Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24185

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Однако наиболее систематизированный и обоснованный с теоретической точки зрения подход к анализу содержаний ответов принадлежит Рою Шаферу.
Динамическая интерпретация содержания ответов
Она самым тесным образом зависит от теоретического объяснения процесса возникновения ответа. Этот процесс осуществляется на двух уровнях психического функционирования,
165
каждому из которых присуща собственная конфигурация взаимоотношений Бессознательного, Ид, Эго и Супер-Эго. Различие уровней соответствует первенству, которым обладает либо первичный процесс, управляемый принципом удовольствия, либо вторичный процесс, управляемый принципом реальности. Выделяются также уровни вторичного процесса, на которых происходит формирование концептов и содержания мышления, позволяющих отсрочить импульс. Эти уровни являются относительно автономными и внеконфликтными, в то время как первичные уровни предполагают более или менее экспансивное участие детских первичных потребностей, вследствие чего они насыщены конфликтами и менее автономны. Два уровня могут сосуществовать одновременно, и предъявление стимула Роршаха оказывается той специфической ситуацией, в которой сдвиг, переход с одного уровня на другой, особенно отчетлив. Прогредиентный адаптивный процесс и регредиентный аутический процесс обнаруживаются здесь со всей очевидностью. Это проявляется во всем ответе целиком, в единстве его перцептивной, экспрессивной и концептуальной структур. Следовательно, содержание ответа не может быть подвержено анализу само по себе, в отрыве от детерминантов и локализаций: оно является конечным результатом творческого акта, в основе которого лежат процессы регрессии и переструктурирования. Это содержание может быть «отстраненным», нейтральным и конвенциональным, как, например, в банальных формах, нейтральных образах, а может быть и «динамичным, более личностным», как в М или FC.
Итак, динамическая интерпретация содержаний включает их в перцептивную структуру, последовательность ответов и их развертывание во времени, т. е. весь комплекс интерпретативного процесса; при этом считается, что изолированная интерпретация содержаний ответов может приводить к совершенно ошибочным выводам. Интерпретация же содержаний как отражений интересов испытуемых отходит на второй план.
Тематический анализ, основные черты которого были намечены Шафером, опирается на следующие базисные понятия: зависимость, анальная садо-мазохистская ориентация, авторитарность, конфликты Супер-Эго, общая сила или слабость, отношение к сексуальной роли, нарциссизм, озабоченность смертью. Так, ответы, принадлежащие к разным категориям — «колыбель», «ягненок», «спящий ребенок» — относятся к одной и той же тематике, и это более важно, чем принадлежность к категориям «предмет», «животное», «человек». Все эти темы содержат
166
множество вариаций в соответствии с частным характером образов и способом их высказывания и формулировки. Тематический анализ может применяться только в строгом теоретическом ракурсе, отсылающем к описанию механизма появления ответа. Ни в коем случае не следует приписывать содержанию ответа автоматическую связь с патологическим синдромом.
Работы, посвященные изучению отношения к объекту, представлений об объекте и о себе (Блатт, 1983; Урист, 1977), могут быть включены в группу тематического анализа.
Тематический анализ позволяет очертить установки испытуемого, связанные с его самоощущением, с тем, как он чувствует себя в собственном теле и в собственной системе отношений. Мы считаем, что при условии тщательного анализа ответов во всех их компонентах становится возможным установить, на какой стадии находится испытуемый в поисках самого себя, какой из этапов идентификации для него актуален. В этом ракурсе следует различать распознавание положения собственного тела (понимаемого как объект когнитивной активности) от проекции представлений о собственном теле как объекте и субъекте аффективной деятельности.
Для этого в 1984 г. нами была предложена многомерная решетка анализа, включающая: а) содержания, учитывающие все составляющие высказываний (существительное, глагол, прилагательное), а также телесные параметры — принадлежность к понятиям «человек», «животное», «предмет» и б) представленный способ контакта при помощи определенного типа действия или взаимодействия. Решетка самопрезентации, разработанная нами совместно с Анной Санглад, имеет целью зафиксировать в определенном обозначении стиль контакта, записанного в референтных содержаниях, с тем, чтобы выявить динамическое отношение испытуемого к внутренним и внешним объектам и определить индивидуальность и идентификации испытуемого (см. приложение 3).
Шкалы содержаний ответов
Следует указать и еще на один способ подхода к анализу содержания ответов: он состоит в поиске среди данных образов всего, что относится, например, к враждебности к сексуальной символике, к беспокойству. Разными авторами были созданы шкалы содержаний ответов, относящихся к общим психологическим
167
измерениям, таким, как «символизм аффекта», «беспокойство», «зависимость», «объединение».
В качестве примера одной из шкал можно привести «индекс символической разработки», предложенный Кассьерсом (1968) на основе характеристик языка испытуемого; он предназначен для того, чтобы определять, каким способом — прямым или опосредованным — находят свое выражение подсознательные импульсы. Этому исследованию предшествовали работы Р. Хольта (1960), которые посвящены выявлению первичных процессов мышления в ответах на тест Роршаха. Наибольшее распространение получила в 60-70-е годы шкала развития представлений о границах тела, названная «индекс барьера и проникновения». Складывается впечатление, что этот подход в какой-то степени перекликается с проблематикой «Эго-Поверхность тела», представленной в исследованиях Дидье Анзио (1985). Другие шкалы, заимствованные Клодом де Тише (1980) у Аронова и Резникова (1976), основаны только на явном описательном содержании ответов, шифровка которых дает общий счет тревожности или враждебности.
В этих работах отражается достаточно общая тенденция придавать численное выражение качественным аспектам, содержаниям ответов и вербализаций с тем, чтобы выстроить более объективное, более цельное основание для обработки результатов. Качественные аспекты теста Роршаха действительно многочисленны, и исследователь не должен забывать об этом.
Специфика содержаний ответов по разным таблицам
Каждая таблица теста порождает некоторую доминанту содержания, зависящую от перцептивной структуры изображения и от ее расположения в серии предъявлений. С одной стороны, испытуемый в большей или меньшей степени послушно следует за данным перцептом, демонстрируя свойственный ему тип восприятия и психической организации; с другой стороны, мы наблюдаем специфическую чувствительность к символическому значению таблицы, зависящему от ее структуры и расположения. Что касается второго пункта, то зачастую некая общность по отношению к символу обнаруживается у тех испытуемых, чья организация защиты непрочна; они непосредственно ощущают возможное «значение» таблиц. Такая восприимчивость наблюдается у ма-
168
леньких детей, у детей с психотическими отклонениями и у взрослых в состоянии сильного беспокойства, чьи интерпретации находятся на первичном, архаическом уровне, когда функции контроля отступают на второй план. Эти предельные реакции позволяют понять значение более нейтральных и лучше адаптированных ответов, принадлежащих к нормальному регистру. Гипотезы о возможном символическом значении таблиц рассматриваются в главе «Анализ предъявляемого стимула»; при использовании приведенных в ней указаний рекомендуется проявлять большую осторожность.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роршаха тест; rorschach test
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Шапарь В. Б., Шапарь О. В. - Практическая психология. Проективные методики.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Drawing "Man in the rain."
  • Баранова К.М., Дули Д. и др. Starlight 2 (Звездный английский. 2 класс). Test Booklet (Контрольные задания)
  • Miller Judith. Moscou : avec trois fils, un réticule
  • Баранова К.М., Дули Д. и др. Starlight 4 (Звездный английский. 4 класс). Test Booklet (Контрольные задания)
  • Collins Steven Advanced Everyday English
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Mark Hancock English Pronunciation in Use. Intermediate
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Анаклитическая (депрессия)
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Тест словесных ассоциаций; Word association test; Assoziation-experiment
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Возврат вытесненного
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Seminar of November 19, 1974
  • Raymond Murphy English Grammar in Use
  • Воображаемое; imaginary
  • Сумма возбуждения; sum of excitation
  • Самоанализ; self-analysis
  • Лапланш Ж., Понталис Ж. – Б.- Словарь по психоанализу
  • Patricia Dunkel & Frank Pialorsi Advanced Listening Comprehension
  • Анализ прямой
  • Проективная идентификация; Projective identification; Projektive Identifizierung
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия.
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Климов Е.А. ГИПОТЕЗА "МЕТЕЛОК" И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 4 класс. Книга для учителя
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Александр Федоров. Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Technique decision. Descartes Square
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 4 класс. Рабочая тетрадь
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 5 класс. Книга для учителя
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 6 класс. Книга для учителя
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике
  • Арриан. ОСНОВАНИЯ СТОИЦИЗМА
  • Hogan Kevin - The Science of Influence: How to Get Anyone to Say - Yes in 8 Minutes or Less!
  • Госпитализм; hospitalism
  • Я идеальное; ideal ego



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь