Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24140

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нужно подчеркнуть, что в формуле Клопфера в 2Е входят только лишь светотеневые ответы, относящиеся к фактуре поверхности и ахроматическим цветам. Эта разница существенна; именно в ней заключены трудности применения интерпретации Клопфера к французской версии 2Е.
2Е имеет реальное интерпретативное значение только в связи с 2С (цветовые ответы), т. е. зависит от их наличия, маркиро-
141
ванного подчеркиванием или нет, или же от их отсутствия. Действительно, если из всех сенсорных элементов используется только ахроматический стимул, то его значение будет совершенно иным, чем если бы этот стимул использовался наравне и одновременно с цветовым стимулом.
В отсутствие цветовых ответов, являющихся явными аффективными реакциями, стимул светотени указывает на доминанту сдерживаемой тревожности и на неудовлетворенный эмоциональный поиск; если же растушевочные ответы перемежаются с цветовыми, то в соответствии с вышесказанным налицо либо тактика захвата, либо беспокойство о собственной значимости, либо просто тревожная чувствительность.
Адаптированная на основе положений Клопфера, но составленная несколько иначе 2Е не может сохранить свое первоначальное значение; в частности, значение «латентной, потенциальной эффективности», вполне правомерное у Клопфера, который использовал в 2Е ответы только ахроматические и относящиеся к фактуре поверхности. Первоначальное значение не может быть перенесено без изменений на2Е, содержащую все категории светотени. Таким образом, значение экстратенсив- ности, приписываемое 2Е, также следует уточнить в зависимости от вышесказанного.
В) Ответы на светлое—темное (Ch, ChF, FCh). Согласно французской классификации, определение ответов Ch, заимствованное у Биндера (1933), строится на следующих трех условиях: значительная поверхность (т. е. ответ будет дан в W или D), массивный однородный темный характер этой поверхности и отчетливая дисфорическая тональность ответа. Случается, что ответы с тем же самым содержанием даются по цветным таблицам, в частности, по таблице IX, и тогда дисфорическая тональность может быть вызвана смешанными цветами. Ответ Ch отличается от светотеневого ответа (Е) наличием сильного беспокойства или тревожной эмоции.
Эта мучительная настроенность, выражаемая в теме ответа, приводится самим испытуемым и, следовательно, является результатом проекции. С одной стороны, здесь присутствует чувствительность к темному стимулу как таковому, которая также может выражаться в С'; с другой стороны, проективный вклад угрожающих, дисфорических образов. Эти образы близки к кошмарам и фобиям, они характеризуются «мрачностью и ошеломительностью»; содержащаяся в них агрессивная угроза вызывает
142
панику и провоцирует чувство беспомощности, приводящее к резкому упадку сил или, напротив, вовлекающее испытуемого в активную борьбу (Violet-Conil et Canivet, 1952).
Личная проекция тем более наглядна, чем менее структурирован ответ: прослеживая ее градации от наименее дифференцированных до высоко организованных форм, мы видим возникновение шока Ch, чистые ответы Ch, ChF и FCh; в них во всех подразумевается легко возникающая тревога, с которой испытуемый более или менее успешно пытается справиться.
Шок Ch, возникающий при предъявлении таблиц IV или V, иногда I или даже VI, представляет собой глобальную тормозную реакцию, обрывающую интерпретативный процесс. Наступает общее торможение, состояние ступора, в котором испытуемый не способен точно сформулировать ассоциации. Он может лишь комментировать ситуацию, и зачастую эти комментарии сводятся к агрессивной критике, а ответственность за отказ от выполнения задания возлагается на свойства стимула или просто на экспериментатора: «Какой ужас здесь нарисован, как можно показывать такие картинки!» (таблица IV). Иная форма отказа может выражаться в виде молчания; вследствие переполняющих испытуемого эмоций он становится пассивен.
Ответы Ch могут быть вызваны темными растянутыми изображениями на таблицах IV, V, I. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Ужасная гроза, буря» (таблица I), «Впечатление кошмара, неприятный, угрожающий вид» (таблица IV), «Подземный мир, смерть» (таблица IV). Видимо, в этих ответах отражается скорее общее состояние, а не конкретная манера поведения; воспринимаемая атмосфера (Stimmung*) несет на себе отпечаток тяжеловесности, она затягивает в себя, от нее трудно освободиться, тем более что испытуемый не находит других ответов после данного.
Ответы Ch наблюдаются при неустойчивом типе личности, при тревожных неврозах, а иногда в виде отдельных всплесков у невротиков. Изредка они встречаются у больных истерией; и в этом случае они выглядят слегка натянуто, искусственно, словно рассчитаны на внешний эффект: «Траурный марш Шопена, печаль, парящая над миром». Для истерика черный цвет похож на дьявола и большее значение имеет светотень, чем однородный цвет. ■
Т. е. настроение (нем.).
143
Как правило, ответы Ch свидетельствуют о большой восприимчивости ко всему, что вызывает мучительные переживания, о хрупкости глубинных структур личности. Они указывают тем не менее на известную подвижность, на легкость возникновения аффекта; при тяжелых изменениях личности эти ответы исчезают именно потому, что в подобных состояниях аффект недостаточно подвижен.
Разумеется, предпочитаемые таблицы для возникновения ответов Ch — серо-черные, но иногда таблицы IX и II способствуют возникновению ассоциаций, обладающих значением Ch; так, в таблице IX смесь цветов и S могут вызвать неопределенные реакции: «Бездонная, страшная пропасть, она затягивает», или «Фантастический набор непонятных элементов». В таблице II ответ Ch чаще дополнительный, и тревожность обнаруживается в высказываниях типа: «Это война, взрывы снарядов, перевернутая земля... как это чудовищно — война».

Ответы ChF. Если в ответе доминирует дисфорическая тональность, его результат ослаблен попыткой интеллектуального суждения, обращением к объективному миру, успешность которого находится в прямой зависимости от качества формы. Болезненное впечатление преобладает, но возникает ощущение, что индивид стремится от него избавиться, хочет ограничить волнение, вызванное потрясением: «Это неприятно и некрасиво, похоже на паука, грязного, волосатого, противного» (таблица IV); «Это что-то страшное и одновременно нет, оно как бы закрывается, словно клещи» (таблица V), «Похоже на кошмар, я не знаю, какое-то колдовство, похоже на поднятые руки, а это ноги» (таблица I).
Присутствие элемента F указывает, что вторжение провоцирующего тревогу фантазма преодолено, особенно если и в других местах мы находим признаки борьбы и если за ответом ChF следует объективный, а то и банальный ответ F или хотя бы FCh.
Ответы FCh, где форма доминирует над проявлениями тревожности, указывают на эффективность вмешательства контролируемой мыслительной деятельности и борьбу с тревожностью. Если ответ FCh является единственным в таблице V, например, «Летучая мышь, нет, скорее вампир довольно ужасного вида», то он соответствует импульсу тревоги, интегрированному в адекватную форму и к тому же часто встречающемуся. Здесь наличествует двойной контроль при помощи интеллектуального суждения и посредством социализации, благо такой ответ банален. Когда FCh локализуется в D и образ хорошо структурирован,
144
это также свидетельствует о мобилизации ассоциативной энергии, которая неподвластна тревоге; «Страшная маска — голова коровы» (таблица IV, D среднее).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь