Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104137

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Как отмечалось выше, способность ребенка входить в роль, уподоблять себя разыгрываемому образу имеет важное значение для коррекции эмоционального дискомфорта. Опыт работы показал, что это способствует коррекции негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. Директивные игры успешно можно использовать при коррекции страхов у детей.
Например: Катя Г., 3 г. 9 мес, заболела гриппом, мать вызвала врача. В течение целого дня мать ожидала прихода доктора. К концу рабочего дня пришел стажер, студент 6-го курса, негр. Мать, увидев необычного доктора, немного испугалась, но затем пригласила его в комнату, где спала больная дочь. Катя открыла глаза и, неожиданно увидев перед собой негра в белом халате, стала пронзительно кричать. На следующий день мать обратила внимание на то, что девочка вялая, заторможенная, мало разговаривает. Такое состояние ребенка мать объясняла болезнью (гриппом). Через несколько дней мать заметила, что девочка стала заикаться. Мать обратилась к невропатологу, и девочке был поставлен диагноз «невроз на фоне испуга». Через три недели мать обратилась к психологу.
Девочка на начальных этапах занятий в контакт с психологом вступала неохотно, в основном проявляла интерес к свободным играм. В игровом уголке выбрала куклу, прижала ее к груди, затем стала «кормить». Обращали на себя внимание резкие движения девочки, склонность к стереотипиям, что подчеркивает эмоциональное неблагополучие ребенка. До испуга мать характеризует девочку как подвижного, активного ребенка, однако обращает внимание психолога на повышенную чувствительность, склонность к застреванию на аффективных переживаниях. «Если ее поругаю, она долго переживает, плохо спит... когда отдавала в садик, то пришлось быть с ней там в течение двух недель постоянно, пока она не привыкла». Мать воспитывает девочку одна, бабушка помогает в воспитании ребенка, но живет отдельно.
365
Анализ отношений матери к ребенку и стиля семейного воспитания (направленное наблюдение, использование методики Пари, опросника «незаконченные предложения» показал, что в целом у матери отмечается эмоционально-доверительное отношение к ребенку с тенденцией к гиперсоциализации. Девочке были рекомендованы психокоррекционные занятия, направленные на снижение эмоционального дискомфорта и вытеснение негативных переживаний. Игровая психокоррекция проводилась два раза в неделю. Предварительно были разработаны специальные сценарии «К нам идут гости». В игре участвовали «Кот Мурзик», «Кукла Маша» и добрая хозяйка (Катя). Перед приходом гостей Катя готовила стол: на игровом столике раскладывала посуду для каждого гостя, муляжи еды (булка, яблоки, огурцы, помидоры, пирожные и пр.). Гости угощались, играли. Мурзик пытался рисовать, кукла Маша помогала ему. Следует отметить высокую вовлеченность девочки в игру, умение ее вжиться в предлагаемую роль хозяйки. На третьем занятии в гости пришла кукла Карлита (кукла-негр). Появление Карлиты девочка встретила настороженно, посадила Карлиту за стол вдали от себя и других кукол. На следующих занятиях Карлита активно включалась в игровой процесс. Она совершала добрые поступки, помогала Мурзику рисовать, подарила Маше свое пирожное... Постепенно Карлита стала главным позитивным героем игры. Девочка активно включала ее в процесс игры, подчеркивала ее положительные качества. Постепенно Карлита стала Катиной дочкой. На предпоследнем занятии Карлита заболела и мама-Катя вызвала ей врача. Роль врача выполняла «собачка Тузик» черного цвета. Врач помог Карлите, и она выздоровела. Во время занятий у девочки улучшился сон, мать обратила внимание на уменьшение заикания. К концу занятий у девочки наблюдался позитивный эмоциональный фон, свободная речь. Девочка была назначена на консультативные встречи (раз в две недели) психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.
Данный пример убедительно показывает роль игровой психокоррекции в нормализации эмоционального состояния ребенка и преодолении его внутриличностных конфликтов. Успех игровой психологической коррекции зависит от следующих факторов:
— умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;
— правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной ситуации;
366
— учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка, участвующего в коррекции;
— позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;
— обстановка, в которой проходит психокоррекционный процесс, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно.
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Еще в 30-х годах прошлого века психоаналитиками был предложен метод арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка как лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В практике выделяются две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картины, поделки, т. е. потребляет художественные произведения. При активной арт-терапии ребенок сам создает продукты деятельности. В исследованиях психологов было давно замечено, что рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.
Р. Альшулер (1947) и Э. Крамер (1975) выделяют четыре типа изображений, отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы-схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию
367
детского рисунка, а в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы в более старшем возрасте могут отражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, а также темных, отражают отсутствие жизнерадостности, а яркие насыщенные краски отражают активный жизненный тонус, оптимизм.
В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (М. Е. Бурно, 1989) и неврозов у детей (А. И. Захаров). Наиболее эффективна арт-терапия в коррекции страхов у детей и подростков. А. И. Захаров выделяет несколько этапов коррекции страхов у детей методом рисования:
1) За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.
2) На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическую значимость.
3) На третьем этапе занятий детям предлагаются тематические рисунки: «в детском саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страшный день».
4) Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.
В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз должен выражать одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание. Через несколько дней психолог проводит индивидуальное обсуждение рисунков. Ребенку последовательно показывают его рисунки и спрашивают, боится ли он теперь. Отрицание ребенка обязательно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог предлагает ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к преодолению страха.
368



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция импульсивного поведения старших дошкольников
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Фандюшина Алёна. Изотерапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Арыкова Е.А.,Антонова Е.А. Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Агеева Ирина Алексеевна. Синквейн – эффективная технология в работе по развитию речи дошкольников.
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Гриловская Татьяна Андреевна. Использование технологий здоровьяясбережения при разработке проекта «Здоровый малыш», обеспечивающего формирование основ ЗОЖ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Шадринцева Екатерина. Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь