Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 79045

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

рим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
В философско-психологической литературе из двух определений человека – личность и индивидуальность – «вершинным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности»87.
С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.
Индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.
Без определенного ограничения социальных связей и отношений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «... Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, – писал Г.Гегель, – может гений создать истинно художественное творение»88.
На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. – неудовлетворительны по той простой при-
87 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С 329.
м Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т М., 1977. Т.2. С.553.

355
чине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социальные роли или функции сами по себе безличны.
Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях» В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое – уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).
Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни . Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности человека? Как индивидуализируется человек в социальной, общественной жизни? Что отличает одного человека от другого?
Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности.
Понятие человеческой индивидуальности
Индивидуальность человека – явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Действительно, единичность и неповторимость индивида входят в определение индивидуальности,
Любая индивидуальность выступает прежде всего как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального

356
бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.
Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не есть истинные характеристики индивидуальности.
Г.Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души – писал он, – отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения»89. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.
Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий «целостность», «единство», «неделимость", «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и т.п. «Индивидуальность, – писал Л.Фейербах, – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо»90.
Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многое в одном . Б.Г.Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это положение, он писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)»91.
89 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М, 1977. Т.З. С.74.
90 ФейербахЛ. Избр. философ. произведения: В 2 т. М., 1955. T.I. C.496.
91 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.327.

357
Философ И.И.Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, – пишет он, – индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды»92. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.
Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную "са-мость». Сущность индивидуальности как раз и связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.
Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия» , творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде).
Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности , реализует собственный способ жизни.
Индивидуальность – это авторство собственной жизни : в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он физически не участвовал, – за историю. Уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность – это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Глубокая Елена Александровна Гукина Ольга Анатольевна. ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Юлова Анна Васильевна. Консультация для воспитателей «Интеграция театрализованной деятельности в ДОУ»
  • Шершнева Мария Олеговна. Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Виктория Кобылкина. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
  • Ионова С.П., Тригубчак В.П.. Педагогика М.Монтессори как инновация в деятельности воспитателя, работающего с детьми-логопатами.
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Бунькова Татьяна Михайловна. Совместная образовательная деятельность «День воды»
  • Редактор. Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Степанова Ирина Борисовна. Проект «Мир театра» (средняя группа)
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Камила Мерзлякова. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Сабирзянова Э. Н.. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Спиридонова Наталья. Развивающие игрушки своими руками.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Луппова Елена Владимировна. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития.
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Шевченко Анастасия Александровна. Детская дизайнерская деятельность в зоне изо — деятельности
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Сабирзянова Эльвира Наильевна. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Кагарманова Дина. Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Научные забавы»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь