Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24138

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Казалось бы, незачем вновь обращаться к содержанию ответов, поскольку это содержание — образы, энграммы, воспоминания — является объектом тщательного изучения с точки зрения локализаций и способов выражения. Кроме того, открытый, «говорящий» характер высказываний, непосредственно выраженный в разговорном языке, гарантирует, на первый взгляд, мгновенное их понимание.
Тем не менее необходимость классифицировать или группировать высказывания испытуемого стала очевидна уже Роршаху. На первом этапе своих исследований Роршах усматривал в ряде высказываний указание на стереотипность как выходящую за пределы нормы, так и патологическую, а также на круг интересов испытуемого, и это указание до сих пор учитывается при рассмотрении оценки умственных способностей и социализации. На втором же этапе (имеется в виду уже упоминавшаяся статья Роршаха, опубликованная посмертно) он различает значения более личностные, т. е. относящиеся к личностным комплексам, явные либо скрытые, выражаемые особенно отчетливо в цветовых, светотеневых и кинестетических ответах (оба эти взгляда будут впоследствии систематизированы с большим или меньшим успехом).
Возможность выдавать ответы с нейтральным, т. е. конвенциональным, содержанием или же продуцировать индивидуальные, т. е. оригинальные образы, зависит, разумеется, в первую очередь от богатства воображения и от степени вовлеченности испытуемого в процесс тестирования. Однако не последнюю роль
159
здесь играет и манера поведения испытуемого во время проведения методики, не всегда нейтральная для данного индивида: некоторое давление на испытуемого или обязательность прохождения теста с неизбежностью сужает спектр содержания ответов, нейтрализует их, ограничивает «все, что приходит в голову», либо же происходит обострение чувствительности испытуемого, что выражается в продуцировании им более личных образов. И в самом деле, непросто создать такие условия, при которых испытуемый легко включился бы в свободный, беспрепятственный поток образов-воспоминаний, тем более что препятствие не обязательно привносится извне, оно может возникать вследствие внутреннего контроля различных уровней.
Таким образом, мы можем схематично очертить два подхода к содержанию ответов:
• содержание рассматривается изолированно как отдельные элементы или «статические» факторы, частота которых оценивается с точки зрения структуры интеллектуального функционирования или способности к социализации (образы животных и человека);
• содержание рассматривается как составная часть перцептивного поля, представляющая его «динамический» аспект и являющая собой тематику, в которой анализиру-
'".". , ется развитие ассоциаций и непосредственная интеграция способов выражения.
В рамках первой концепции использование содержания ответов более ограничено, чем во второй, где требуется большая работа по систематическому исследованию в определенных пределах, в данном случае — в рамках психоаналитической теории Эго.
Ни в коем случае нельзя считать достаточным общее преобразование значений при помощи «наивной психоаналитической» символики. Также недопустимо считать, что содержание является продуктом единственной инстанции — Ид — и что тип восприятия есть исключительно выражение другой инстанции — Эго.
Отдельные содержания. Категории содержаний - ответов и итоговые формулы
Отмечая разнообразие содержаний ответов и образов, Роршах указывает, что они подчиняются некоторым правилам, а именно: образы лсивотных, животные целиком (А) или части животных
160
vAd) представлены в 35-50% ответов; образы людей, целых человеческих фигур или частей тела (Н или Hd) — в 15-20%. Он также упоминает неодушевленные предметы, абстрактные и «личные» образы, составляющие остальную часть ассоциаций.
- Образы животных «указывают на склонность к стереотипному построению ассоциаций». Слишком частое их использование свидетельствует о бедности личных ассоциаций и обращении к коллективному, к конформизму, об отсутствии творческого воображения.
(соотношение между А и Ad равняется 4/1) является оптимальной для взрослого испытуемого в пределах от 35 до 40%, однако ее границы изменяются в зависимости от культурного уровня и возраста. Как правило, сюда включаются (А) и (Ad), т. е. образы фантастических животных, драконов, оборотней и др. На наш взгляд, такой подход неадекватен, и образ фантастического животного не соответствует конформизму и стереотипности мышления. Увеличение А% может соответствовать защитной тактике испытуемого, направленной на то, чтобы замаскировать его глубинные интересы или же выражающей противопоставление тесту, который воспринимается как недопустимое вмешательство во внутренний мир. Такие случаи нередки среди подростков или у испытуемых, подвергаемых процедуре отбора. Значительное понижение А% дает основания предполагать У испытуемого широкий и разнообразный спектр интересов, весьма оригинальное воображение, которое может трактоваться как творческое, возможно, связанное с аутизмом и включающее отказ от повседневности.
А%, указатель стереотипности или разнообразия мышления, Иногда замещается процентным содержанием ответов, относящихся к географии или анатомии. Если такие ответы преобладают, то можно говорить о трафаретности, об известной несамостоятельности и псевдоинтеллектуальности, играющих ту же Роль, что и обращение к образам животного мира.
Наличие человеческих образов (если они представлены как части Человеческого тела, т. е. Hd), по мнению Роршаха, может вследст- зависимости от А рассматриваться как признак стереотипности
161

мышления. Однако в основном автора интересует отношение между Н и Hd, а не процентное содержание Н как таковое. На практике Н%, вычисленое подобно А(%) по формуле
поднимается до 15-20%. По мнению некоторых авторов, в подсчет включаются (Н) и (Hd), т. е. фантастические человеческие образы, дьяволы, ведьмы, чудовища, русалки и т. д. Мы не придерживаемся данной практики, исходя из предположения, что в этих ответах привлекается тематика, отличающаяся, а зачастую и прямо противоположная тематике Н. Н%, с точки зрения классического подхода, является выражением способности к контакту с людьми, причем в тем большей степени, чем больше в нем содержится Н по сравнению с Hd; если же последние преобладают, особенно в виде силуэтов и при отсутствии М-ответов, это свидетельствует о беспокойном поиске контактов с людьми и о трудностях во взаимоотношениях с ними. Отношение Н к Hd равно 2/1, и логично предположить, что количество Н пропорционально количеству М. Тем не менее случается, что Н% завышено при отсутствии кинестетических ответов, что указывает на затруднительность контактов и идентификации, так как человеческие образы недостаточно динамизированы, чтобы развиться в кинестетический ответ; этот механизм соответствует отторжению кинестетического аспекта или отсутствию его развития. Низкое процентное содержание Н часто наблюдается в формально-ло- гическом, малоэмоциональном контексте, при сухом, объективном подходе к реальности и отсутствии тепла и спонтанности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь