Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24146

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Еще одна важная характеристика этих групп — эмоциональный контакт. Он более интенсивен в кинестетических ответах и более лабилен в цветовых. Данные типы ни в коем случае не противопоставляются друг другу и не выделяются один из другого неким абсолютным образом: в них выражаются различные ориентации чувствительности, и в действительности практически всегда оба типа имеют место, но один из них доминирует. Речь здесь идет не о разновидностях организации, а о психических функциях, различных по проявлению, но не противоположных.
Таковы, согласно определению Роршаха, полярные характеристики типов М и С. Он считал, что эти характеристики близки к определениям интроверсированных и экстраверсированных личностей, если говорить о психических функциях. Таким образом, заимствуя терминологию Юнга, Роршах ограничивается только этой аналогией и использует данные термины только в смысле повседневного языка, т. е. имеется в виду, что тип М интроверсивен, способен к интроверсии, и эта способность по-
148
движна, в то время как состояние интроверсии является фиксированным и, следовательно, патологическим. Обоим типам присуща подвижность ориентации, способность прислушаться как jc себе, так и к другому, найти образы объектов в себе либо за пределами себя— В НИХ самих.
Современные взгляды на тип переживания fV
В настоящее время обсуждение типов М и С не может вестись в тех же терминах, ибо если тип С может рассматриваться как облегчающий адаптацию к окружающему миру (хотя и это положение должно применяться с осторожностью, учитывая большое количество ответов типа С у некоторых категорий психически больных; причем увеличение количества ответов этого типа отнюдь не означает повышения адаптации этих больных к действительности), то тип М никак не может быть интерпретирован как обусловливающий адаптацию при помощи мышления, по причине значительного разнообразия механизмов, используемых при кинестетических проекциях. По сути, М-ответ подразумевает не только интериоризацию и интеллектуальную предрасположенность, но и проекцию, интегрирующую страхи и желания, и защитный механизм, направленный против тревоги, вызванной этими желаниями, и способность сдерживать импульсы. Ответ М гораздо более «аффективен», чем кажется, причем эта эффективность весьма близка к бессознательному и тем не менее вполне поддается сдерживанию и подавлению. В ответе М представлена интенсивная эмоция, связанная с предшествующим опытом, эмоция, с которой испытуемому удалось совладать; она предполагает осознание своих границ и позволяет осуществиться эмоциональному контакту с другими, так как является средством познания внешнего мира, и если здесь очевиден вклад интеллектуальных ресурсов, то и задействованность эмоциональной сферы тоже достаточно наглядна. Происходит переход к другой модальности, где возникает обращение к человеческому образу, к воображаемому. Типу М присуща чрезвычайная чувствительность, тщательно замаскированная, как у подростков и шизоидов. Утверждение Роршаха о том, что психические реакции не имеют характера противопоставленности, остается абсолютно верным и сегодня, хотя и объясняется по-другому. Так, реакции типа С в зависимости от содержания цветовых ответов (от типа цвета) то- 'Ке выражают возможность замедленного аффективного отклика,
149
словно бы включают в себя ряд реакций, не аффективных по су. ществу, а только называемых таковыми. Поскольку наше вни. мание обращено прежде всего на поиск механизма возникновения ответов М и С и лишь во вторую очередь — на их общее значение или их количество, постольку соотношения этих ответов проявляются в новом свете, и мы придаем больше значения процессу регрессии и контроля, быстроте или замедленности ответа, открытому или неявному характеру эмоционального содержания в ответах М и С, причем они могут быть как весьма близки, так и значительно удалены друг от друга. Мы будем рассматривать по отдельности различные стили жизни и различные манеры поведения в ситуации эмоционального столкновения; подход здесь скорее проективный, нежели перцептивный, но эти два отношения могут существовать и одновременно, и каждое из них может быть представлено в противоположном типе в смягченном виде. Возможно также сближение с характерологической теорией Гей- манса и Виерсма, согласно которой личностное звучание экстра- тенсивного типа «первично», а интроверсивного — «вторично».
Весьма плодотворно рассмотрение типов М и С как определенных способов выражения эмоциональных потребностей индивидуума, его образа действий, его типичных реакций, отражающих тип организации Эго, в котором превалирует лабильность или контроль. Эти подходы не исчерпывают всех аффективных ресурсов субъекта — некоторая часть их может проявляться в ответах по светотени, в формально-логических данных и в характеристиках поведения, таких, как ритм ответов, стиль разговора и лексикон. Эти виды реакций слишком часто расцениваются как имеющие негативное значение, и реакции С с легкостью приписывают значение враждебности, а не жертвенности. Установка на патологию понятна, особенно если учесть диагностическую цель обследования при помощи методики, которая именно с этой целью и была задумана автором, но такая установка не должна быть абсолютной, она не должна целиком захватывать как интерпретационный уровень, так и уровень концептуализации полученных данных; важно, чтобы установка не искажала данных обследования.
Если принять гипотезу о том, что тип С указывает на аффективную адаптацию, а тип М — на адаптацию при помощи мышления, то тип переживания окажется мерой дихотомии, с которой трудно согласиться. Эта дихотомия, впрочем, была систематизирована в большей степени последователями Роршаха, чем им самим: на протяжении всей книги Роршах настойчиво указывает
150
да отсутствие противопоставления обсуждаемых типов. Это отсутствие противопоставления характерно и для его работ, где он описывает способы адаптации типа М и типа С. С нашей точки зрения, Роршах заблуждался, придавая такое чрезмерное значение видам адаптации. В настоящее время механизмы возникновения ответов М и С неплохо изучены, и это позволяет нам использовать тип переживания в качестве цельного клинического показателя скорее на уровне диагностических и прогностических разработок, нежели на уровне формулировки и обсуждения результатов обследования. Так, поведение больного шизофренией будет зависеть от типа переживания (М или С) и от идеационной либо экспрессивной симптоматики.
Типы переживания
Роршахом были предложены четыре типа переживания: экстратенсивный, интроверсивный, коартивный и амбиэкваль- ный. Они составляют основу общепринятой в настоящее время классификации, которая сводится к следующему:
Экстратенсивный тип может быть чистым или смешанным в зависимости от того, равен полюс М нулю или выражен незначительно.
Чистому типу соответствует формула о М : у∑C.
Смешанному типу соответствует формула х М у ∑C. Полностью поглощенные собственной личностью, они наблюдают за объектом, размышляют, способны отложить действие и отсрочить удовлетворение и, как кажется, обладают сдержанным характером. В этом смысле они могут хорошо разбираться в себе, сознавать свои трудности, но могут погрузиться в созерцание воображаемого, и тогда их внутренний воображаемый мир начинает доминировать над внешней реальностью. Такова в общих чертах реакция чистого интроверсивного типа; реакция смешанного типа более импульсивна, она часто наблюдается у испытуемых, сосредоточенных на самих себе, но способных к эмоциональным взрывам.
Симптоматика интроверсивных типов будет скорее идеацион- ной, и эмоциональный заряд здесь встречается лишь изредка. Интроверсивный тип часто наблюдается при фобиях и неврозах навязчивых состояний, в шизоидных состояниях и при некоторых формах параноидальной шизофрении.
Амбиэквалъный тип характеризуется наличием двух составляющих, представленных широко и в равной степени. Здесь, следовательно, хМ соответствует у∑С. Этот тип наблюдается у одаренных людей, обладающих широким мировоззрением, умеющих пользоваться богатством окружающего мира и наилучшим образом развивать собственные ресурсы; они легко и пластично осуществляют контроль над экстериоризацией аффективной нагрузки. Патология может возникнуть, если богатство и разнообразие реакций затрудняют выбор: тогда равновесие
152
ларушается и удовлетворение не достигается, так как субъект испытывает слишком интенсивное давление со стороны различных сил (например, в случае навязчивых состояний).
Чистый коартивный тип (о М : о С) или коартативный (1М .' 0,5 С). Здесь ни одна из составляющих не достигает достаточного выражения; два способа самовыражения редуцированы, как если бы произошло их взаимоуничтожение, и реакции во время проведения теста, по существу, формальны; иногда, впрочем, отмечается наличие светотеневых ответов. Такое ограничение, такая коартация может быть результатом блокировки или же выражением бедности воображения, а может быть и неспособности обращаться с собственными представлениями — формула об этом умалчивает. Однако мы знаем, что все эти причины возможны, и, следовательно, симптоматология может быть различной. Действительно, депрессия понижает необходимость высказаться, умственная недостаточность не допускает самовыражения в предлагаемой форме, некоторые характерологические установки максимально ограничивают коммуникацию. Таким образом, коартивный и коартативный типы можно встретить в случаях недостаточного развития способностей и в тех ситуациях, когда малейшее эмоциональное выражение изгоняется и единственным критерием контакта становится логическая функция.
Коартивный и коартативный типы могут рассматриваться как наиболее уязвимые, возможно, из всех представленных: блокировка, ограничение самопроявлений резко снижает подвижность и в еще большей степени способность адаптироваться к ситуации. Коартивные типы оказываются на поверку низко толерантными к ситуациям физиологического и психологического стресса из-за неподвижности защитных механизмов.
Распределение и вариации типов переживания
Разумеется, говорить о распределении типа переживания среди населения можно лишь весьма приблизительно. Известно, что экстратенсивный тип более распространен, чем интроверсивный и что он считается доминирующим в адаптативных аспектах у женщин и в эгоцентрических аспектах у детей. Следует учесть также, что перцептивные конфигурации ограничивают количество М, в то время как количество цветовых ответов практически безгранично. Так, число цветовых ответов
153
может равняться 12, что совершенно недостижимо для качественных кинестетических ответов.
Возрастное развитие типа переживания (С. Бейзман) отмечено незначительным уменьшением количественного выражения экстратенсивного типа между 4 и 10 годами (процентное содер. жание снижается с 61 до 55%) и существенным увеличением интроверсивного типа (от 6 до 22%). Обратная тенденция прослеживается в развитии амбиэквального и коартивного типов: последний наблюдается у 32% самых маленьких детей и всего лишь у 10% детей десятилетнего возраста; амбиэквальность регистрируется у 25% детей в возрасте 8 лет, но резко снижается к 9 годам. У детей младше 10 лет экстратенсивный тип доминирует в 55% случаев, а интроверсивный — всего лишь в 22%, и смешанные типы встречаются чаще, чем чистые. В доподро- стковом возрасте отмечается большое количество коартативных типов, а в подростковом — значительное разнообразие и преимущественное наличие коартивных и амбиэквальных типов.
По данным Лузли-Устери (1962), типы переживания у здоровых взрослых испытуемых распределяются следующим образом: экстратенсивный тип — 43%, интроверсивный тип — 39%, амбиэквальный — 17%, что значительно отличается от данных, полученных в результате обследований американской популяции, где процентное соотношение равняется соответственно 30, 23 и 17; коартивный и коартативный типы составляют 30% и 70% в тех случаях, когда доминирующая симптоматология является навязчивой. Они, впрочем, характерны и для социальных групп с низким культурным уровнем.
Мы не можем здесь осветить подробно колебания типа переживания, связанные с усталостью, болезнью, физиологическим или психологическим стрессом. Важно тем не менее отметить, что восстановление физического функционирования в случае серьезных расстройств или после испытанного шока представляет ступенчатый процесс с постоянной последовательностью этапов: вначале тип переживания чисто экстратенсивный, как в возрасте от 4 до 5 лет, потом он становится коартивным, поскольку используются строго объективные, формальные точки отсчета, затем он вновь экстратенсивный, но смешанный, адаптивный, и, наконец, он может оказаться интроверсивным, интегрирующим личностный опыт и творческое усилие. Многочисленные исследования на эту тему представляют бесспорный интерес, однако зачастую они изолированы и фрагментарны. Очевидно одно: тип переживания гораздо более разнообразен
154
л изменчив, чем считалось изначально; в частности, в ситуациях стресса он может или значительно повышаться, или сильно понижаться в зависимости от способа мобилизации механизмов защиты, которая может заключаться либо в проявлениях самовыражения и в обращении к имажинативному типу, либо в замкнутости, уходе в себя и максимальном ограничении участия ^ситуации. Точно так же предрасположение к эйфории или просто хорошее настроение расширяет, увеличивает тип переживания путем более широкого, ничем не сдерживаемого использования регистров резонанса, в то время как дисфория, подавленность, озабоченность сужают возможности резонанса, вероятно, за счет падения мотивации, связанной с использованием собственных ресурсов испытуемого. Таким же образом мотивация или ее отсутствие влияет и на другие факторы теста, она увеличивает или уменьшает общее количество ответов, обогащает лексикон, способствует более точным формулировкам. Впрочем, к понятиям расширения и ограничения участия испытуемого в ситуации тестирования мы еще вернемся.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь