить эксперимент со снегом (лепить снежки, горки, снеговиков). В ходе эксперимента дети узнают о свойствах воды, что она превращается в лёд и наоборот лёд тает и превращается в воду. Так же можно проводит опыты с воздухом (сильный слабый ветер), используя вертушки, флажки и пр. На улице у детей множество вариантов проведения экспериментирования как совместно со взрослыми, так и самостоятельно.

(12 слайд) Эксперимент, это неотъемлемая часть в жизни ребёнка. закончить своё выступление я хочу такими словами: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Федосеева И.П., Радостева О.А.. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Фруктово-ягодные краски».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь