Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24144

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Заключение
Тип переживания, ассоциация или связь между кинестетическими и цветовыми ответами, представляет собой комплексный клинический показатель, довольно сложный для рассмотрения. В нем выражается эмоциональный опыт, более или менее близкий к подсознательному, а также уровень формирования способности отсрочить удовлетворение, и этим тип переживания связан с развитием мышления.
Действительно, поскольку представление о типе переживания основывается на понятиях, во многом аналогичных терминологии Юнга (за исключением, впрочем, структурного аспекта и принципа комплементарности), его объяснение хорошо вписывается в рамки психоаналитических теорий и, в частности, в психологию Эго; вот почему мы предлагаем использовать здесь Понятие «уловка» (detour) для обозначения способности отложить действие или отсрочить немедленное удовлетворение (роль этой способности в психологическом становлении личности Не нуждается в объяснении).
Из многочисленных попыток экспериментально и теоретически обосновать тип переживания наиболее продуктивной нам Кажется формулировка Зингера. Он считает, что врожденные
155
экспрессивные составляющие поведения некоторым образом изменяются под действием набора родительских влияний и тре. бований, которые могут не совпадать с изначальными предрас. положенностями или же, напротив, способствовать наиболее полному их раскрытию. Раннее обучающее влияние родительских ценностных установок и терпимости имеет решающее значение в формировании реакций. Здесь мы приводим всего лишь попытку объяснения типа переживания; теоретические же исследования, включающие изучение восприятия, воображения и действий, нуждаются в дальнейшей разработке.
8. ВТОРИЧНАЯ ФОРМУЛА ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ

Вторичная формула устанавливает связь между суммой мелких кинестезий, т. е. FM, m и mh — 1 пункт за каждый ответ — и су ммой светотеневых ответов, полученной с учетом фактора Е относительно формы в точном соответствии с представленностью цветовых ответов в∑С.
Эта формула была выдвинута Н. Канивэ (1956) на основе разработок Клопфера. Как мы уже видели, ее состав отличается от формулы Клопфера, который включал в ∑E только ответы, относящиеся к фактуре поверхности и ахроматическим цветам, а в мелкие кинестезии — только относящиеся к объектам или деятельности животных.
Клопфер сомневался в диагностическом значении типа переживания и предполагал, что тип переживания — не единственный фактор теста, имеющий структурное значение, и что различные элементы контроля и показатели зрелости и адаптации так же «структурны», как и тип переживания. В любом случае равновесие интроверсии-экстраверсии должно быть подкреплено взаимоотношением между mh, неполностью принимаемыми или связанными с предрасположенностью испытуемого к интроверсивными тенденциями, и светотеневыми ответами, относящимися к фактуре поверхности, либо ответами С' (экстратенсивные тенденции) и, наконец, Формулой
156

- Механизм этого взаимодействия FM + т/Е тактильные и С' становится ясен из уже рассмотренных нами положений: с од-
ной стороны, всякий ответ, включающий движение, относится к функции воображения, и ответы М возникают в более старшем возрасте, чем FM, с другой — ахроматические ответы предполагают смягчающую реактивность, в которой отражается безусловная, но не манифестируемая окружающим чувствительность, тогда как ответы Е, относящиеся к фактуре поверхности, выражают первичные эмоциональные потребности. Взяв данные положения за основу, Клопфер считал правомерным рассматривать это отношение элементов как потенциальное по сравнению с актуализированным в типе переживания.
На наш взгляд, не представляется возможным полностью принять приписываемое дополнительной формуле интерпре- тативное значение потенциала, и вот почему:
- Во-первых, используемая во Франции формула содержит все мелкие кинестезии и все светотеневые ответы за исключением ахроматических (которые включены в сумму цветовых ответов); следовательно, она вовсе не эквивалентна формуле Клопфера.
- Во-вторых, мелкие кинестезии весьма различны по уровню и силе проекции; как мы видели, они включают несогласованные понятия и лишь частично отражают значение перемещенной или неполной проекции желаний и потребностей. Подобная несогласованность не позволяет считать все эти mk интроверсивными тенденциями, так как мы знаем, что некоторые FM отражают спонтанность и игровую настроенность, более близкую к эмоциональной лабильности экстравертов, нежели к рефлексиям интровертов, тогда как m указывают на сильные импульсы, часто связанные с яростными аффективными зарядами красных С и черных С'. Следовательно, m в большей степени выражены в экстратенсивности, нежели в интроверсивности.
- В-третьих, по мнению Роршаха, тип переживания сам по себе скорее является потенциалом резонанса, чем реализацией, поскольку он указывает на общую жизненную стратегию испытуемого, а не на его манеру действия, соответственно, уровень конкретной реализации перекрывается уровнем жизненного опыта.
По вышеизложенным причинам мы воздержимся от точного определения интерпретативной значимости отношения 2mk/∑E. С нашей точки зрения, эта формула должна быть использована с осторожностью, и следует обращать максимальное внимание на составляющие ее компоненты.
Возможно, перенасыщенность дополнительной формулы светотеневыми ответами свидетельствует о слабовыраженном сенсорном
157
конфликте, в котором участвуют приглушенные, плохо осознаваемые реакции или самые примитивные потребности: тогда эта формула соответствует типу переживания, a RC% подтверждает предположение об общей возбудимости индивидуума. В случаях, когда формула с большим количеством Е дается в отсутствие цветовых реакций, значение ее будет совершенно иным, и Е выступит заменителем открытой эмоциональной реакции, которую испытуемый не в состоянии открыто выразить, что указывает на его незрелость в эмоциональном плане.
Интенсивное выражение кинестетического полюса будет иметь различное значение в зависимости от составляющих его элементов: большое количество ответов FM у детей дает основание предположить предшествующее интроверсивное развитие, а у взрослых при отсутствии настоящих кинестетических ответов указывает на ослабленную, а то и регрессивную установку. Полюс 2mk всегда будет более проективным, чем полюс Е.
Поэтапное сравнение значений в пределах каждого детерминанта может оказаться весьма полезным, оно может использоваться регулярно, что и производится на уровне качественного анализа.
Таким образом, изучение отношений между FC и FE, CF и EF, С и Е, а также между М и mk позволяет нам при помощи детального сравнения проективного (М и ∑mk) и сенсорного полюсов судить об участии субъективной тенденции в системе представлений испытуемого. Здесь отражены также регрессивные движения и попытки сублимации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь