|
Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24140
Автор: Рауш де Траубенберг Нина Константиновна.
Название: Тест Роршаха: Практическое руководство. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Нужно подчеркнуть, что в формуле Клопфера в 2Е входят только лишь светотеневые ответы, относящиеся к фактуре поверхности и ахроматическим цветам. Эта разница существенна; именно в ней заключены трудности применения интерпретации Клопфера к французской версии 2Е.
2Е имеет реальное интерпретативное значение только в связи с 2С (цветовые ответы), т. е. зависит от их наличия, маркиро- 141 ванного подчеркиванием или нет, или же от их отсутствия. Действительно, если из всех сенсорных элементов используется только ахроматический стимул, то его значение будет совершенно иным, чем если бы этот стимул использовался наравне и одновременно с цветовым стимулом. В отсутствие цветовых ответов, являющихся явными аффективными реакциями, стимул светотени указывает на доминанту сдерживаемой тревожности и на неудовлетворенный эмоциональный поиск; если же растушевочные ответы перемежаются с цветовыми, то в соответствии с вышесказанным налицо либо тактика захвата, либо беспокойство о собственной значимости, либо просто тревожная чувствительность. Адаптированная на основе положений Клопфера, но составленная несколько иначе 2Е не может сохранить свое первоначальное значение; в частности, значение «латентной, потенциальной эффективности», вполне правомерное у Клопфера, который использовал в 2Е ответы только ахроматические и относящиеся к фактуре поверхности. Первоначальное значение не может быть перенесено без изменений на2Е, содержащую все категории светотени. Таким образом, значение экстратенсив- ности, приписываемое 2Е, также следует уточнить в зависимости от вышесказанного. В) Ответы на светлое—темное (Ch, ChF, FCh). Согласно французской классификации, определение ответов Ch, заимствованное у Биндера (1933), строится на следующих трех условиях: значительная поверхность (т. е. ответ будет дан в W или D), массивный однородный темный характер этой поверхности и отчетливая дисфорическая тональность ответа. Случается, что ответы с тем же самым содержанием даются по цветным таблицам, в частности, по таблице IX, и тогда дисфорическая тональность может быть вызвана смешанными цветами. Ответ Ch отличается от светотеневого ответа (Е) наличием сильного беспокойства или тревожной эмоции. Эта мучительная настроенность, выражаемая в теме ответа, приводится самим испытуемым и, следовательно, является результатом проекции. С одной стороны, здесь присутствует чувствительность к темному стимулу как таковому, которая также может выражаться в С'; с другой стороны, проективный вклад угрожающих, дисфорических образов. Эти образы близки к кошмарам и фобиям, они характеризуются «мрачностью и ошеломительностью»; содержащаяся в них агрессивная угроза вызывает 142 панику и провоцирует чувство беспомощности, приводящее к резкому упадку сил или, напротив, вовлекающее испытуемого в активную борьбу (Violet-Conil et Canivet, 1952). Личная проекция тем более наглядна, чем менее структурирован ответ: прослеживая ее градации от наименее дифференцированных до высоко организованных форм, мы видим возникновение шока Ch, чистые ответы Ch, ChF и FCh; в них во всех подразумевается легко возникающая тревога, с которой испытуемый более или менее успешно пытается справиться. Шок Ch, возникающий при предъявлении таблиц IV или V, иногда I или даже VI, представляет собой глобальную тормозную реакцию, обрывающую интерпретативный процесс. Наступает общее торможение, состояние ступора, в котором испытуемый не способен точно сформулировать ассоциации. Он может лишь комментировать ситуацию, и зачастую эти комментарии сводятся к агрессивной критике, а ответственность за отказ от выполнения задания возлагается на свойства стимула или просто на экспериментатора: «Какой ужас здесь нарисован, как можно показывать такие картинки!» (таблица IV). Иная форма отказа может выражаться в виде молчания; вследствие переполняющих испытуемого эмоций он становится пассивен. Ответы Ch могут быть вызваны темными растянутыми изображениями на таблицах IV, V, I. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Ужасная гроза, буря» (таблица I), «Впечатление кошмара, неприятный, угрожающий вид» (таблица IV), «Подземный мир, смерть» (таблица IV). Видимо, в этих ответах отражается скорее общее состояние, а не конкретная манера поведения; воспринимаемая атмосфера (Stimmung*) несет на себе отпечаток тяжеловесности, она затягивает в себя, от нее трудно освободиться, тем более что испытуемый не находит других ответов после данного. Ответы Ch наблюдаются при неустойчивом типе личности, при тревожных неврозах, а иногда в виде отдельных всплесков у невротиков. Изредка они встречаются у больных истерией; и в этом случае они выглядят слегка натянуто, искусственно, словно рассчитаны на внешний эффект: «Траурный марш Шопена, печаль, парящая над миром». Для истерика черный цвет похож на дьявола и большее значение имеет светотень, чем однородный цвет. ■ Т. е. настроение (нем.). 143 Как правило, ответы Ch свидетельствуют о большой восприимчивости ко всему, что вызывает мучительные переживания, о хрупкости глубинных структур личности. Они указывают тем не менее на известную подвижность, на легкость возникновения аффекта; при тяжелых изменениях личности эти ответы исчезают именно потому, что в подобных состояниях аффект недостаточно подвижен. Разумеется, предпочитаемые таблицы для возникновения ответов Ch — серо-черные, но иногда таблицы IX и II способствуют возникновению ассоциаций, обладающих значением Ch; так, в таблице IX смесь цветов и S могут вызвать неопределенные реакции: «Бездонная, страшная пропасть, она затягивает», или «Фантастический набор непонятных элементов». В таблице II ответ Ch чаще дополнительный, и тревожность обнаруживается в высказываниях типа: «Это война, взрывы снарядов, перевернутая земля... как это чудовищно — война». Ответы ChF. Если в ответе доминирует дисфорическая тональность, его результат ослаблен попыткой интеллектуального суждения, обращением к объективному миру, успешность которого находится в прямой зависимости от качества формы. Болезненное впечатление преобладает, но возникает ощущение, что индивид стремится от него избавиться, хочет ограничить волнение, вызванное потрясением: «Это неприятно и некрасиво, похоже на паука, грязного, волосатого, противного» (таблица IV); «Это что-то страшное и одновременно нет, оно как бы закрывается, словно клещи» (таблица V), «Похоже на кошмар, я не знаю, какое-то колдовство, похоже на поднятые руки, а это ноги» (таблица I). Присутствие элемента F указывает, что вторжение провоцирующего тревогу фантазма преодолено, особенно если и в других местах мы находим признаки борьбы и если за ответом ChF следует объективный, а то и банальный ответ F или хотя бы FCh. Ответы FCh, где форма доминирует над проявлениями тревожности, указывают на эффективность вмешательства контролируемой мыслительной деятельности и борьбу с тревожностью. Если ответ FCh является единственным в таблице V, например, «Летучая мышь, нет, скорее вампир довольно ужасного вида», то он соответствует импульсу тревоги, интегрированному в адекватную форму и к тому же часто встречающемуся. Здесь наличествует двойной контроль при помощи интеллектуального суждения и посредством социализации, благо такой ответ банален. Когда FCh локализуется в D и образ хорошо структурирован, 144 это также свидетельствует о мобилизации ассоциативной энергии, которая неподвластна тревоге; «Страшная маска — голова коровы» (таблица IV, D среднее). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|