Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24137

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Цельные образы животных и людей по сравнению с частичными энграммами считаются более целесообразными. Увеличение Hd и Ad подтверждает значение ответов по мелким деталям, сигнализирующее о беспокойстве, выраженном в ассоциативном и перцептивном ограничении. Встречаются также ответы с двойственными образами, относящимися одновременно и к человеку, и к животному; иногда образы человека преподносятся как предметы (НА или Hobj).
Роршах использовал только процентное содержание А; но его последователи систематизировали процентное содержание других энграмм и число категорий. Так, Бек (1967) выдвинул 29 категорий содержаний ответов, опосредованно характеризующих индивидуальные потребности через характеристики умственых
162

способностей и сферы интересов испытуемого. Под категориями Бек подразумевал явные содержания, включая в них и отсылки к развитию либидинального уровня. Другие исследователи (Лин- днер, Филлипс и Смит, 1953) уточнили значение специфических энграмм, но их разработки кажутся поверхностными, поскольку совершенно не учитывают контекст и чересчур похожи на готовую транскрипцию, что, с нашей точки зрения, совершенно неприемлемо для истинного ученого.
Был также предложен показатель тревожности. Он включает ответы Hd и ответы, связанные с анатомией, кровью, сексуальностью. Величина
163

в процентах указывает на повышенную тревожность, если ее значение превышает 12; однако совершенно очевидно, что этот процентный показатель не исчерпывает проявлений тревоги и беспокойства и что он может быть даже ниже пороговой границы у испытуемых с высокой степенью тревожности, так как ее выражения чрезвычайно разнообразны.
Другой фактор, так называемый «коэффициент жизни», был предложен Мириам Орр (1958). В нем учитывается «содержание живости и жизненной энергии, символизирующее интенсивность и силу психической активности»; в норме этот коэффициент равен 50%. Орр предлагает 16 содержаний ответов; данный «психический образ» отражает, по ее мнению, отношения между объектом и идентификациями, причем особенное внимание обращается на исключительной важности потребность в саморепрезентации, бессознательную потребность, предшествующую логическому мышлению.
Во французской практике принято ограничиваться рассмотрением 16-18 категорий ответов. Список содержаний ответов, составленный Н. Канивэ, содержит: элементы, фрагменты, географию, ботанику, пейзаж, Ad, А, анатомию, кровь, пол, Hd, Н, объекты, символы-знаки, науку, искусство-архитектуру, абстракции. Категории расположены в порядке возрастания сложности, от элементов к абстракциям, и не связаны какой бы то ни было определенной теорией содержаний.
Эта классификация кажется нам достаточно разумной и в достаточной степени упорядоченной; тем не менее она не идеальна. Присущий ей недостаток сводится к следующему: принимая ее,
экспериментатор во что бы то ни стало стремится внести предложенный испытуемым образ в одну из заранее готовых рубрик, хотя совершенно ясно, что некоторые ответы не поддаются такому маркированию и что насильственное помещение ответа в схему обедняет тематику испытуемого. Тем не менее эта классификация весьма полезна для выявления доминирующих интересов, особенно при групповых обследованиях и в исследовательских разработках.
Содержание как составная часть перцептивного процесса
Роршах считал, что ряду ответов соответствуют «комплексные интерпретации», причем содержание ответов может быть как явным, так и латентным. В интерпретации протокола (см. посмертную публикацию) Роршах отмечал связь некоторых ответов с темами, выявленными в результате анализа данного испытуемого. Подмеченное взаимоотношение чрезвычайно плодотворно; оно позволило Роршаху провести различение между темами, значимыми вследствие своей повторяемости и выявленными либо в цветовых, либо в светотеневых, либо в кинестетических ответах. Эта интерпретация содержания ответов очень много сообщает об отношениях между формальным и сущностным аспектами восприятия, поскольку ответы F, как правило, не связаны с комплексами.
Мы можем считать, что подобные содержания свидетельствуют о бессознательной озабоченности испытуемого, в особенности это касается «абстракций, интерпретаций средней линии изображения и оси симметрии», силы и уравновешенности «желаний субъекта»; однако это не дает нам права интерпретировать их изолированно, без учета сопутствующих аспектов, таких, как вид восприятия, с одной стороны, и взаимоотношение с другими факторами теста — с другой, а также возможных дополнительных сведений об испытуемом, полученных вне обследования, например, в ходе психоаналитического лечения.
Содержание кинестетических ответов позволяет нам обнаружить «ожидаемые бессознательные установки»; латентное же содержание цветовых ответов выявляет «мощный коэффициент аффекта». Что касается оси симметрии, то она словно бы приводит в движение «эмоции, связанные с комплексами», и если средняя часть изображения интерпретируется как абстракция,
164
сила», «абстрактное изображение желания, которое стремится реализоваться в жизни», то такой ответ может соответствовать проекции в пространстве схемы тела. Данный тезис развит последователями Роршаха и применительно к его методике, и к другим проективным тестам.
Не без оснований можно считать, что Роршах положил начало тематической интерпретации содержаний ответов, хотя он и рассматривал их только лишь в структурном аспекте.
Ф. Минковска (1956), оценивая общую интерпретацию результатов и опираясь в основном на речь испытуемого, на языковое отражение моторных экспрессий, считает вербальное содержание интегрированным в методику: она различает «глиш- роидные» выражения и содержания, которые присущи очень чувствительным, сентиментальным и привязчивым испытуемым, использующим союзы и глаголы, относящиеся к контакту, коммуникации, и выражения «шизоидные», присущие испытуемым, склонным к формальной логике, к формалистическому мышлению, чувствительным к разного рода разделению, распадению, расколу, омертвению. На различении этих двух типов и была построена типология. Эту типологию автор связывал с живописью Ван Гога и Сера.
Клопфер совместно с коллективом ученых предлагает рабочую гипотезу индивидуальных интерпретаций; такого рода гипотезы проистекают как от анализа содержания ответов, так и от анализа структурных данных. Клопфер указывает на проблему «уровня осознания» различных содержаний, сравнивая их с данными анамнеза и поведенческими реакциями. Тщательно проанализировав некоторые содержания, он комментирует их появление в зависимости от используемых защитных механизмов, ограничивающих импульсы и инстинкты: здесь особенное внимание обращает на себя последовательность различных содержаний.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь