Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 675

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


«Слепое пятно» личности детей старшего школьного возраста: пути определения и направления коррекционно-развивающей работы
Известные американские психологи Джозеф Лафт и Гарри Инграм достаточно четко определили совокупность информации личностного характера человека, рассмотрев данный феномен сквозь призму «окна Джогарри».
Удивительно точно обозначилось пространство нашей личности, известное и нам самим, и другим о нас как «арена», позволяющее судить о проявлениях индивидуальности открыто и объективно. Наша «спрятанная» от посторонних глаз индивидуальность принадлежит к сфере «видимого» (то, что мы знаем о себе, а другие не знают). Часть личностного сознания, неизвестная ни нам, ни окружающим, представляет собой «неизвестное». Наиболее интересным в нашем исследовании является сфера «слепого пятна» - то, что другие могут определить, а сам субъект о себе не знает. Именно посредством психологической работы возможно «приоткрыть» завесу неизвестного в себе и научиться работать с этим.
Достаточно сложным для эмоционально-личностного развития детей представляется подростковый возраст. Стоит только вздохнуть с облегчением после решения ряда проблем личностного становления ребенка, как незаметно наступает период юношества, приносящий новые стрессы и проблемы. В современной психолого-педагогической литературе данный период, соответствующий возрастным рамкам от тринадцати лет до восемнадцати-двадцати, не обозначен как трудный период психологического развития, но все же его нельзя оставлять без должного внимания.
Важным вопросом современного ребенка юношеского возраста является самоопринятие, самопознание, самоопределение. Ему важно понимать свою роль, искать путь собственного предназначения, осознавать свойственную ему индивидуальность. Зачастую ребенок приходит к психологу с растерянным взглядом, не понимая, чем тот может помочь. На вопрос о проблематике обращения очень сложно дать однозначный ответ. Наличие «слепого пятна» в индивидуальном проявлении личности очевидно. Данную особенность возможно отобразить сквозь призму апперцептивных и рисуночных тестов.
В арсенале каждого психолога найдутся такие методы, эффективность которых доказана практическим результатом. На помощь приходят рисуночные методики исследования личности, дающие возможность заметить актуальные проблемы. Мной наиболее часто используется такая диагностическая методика, как «Дом-дерево-человек», дающая развернутую характеристику формирующейся личности. Здесь есть возможность определить характер внутренней направленности личности, самооценку, уровень притязаний, преобладающий эмоциональный фон. При этом испытуемому важно сообщить, что эстетическую ценность рисунок не представляет.
Широко в работе используется и методика «Несуществующее животное». Поначалу ребенок недоумевает, что требуется нарисовать. Далее появляется некий образ, и как результат, психолог может заметить личностные характеристики изучаемого: ощущение себя в социальном пространстве, акцентирование прошлого или будущего, наличие агрессивности и её характер, стремления личности и т.п.
Ценность работы по данным методикам заключается в том, что психолог может вербально обозначить особенности эмоционально-личностного развития ребенка, так как самостоятельно формирующийся индивид этого сделать еще не может из-за недостатка жизненного опыта. При этом, по обозначенным проблемам возможно начать коррекционно-развивающую работу.
Таким образом, преобразовав часть неизвесного в личностном проявлении старшего школьника, часть «слепого пятна» становится достаточно видима и на данном этапе психологической работы обозначается актуальная проблема эмоционально-личностного характера. Нередко для коррекции личностного развития достаточно применить беседу. Но бывают случаи сложного личностного «перекоса», такие например, как заниженная самооценка, неадекватная агрессия, трудные отношения с родителями, где требуется систематическая работа психолога.
Наиболее часто для коррекции заниженной самооценки применяются следующие техники. Школьники обучаются навыкам преодоления стрессовых ситуаций, так как самооценка ребенка не позволяет ему адекватно оценить свой потенциал. Одним из способов решения проблемы предлагается поэтапное планирование в сознании ребенка будущей ситуации, способной привести к стрессу. Важно «проиграть» её в воображении несколько раз, детально рассмотрев под каждым углом зрения. Далее техники рассматривают индивидуально-личностные особенности каждого школьника, чтобы ребенок осознал свою уникальность.
Особую сложность в коррекционно-развивающей работе представляет проблема взаимоотношения детей и родителей. По данным, полученным в ходе диагностической работы по методике М.И.Рожкова и М.А.Ковальчука «Первичная диагностика детей группы «риска», около 20% школьников недовольны отношениями с родителями. К решению данной проблемы нет единых подходов: каждый случай уникален и требует индивидуальной техники коррекционно-развивающего содержания.
Наиболее часто молчаливый взгляд школьника при первичной консультации невербально поясняет, что процент доверия ко взрослому достаточно невысок и ему сложно обратиться за помощью. Именно желание иметь мудрого наставника, способного не осудить, а вникнуть в происходящие с ребенком трудности, и невозможность его реального воплощения, превращают ряд казалось бы несложных проблем в субъективно нерешаемые для неокрепшей психики школьника. Приходится констатировать: взрослые стабильно «подрывают» доверие детей, в результате чего ребенок теряется в водовороте ситуаций. Часто можно слышать слова: «мои родители меня не понимают», «я не могу им это рассказать», «как мне быть, если мне не у кого спросить»?...Для школьника это действительно важные препятствия, невидимые с первого взгляда.
Можно утверждать, что современная молодежь имеет в своем личностном арсенале массу комплексов, проблем, препятствий, негативно сказывающихся на эмоционально-личностном формировании субъекта образовательного процесса. Учитывая приоритет личностно-ориентированного подхода к каждому участнику социального взаимодействия, нельзя предложить единые методы выхода из сложившейся ситуации. Поэтому, каждый психолог использует тот метод работы, который наиболее информативен, результативен и объективен.
Воспитание социально и психологически здорового поколения предстает первоочередной задачей современно образовательного пространства. Поэтому работа с личностью школьника так важна и актуальна.
Автор материала: Супрякова Наталья Михайловна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Белозёровой Ирины Анатольевны. Коррекционно-развивающая работа с детьми
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Яковлева Галина Михайловна. Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятиях
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Воронцова Алевтина. Коррекционно – педагогическая работа тифлопедагога в период плеоптического лечения.
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Юлия Василенко. Проект: Коррекционно-образовательная работа по устранению речевых недостатков у детей в домашних условиях
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Отношение к психологу
  • Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Реутская Н.Г. Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы
  • Стахеева Людмила Владимировна. Релаксация как прием здоровьесберегающих технологий младших дошкольников
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Маргарита Исакова. Консультация для воспитателей 'Семья'
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Петина Светлана Владимировна. «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Флюра Смашникова. Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей с 3-х до 7-ми лет «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Иншина Лариса Викторовна. «Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь