Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104123

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Например, Николаю В., 14 лет 3 мес., было предложено вспомнить несчастливый день из своей жизни. Подросток вспоминал: «Когда мне было лет шесть, родители на даче громко спорили между собой, потом отец схватил кастрюлю и откинул ее в сторону, крышка от кастрюли полетела на меня, и я испугался и заплакал... Мама стала ругать отца, а он убежал из дома и его долго не было... Мы с мамой пошли его искать в лес... мама плакала, а я думал, что папу съели волки и тоже плакал... мне было страшно тогда ...потом папа пришел домой... он был очень пьяный... бабушка его ругала, била по лицу... мама так плакала».
Подросток рассказал эту историю в присутствии родителей, чем очень удивил их. Отец стал утверждать, что не помнит такого случая в своей жизни. Семье было предложено обыграть эту ситуацию. Родители охотно согласились. Во время игры отец вспомнил о случившемся. После игры состоялось коллективное обсуждение. Члены группы высказывали свое мнение и предлагали альтернативные решения для выхода из сложившейся ситуации.
Как уже отмечалось выше, стимуляция оптимальных взаимоотношений между подростками и их родителями успешно достигается не только в семейных группах, но и в детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Опыт нашей работы показал, что для некоторых семей участие в родительских группах гармонизирует не только родительские, но и супружеские отношения.
Работа с родительской группой строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия.
Многочисленный опыт работы психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки личностных проблем, формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает новые социальные навыки, особенно в сфере межличностного общения.
Процесс групповой коррекции в рамках коммуникативного блока включает в себя две основные фазы.
385
На первой, установочной фазе перед психологом стоит задача формирования группы как целое, формирование у членов группы положительного настроя на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе являются спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирает лидера или капитана команды. Участники психокоррекционных занятий должны выполнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3-4 задачи. Развлекательная форма занятий на установочной фазе способствует сближению членов группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие. Неопределенность целей занятий на данном этапе и свобода самовыражения в спонтанных играх может вызвать некоторую тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проведение не больше двух-трех занятий установочной фазы.
Основной целью подготовительной фазы семейной групповой психокоррекции является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов. Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматиза-.ций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Используют такие ролевые игры, как «Мостик через пропасть», «Автобус в час пик», «Очередь» и пр.
Игра «Мостик через пропасть»
Основная цель: снятие эмоционального напряжения и более тесное знакомство членов группы друг с другом.
Оборудование: скамейка высотой 20 см, длиной 2 метра.
Инструкция: «Вы — группа туристов, и вам надо преодолеть это препятствие, пройти по этому мостику, который висит над пропастью. От ваших слаженных действий зависит успех восхождения. Сосредоточьтесь и пошли».
Эти игры являются своеобразными имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения. В процессе занятий психолог анализирует, как члены группы вживаются в роль, как помогают друг другу, кто из них берет на себя функции лидера.
На этом этапе рекомендуется также использование приемов невербального взаимодействия с помощью таких игр, как «узнавание
386
на ощупь другого человека», «поводырь», когда члены группы с завязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.
На реконструктивной блоке групповой семейной психокоррекции решаются следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов одной из семей. Родители и подросток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы совместно обсуждают проблему. На первоначальных этапах эти проблемы предлагаются психологом: например, сын украл у матери деньги и сделал ей подарок, дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и пр. На последующих этапах разыгрываются жизненные проблемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции с последующим обсуждением.
В процессе групповой психокоррекции необходимо проанализировать ее воздействие на участников на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. В таблице представлены оценочные радикалы коммуникативного блока психокоррекции.
Динамика психокоррекционного процесса коммуникативного блока
Компонент личности Психологический механизм Радикалы
Эмоциональный Эмоциональное реагирование Свободное выражение эмоций. Эмоциональное отношение к своим проблемам. Принятие эмоциональной поддержки. Изменение способов эмоционального реагирования на проблему
Когнитивный Расширение сферы осознания своих проблем Осознание мотивов воспитания. Осознание причин конфликта и своей роли в конфликте самим подростком. Понимание и принятие родителями личностных особенностей подростка.
387
Компонент личности Психологический механизм Радикалы
Поведенческий Формирование новых приемов и способов поведения Преодоление неадекватных форм поведения: эффективность, агрессивность, ригидность и др. Закрепление новых форм поведения и защитных механизмов.
Перечисленные выше блоки психокоррекции взаимосвязаны и представляют собой единый психокоррекционный комплекс. Сам психокоррекционный процесс складывается из трех этапов: уста-новочно-диагностический, собственно коррекционный и закрепляющий. В зависимости от особенностей межличностных отношений в семье и структуры личности подростка по-разному распределяются ведущие роли участников психокоррекционного процесса. Неадекватное поведение подростка, являясь следствием сформировавшейся личностной дисгармонии, проявляется в различных вариантах, начиная от антидисциплинарных и патохарактерологи-ческих реакций до девиантного и делинквентного поведения. Все это требует тщательного, аргументированного подбора психокоррекци-онных методов. Могут быть использованы методы исиходинамиче-ского, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции. Многочисленные работы отечественных авторов по данной проблеме и опыт нашей работы убедительно показал, что различные теоретические положения, лежащие в основе психокор-рекционных методов и приемов, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, не противоречат друг другу при их практическом применении. При разработке психокоррекционных технологий необходимо ориентироваться не на конкретное теоретическое направление, а на клинико-психологические и личностно-уровневые характеристики подростка и его родителей. Использование многообразных психокоррекционных приемов позволяет индивидуализировать их применение в отношении конкретного участника психокоррекции в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клинико-патопсихологической формы нарушения поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге представлены основные направления и способы психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизон-тогенеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).
С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической коррекции и психокоррекционные технологии. В основу их положен анализ сложной структуры дефекта, его значимости в общей структуре психического развития ребенка.
Мы рассматриваем психологическую коррекцию в двух планах: в широком — как систему психологических педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств в связи с заболеванием, в узком — как один из способов психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию личности.
Для эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.
Именно это и позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
389



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Фейсканова Эльмира. Игра-беседа «Безопасный дом»
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Пушменкова Татьяна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра «Мы геологи»
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Солуянова Татьяна Владимировна. Игра - занятия по развитию речи
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Создание ёплой атмосферы в отношениях между детьми
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Светлана Козлова. Презентация Логическая игра «Найди лишнее»
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Наталья Дорошкевич. Подвижные игры детей.
  • Любовь С. Занятие-игра по развитию речи «Разноцветное настроение»
  • Развитие объёма внимания, пространственной ориентации. ЗАНЯТИЕ 6
  • Шаталова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия «Солнышко» для детей с РАС
  • Саватеева Светлана Павловна. Игра «Солнышко и тучка».
  • Инна Юрьевна Токарева. Игры с мячом для детей дошкольного возраста
  • Кузнецова Елена Ивановна. Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»
  • Асташева Марина Анатольевна. Картотека народных подвижных игр
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Королёва Лариса Вениаминовна. Консультация для родителей Игра для детей — лекарство от любых недугов
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Чащухина Анна Андреевна. Практико-ориентированное занятие для родителей дошкольников 'Игра в жизни детей'
  • Потапенкова Евгения Ивановна. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь