Виктория Кобылкина. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковСогласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Но на протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. (Как вы считаете вы, всегда учитываете интересы детей или нет? «Да» – молодцы, приведите хоть один пример спонтанного экспериментирования. «Нет» –) Зачастую опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Организуемые в практике и описываемые в методической литературе задания и непосредственно-организуемую образовательную деятельность, связанные с проблемными ситуациями, исследованиями детьми предметов и материалов, проведением некоторых опытов, всегда предусматривают жесткое руководство этим процессам взрослого. Воспитатель сам ставит задачу, сообщает, что дети будут исследовать, объясняет последовательность действий, ведет размышления детей и помогает им сформулировать выводы. Так взрослый демонстрирует детям скрытый от непосредственного наблюдения процесс размышлений, учит их рассуждать логично и последовательно, знакомит с безопасными способами действий с исследуемыми предметами и материалами. При этом самостоятельность детей имеет ряд существенных ограничений. Как же быть? Как создать условия для подлинно самостоятельных познавательно-исследовательских действий детей, ведь нет ничего более ценного для формирования знаний, чем собственный опыт?
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Я занималась исследованием проблемы организации условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей. Были поставлены цели: определить ситуации, стимулирующие самостоятельную детскую деятельность познавательного характера, создать необходимые условия для самостоятельного детского экспериментирования, провести наблюдения за детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности, проанализировать их исследовательское поведение.
В соответствии с базовой программой «Радуга», по которой мы работаем, тема познавательно-исследовательской деятельности мало затронута и мало внимания уделяется труду в природе. Она появляется в процессе ознакомления с предметами, окружающими нас, объектами и явлениями природы, но больше всего присутствует в продуктивной детской деятельности – конструирование из строительных материалов, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, где естественным образом возникает необходимость познать свойства тех или иных материалов для получения интересной и выразительной поделки. Я вам перечислю возможное содержание, в котором можно развивать навыки исследовательского поведения детей:
в младшей группе – выявление свойств воды, песка, бумаги, разного вида;
в средней – экспериментирование со смешением красок для получения новых цветов, исследование семян растений, коры деревьев, овощей и фруктов, познание свойств снега, камней, пластилина, теста;
в старшей добавляется исследование свойств бумаги, дерева, кожи, резины, ткани, а также света и воздуха;
дети подготовительной к школе группы исследуют землю, воздух, лед, ткань, камни, болотный мох, познают свойства магнита.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Мне бы хотелось, что  бы данная деятельность не задавалась нами заранее в виде той или иной схемы, а строилась самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группах, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты.
Но все это – организованная деятельность. А как создать условия, удовлетворяющие спонтанные познавательные интересы детей, дающие им возможность идти своим путем, ошибаться, пробовать разные варианты и делать собственное маленькое «открытие»?
На протяжении всего учебного года я наблюдала за самостоятельными действиями детей.
В младшей группе детей привлекают вертушки, листья, камни, но особенно – действия с шарами и кубиками. Можно скатывать шары разного размера и веса с разных поверхностей (какой дальше укатиться), используя соревновательный момент. После шариков скатывать и ракушки, и домино, и другие предметы, попадающие под руки. С удовольствием строят башню из кубиков, с упорством ожидая, на какой высоте она развалиться. Появляется интерес магнитной доске с игрушками-магнитми. Многих детей увлекают весы: они пытаться уравновесить разные предметы окружающего пространства.
Самостоятельные действия детей привлекает не столько результат, сколько интерес, возможность действовать самостоятельно. Сначала дети повторяют те действия и с теми же предметами, что производили вместе с педагогом в организованной деятельности. Потом их действия разнообразятся: они могут переворачивать и рассматривать что-нибудь с разных сторон, попытаться сложить или засунуть куда-нибудь, пристроить к другому предмету и пр. Организованными их действия, конечно, не являются, но исследовательскими при этом остаются.
В старшей группе детей привлекают действия с камешками. Очень понравится детям рассматривать узоры и трещинки на камешках через лупу. (У вас есть в свободном доступе лупы? Тогда она должна быть в зоне видимости, т.к. если ребенок что-то не видит, то он об этом и не знает). Т.к. лупы в группе в свободном пользовании, теперь дети рассматривают в них все, даже свои рисунки, одежду, пальчики и пр. С помощью лупы находили тонкие отличия семян кабачка, патисона и тыквы.
Дети уже не столько повторяют действия, производимые на непосредственно организованной образовательной деятельности, сколько придумывают и пробуют свои задумки. При этом взрослый им не нужен: если педагог подходит к детям и пытается что-то спрашивать, подсказывать – самостоятельная деятельность разрушалась, дети расходятся, видимо опасаясь «диктата» взрослых. Я думаю, что мы, педагоги, часто проявляем лишнюю опеку, все пытаемся руководить, когда у детей уже есть потребность действовать самим.
В подготовительной к школе группе детей привлекает избирательный интерес к разным материалам: одних интересуют экспериментирование с предметным материалом (камешками, песком и пр.), других привлекают так называемое художественное экспериментирование с красками, использованием необычных материалов в художественном труде и изобразительной деятельности. Также с большим интересом дети окрашивают воду красками, получая новые цвета и оттенки, замораживали и размораживали ее. Даже носят льдинки в карманах и наблюдали, у кого быстрее растает.
Первые действия детей с предметами часто  примитивны и хаотичны: взял – повертел – бросил, другой ребенок подхватил, что-то повторил. Потом, глядя друг на друга, их действия становятся более целенаправленными. Дети не столько повторяли производимые ранее действия, сколько пробовали свои. Например, магнит дети пытались прицепить к разным поверхностям – стеклянным, металлическим, пластмассовым.
Для развития познаватель­ного интереса детей, формиро­вания таких качеств, как любознательность, пытливость ума, недостаточно ограничиться включением организованной познавательно-исследователь­ской деятельности в образо­вательный процесс. Необходимо создать условия для пе­реноса детьми полученных исследовательских навыков в новые измененные условия.
Что больше у ребенка будет возможности действовать самостоятельно, тем быстрее по­лученные представления и умения перейдут в знания и навыки, а со временем трансформируются и в качества личности.
А чтобы обеспечить детям возможность для самостоя­тельных исследовательских действий, не обязательно иметь в группах постоянное специально оборудованное набором определенных пред­метов место – так называе­мую «детскую лаборато­рию». Достаточно периоди­чески после организованных обучающих воздействий в непосредственно организованной образовательной деятельности выкладывать на 2- 3 дня в свободный доступ ис­пользуемые на непосредственно организованных деятельностях ма­териалы и оборудование, до­полнительно внося в них разнообразие. Тогда и пред­метно-развивающая среда групп станет по-настоящему сменяемой и мобильной, соответствующей разным интересам детей.
В момент самостоятельных действий детей вместо прямо­го обучающего воздействия воспитателю лучше использо­вать метод наблюдения за детьми: кого заинтересовала данная деятельность, какие действия производил ребенок, смог ли он сделать самостоя­тельное «открытие» для себя, нужна ли ему поддержка взрослого. И в этих наблюдений педагог получит «портрет» реальных возможностей каждого ребенка, а также может создавать более сложные исследовательские ситуации для детей с высоким познавательным интересом, прибли­жаясь к тому, что называется «выстраиванием индивидуального образовательного маршрута» для каждого ре­бенка.
Надо помнить, что успех не приходит мгновенно. Воз­можно, вначале проявятся не­сколько детей с интересом к познавательно-исследователь­ской деятельности. Но со вре­менем и с возрастом их коли­чество будет увеличиваться. Обеспечат это само детское сообщество (помните, что дети быстрее учатся друг у друга, чем у взрослых) и тактичная поддержка, искренний инте­рес и одобрение взрослого, его радость детским успехам. «А как быть с теми детьми, кто так и не проявит интереса к исследовательским действи­ям?» – спросите вы. Такие тоже будут. Но мы вспомним, что у каждого человека раз­ные генетические предраспо­ложенности, и у каждого есть право быть таким, какой он есть. А создать необходимые условия, чтобы ребенок мог воспользоваться своим «пра­вом» – наша профессиональ­ная обязанность.

Просмотров: 420
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Любовь Мартынова. Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе .
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Кипина Светлана Васильевна. Конспект совместной деятельности по познавательно - речево в средней группе 'Что мы видели в лесу?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Варганова Ирина Александровна. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей старшей-подготовительной группы.
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Иордан Анастасия Николаевна. Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Институт здоровья»
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь