Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104120

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Перед психологом стоит задача переориентации внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями с обязательным знакомством их с результатами психодиагностических данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация которых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.
Семейную психокоррекцию мы рассматриваем как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений подростка, а также на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями.
Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенческих нарушений у подростков в связи с проблемами семейного воспитания, мы выделили следующие блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный и реконструктивный (Ма-майчук И. И., 1984; Чавес, 1992).
Основной целью гностического блока является формирование у подростков и их родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок является чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе.
Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы:
1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их поведения).
2. Психологическая диагностика родителей и подростка с использованием игровых методов психокоррекции.
Знакомство с родителями и подростком начинается с первой встречи, в процессе которой психолог выслушивает жалобы родителей, а также составляет впечатление о них и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эти два источника информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.
Психолог должен обратить особое внимание на мотивацию обращения к нему. Традиционно выделяются три основные мотива-ционные ориентации у родителей:
373
1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:
а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;
б) неадекватная деловая ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности психолога. Например: «Вот он позанимается, будет всегда послушным, продолжит посещать школу, пойдет в учебное заведение, куда я хочу и пр.»
2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают на консультанта-психолога и ориентированы на их быстрое решение.
3. Игровая ориентация, когда родители обратились к психологу не с целью решения своих проблем, а с целью установить определенные отношения с ним, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. С такой ориентацией родителей сталкиваются и молодые специалисты, и известные профессионалы. Например, материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультироваться у крупного светила, чтобы потом всем рассказать, что они консультировались «у самого». Как правило, у родителей с «игровой мотивацией» нет серьезных жалоб на подростка.
Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ребенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массовой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истинное содержание и значение таких жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.
На данном этапе психологической коррекции психолог должен эффективно оценить содержание жалоб родителей на подростка.
Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к психологу наблюдаются следующие варианты жалоб на подростка:
374
— жалобы на особенности поведения подростка;
— жалобы на плохую успеваемость в школе;
— жалобы на особенности эмоционального развития подростка (страхи, тревожность, нервозность, неустойчивый сон);
— жалобы на индивидуальные психологические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный, странный и пр.);
— жалобы на отклонения в поведении (убегает из дому, ворует, лжет, прогуливает школу и пр.).
Среди жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные жалобы. Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью родителей. Например, родители подростка жалуются на его плохое поведение в школе, плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителей к нему или частыми встречами сына с отцом, который ушел из семьи. В случае абсолютно необоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, и их жалобы на подростка могут быть своеобразной проекцией своих личностных проблем. Например, родитель жалуется, что подросток «ворует деньги из дома», чего нет в действительности, и сама жалоба может являться отражением неадекватного родительского отношения к подростку.
По направленности можно выделить два вида жалоб: жалобы, направленные на конкретный субъект, например на подростка, на учителей и т. п., и содержательные жалобы на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и пр.
Нередко можно столкнуться со скрытым содержанием жалоб родителей на подростка. Например, мать рассказывает, какой тяжелый характер был у ее мужа, отца подростка, однако конкретных жалоб на подростка мать не высказывает. Это может быть обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением, нежеланием раскрываться перед психологом. Важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Это способствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.
375
Эффективность информации при первой встрече в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.
Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.
Важной составляющей гностического блока является психологическая диагностика типов семейного воспитания подростка. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что семейные отношения могут быть источником формирования дисгармонии развития личности подростка (Кебриков, 1971; Личко, 1983; Кондратенко, 1988; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; и др.).
Эйдемиллер и Юстицкий выделили стили семейного воспитания, оказывающие негативное влияние на формирование личности подростка.
Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в том, что семья стремится к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, когда ребенок является «кумиром, эпицентром» семьи. Такой тип семейного воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция, при которой ребенок также находится в центре внимания родителей, однако родители лишают ребенка самостоятельности, ставят ему многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных реакций у гипертимных подростков и астенических у сензитивных и тревожно-мнительных подростков.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям и стимулирует формирование тревожно-мнительной акцентуации.
Крайне негативным типом воспитания является эмоциональное отвержение ребенка или воспитания по типу «Золушки».
376



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Фейсканова Эльмира. Игра-беседа «Безопасный дом»
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Пушменкова Татьяна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра «Мы геологи»
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Солуянова Татьяна Владимировна. Игра - занятия по развитию речи
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Создание ёплой атмосферы в отношениях между детьми
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Светлана Козлова. Презентация Логическая игра «Найди лишнее»
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Наталья Дорошкевич. Подвижные игры детей.
  • Любовь С. Занятие-игра по развитию речи «Разноцветное настроение»
  • Развитие объёма внимания, пространственной ориентации. ЗАНЯТИЕ 6
  • Шаталова Татьяна Сергеевна. Конспект занятия «Солнышко» для детей с РАС
  • Саватеева Светлана Павловна. Игра «Солнышко и тучка».
  • Инна Юрьевна Токарева. Игры с мячом для детей дошкольного возраста
  • Кузнецова Елена Ивановна. Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»
  • Асташева Марина Анатольевна. Картотека народных подвижных игр
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Королёва Лариса Вениаминовна. Консультация для родителей Игра для детей — лекарство от любых недугов
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Чащухина Анна Андреевна. Практико-ориентированное занятие для родителей дошкольников 'Игра в жизни детей'
  • Потапенкова Евгения Ивановна. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь