Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104285

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Игра «Зеркало». Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга.
Игра «Моргалки». Дети разбиваются на пары и пристально смотрят друг на друга. Задание — как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу.
Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяются на пары. Один из детей пишет цифры «в воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру. Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции.
Использование пантомим способствует снятию эмоционального напряжения у детей в группе. Детям предлагаются следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду на встречу с другом или подругой».
Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих) мы использовали следующие техники:
Игра «Угадай мое чувство». Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.
Упражнение на понимание невербального поведения участников группы. Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы:
Что делает играющий?
Какое у него настроение?
Откуда он пришел?
357
Содержание этюдов может быть предложено не только психологом, но и играющими.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику».
Ход игры. Играющий предварительно на бумаге записывает содержание своей беседы. Например, «Я на вокзале, опаздываю на поезд, но у меня нет билета, билет у моего собеседника, который за стеклом и меня не слышит, а мне надо ему сообщить».
Эти упражнения направлены на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Собственно-коррекционный этап включает в себя следующие задачи:
— коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
— коррекция имеющихся межличностных конфликтов в семье и в коллективе;
— формирование у ребенка активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.
Решение этих задач достигается с помощью следующих пси-, хотехнических приемов:
Игра «Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели».
Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и из-за меня у него неприятности» и пр.
Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
На закрепляющем этапе мы использовали коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и пред-
358
ставляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими проблемами.
2. Численность группы для детей дошкольного возраста не более 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7-8 человек, для средних и старших школьников не более 12 человек.
3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями.
4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения и движений.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекци-онных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и неврозоподобными состояниями. Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов неврозы рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития. В. Н. Мясищев писал: «Невроз представляет собой болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступают уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетли-
359
востью роль созданных людьми обстоятельств» (Мясищев, 1995, с. 204). В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространенным этиологическим фактором детских неврозов является психическая травма. Психическая травма (ПТ) — это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ может быть двух видов — ситуационная и пролонгированная. К ситуационным ПТ относится неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье ребенка или в школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические).
Психотравмирующие ситуации в детском возрасте могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком. Нередко психотравмирующие ситуации проявляются в школе или в другом детском коллективе. Длительное воздействие внешних раздражителей (психотравмирующих ситуаций) может привести к внутриличностному конфликту. Однако следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывают не столько сами внешние раздражители, сколько их личностная значимость для ребенка и подростка.
Вторым этиологическим фактором детских неврозов являются преневротические патохарактерологические особенности ребенка. А. И. Захаров и А. С. Спиваковская выделяют тревожность и беспокойство ребенка как факторы, предрасполагающие к неврозу. В раннем возрасте тревожность и беспокойство проявляются в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности ребенка. А. И. Захаров описал преморбидные черты личности ребенка-невротика: это сензитивность (эмоциональная чувствительность), наивность, эгоцентризм, импрессивность, противоречивость, неравномерность психического развития, латентность реакций. В. И. Гарбузов выделил контрастность как наиболее значимую преморбидную черту личности, предрасполагающую ребенка к неврозу. Это проявляется в противоречивости всех личностных характеристик.
Третьим этиологическим фактором, предрасполагающим ребенка к неврозу, является дисгармония семейных отношений. По данным отечественных и зарубежных авторов дисгармония се-
360



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Отношение к психологу
  • Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Профессия психолог
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Ирина Владимировна Марухнич. Занятие для коррекции страхов у детей: «Сказка о волшебном сундучке»,
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • ДОГОВОР об оказании услуг психолога несовершеннолетнему пациенту (клиенту)
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе
  • Венгер А.Л. Организация психологической службы в израильской системе образования
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. Статья 'Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизноительной стороны речи'
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Соматизация
  • Инна Мотина. Использование игр при коррекции лексико - грамматических нарушений
  • Аликина Наталья Анатольевна. «Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО»
  • Положение о работе школьного психолога
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Благовещенская М.Н. Проблемы и задачи психологической реабилитации семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание: специфика психологической помощи в рамках краткосрочного консультирования
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Клюева Оксана Васильевна. Консультация для родителей «Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению»
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Фисун Е.В. Использование ресурсной модели в психологической работе с родителями «особых» детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь