|
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 79046
Автор: Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Название: Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 96 Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубин штейна «Человек и Мир» //
Вопр. философии 1993. №5 97 Там же. С.134 362 центром всей психотерапевтической работы. Вот одно из наиболее ярких свидетельств: «Под «духовным» я подразумеваю такой момент, в который мы действуем, исходя из нашего Внутреннего Я, ощущая тем самым свою взаимосвязь с энергией Универсума. В подобные моменты мы являемся не отдельной частью целого, мы и есть это целое. Границы между Я-Ты-Они-При-рода-Бог исчезают. Здесь нет никакого мышления, мы суть чистое сознание, чистый опыт. Этот.духовный опыт, это ощущение Внутреннего Я отнюдь не является непостижимым или чуждым большинству из нас. Все мы переживали в тот или иной момент ощущение полноты, в которой ничего не утрачено, в которой мы владеем абсолютным сознанием и испытываем счастье. В такие моменты мы забываем свои собственные границы и оказываемся полностью слитыми с тем, что мы делаем. Границы между Я-Другой-Окружение-Бог исчезают. Все есть Одно. Это может произойти, когда мы вовлечены в творческий процесс, погружены в молитву или медитацию, находимся в единстве с природой или испытываем чувство любви»98. Мы привели эту довольно длинную цитату, чтобы явным образом проиллюстрировать принципиальную способность психологического знания выразить, воплотить в слове то содержание духовного бытия человека, которое столетиями выражалось на языке философии и богословия. Но необходимо идти и дальше. С позиций нового основания психологии человека – отношения «Человек – Мир» – должен быть развит новый строй мышления, где на первое место выходят не гносеологические (и соответственно, не технологические), а онтологические (бытийные) и аксиологические (ценностные) категории. По словам С.Л.Рубинштейна, «характеристика человеческого бытия предполагает, что должна быть дана и новая характеристика всего бытия с того момента, как появляется человеческое бытие». И далее – «Надо ввести человека в сферу, в круг бытия и соответственно этому определить систему категорий... Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека... Таким образом, осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной, а не чуждая ей субъективность моего сознания»99. Эквивалентность, единосущность, причастность человека ко всему бытию порождают далеко не тривиальные следствия. Например, невозможно строить сколько-нибудь правдоподобную космологию без антропологии и наоборот. Человек должен быть рассмотрен как «микрокосм», аналогичный по внутренней своей сущности Миру («макрокосму»), интимно в этой сущности свя- 98 Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психо логии. 1992. №3-4 С.31. 99 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 273, 325, 327. 363 занный с ним в единое целое. Это, в частности, означает, что у Мира есть также телесное и духовное «измерения», как и у Человека. Следует заметить, что, по-видимому, изначально эквивалентное отношение Человека и Мира было формирующим человека, его психику в антропогенезе. Оно же должно быть ведущим и в онтогенезе, а потому составлять основу систем воспитания. Ибо это отношение включает в себя нравственные и эстетические отношения, и отношения сыновства, и отношения любви, и отношения благоговения и преклонения. Все эти отношения, составляя полноту человеческой реальности, объединены в религиозном отношении как созерцании Тайны. Человек как конечно-бесконечное существо Уникальность Человека в Мире определяется тем, что он есть часть бытия, осознающая все бытие. «Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое... Бесконечность мира и причастность к нему человека, созерцание его мощи и красоты есть непосредственно данная завершенность в себе»100. Бесконечность и одновременно завершенность – характеристика актуальной бесконечности . Это, пожалуй, самый важный момент: обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения "Человек ~ Мир». В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может существовать, может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме развивающегося во времени, трансцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в форме потенциальной бесконечности . То же и у С.Л.Рубинштейна: «Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это – ее становление и вместе с тем реализация– Отрицается только мое наличное бытие, моя завершенность, конечность»101. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в буду- 100 Рубинштейн С,Л. Проблемы обшей психологии. М., 1976. С. 338, 339, 341. 101 Там же. 364 щее). По мысли А.С.Арсеньева, своей базой она имеет непосредственную связь человека (именно конкретного индивида!) с миром как целым (бесконечным!), что является основанием целостности самого индивида (как личности и индивидуальности). Отсюда можно заключить о существовании в индивиде бесконечной способности трансцендирования, перехода всех конечных границ во внешнем мире и в самом себе. Причем, чем глубже рефлексия, т.е. осознание все более глубоких слоев психики, внутреннего Я (М.Боуэн), тем более расширенным оказывается трансцендирование, выход за границы наличного бытия, осознание своего единства с Миром, как целым. А.С.Арсеньев предложил очень конструктивную аналогию взаимоотношений рефлексии и трансцендирования с геометрическим представлением инверсии на плоскости (рис. 28). Суть ее в следующем: «Точкам внутри круга ставятся во взаимооднозначное соответствие точки плоскости вне его по правилу – через данную точку P1 и центр круга О проводится прямая и на ней от центра откладывается отрезок ОP2, равный R2/OP1 , где R – радиус, P2 – точка, сопряженная (в некотором смысле сопричастная, отождествляемая) с P1. Точки P1 и P2 взаимно сближаются при приближении к окружности, а при приближении одной из них к центру круга другая уходит в бесконечность и наоборот: при удалении одной в бесконечность другая стремится к центру. Остается представить себе, что круг – это Человек, его психика, а плоскость вне круга – внешний, окружающий человека Мир»102. Допустим, что R = 4 см; OP1 = 2 см. Тогда ОР2=16/2 = 8 см. Если Р1 переместится к центру на '/4R, то ОР2=16/1 = 16см, т.е. точка Р2 удалится от центра на 4R. Если P1 переместится к окружности на 1/4R- то ОР2 = 16/3 = 5 1/3см, т.е. точка Р2 приблизится к окружности. Рис.28. Геометрическое представление инверсии на плоскости 102 Арсенъев А. С. Указ. работа. С. 143. 365 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|