Номер занятия и основная цель Психотехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий ку» или «страшную историю». Игра «Коллективная страшная сказка». Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психолог называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д. Игра «Рисование страхов». Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается. Занятие 7 Цель: Переработка, отреагирова-ние страхов Ход занятия: Приветствие, разминка (упражнение, прыжки, ходьба парами с закрытыми глазами и пр.). Сюжетно-роле-вые игры: Игра «Волк и семеро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один». Обратить особое внимание на эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в процессе игры: замыкается, уходит от игры. Аффективные реакции (плачет, неадекватный смех, повышенная возбудимость). Поведенческие реакции: отказ, Отсутствие негативных аффективных и поведенческих реакций. Проявление активности, самостоятельности. Спонтанное, свободное поведение 350 Радикалы для Критерии Номер занятия Психотехничес- психологического эффективности и основная цель кие приемы наблюдения занятий Игра «Мой уход, протест страшный день в в форме неадек- жизни». Дети в ватных реакций, группе поочеред- аутоагрессивные но обыгрывают тенденции. «страшные ситуа- ции» Занятие 8 Игра «Наши чув- Проанализиро- Успешное выпол- Цель: ства». вать реакции ре- нение заданий Формирование Детям предлага- бенка. указывает на эф- у ребенка адекват- ется выбрать чув- Его отношение фективность пси- ного отношения ства, которые они к членам группы. хокоррекционно- к себе хотят сыграть: ве- Оценить его вооб- го процесса. селый, грустный, ражение, способ- разочарованный, ность к саморас- обиженный, рас- слаблению, его строенный, и пр. восприятие и оцен- Игры на релакса- ку членов группы. цию «Как мы дышим». Игра «Я скульп- тор» Члены группы де- лятся на пары. Скульптор прида- ет напарнику позы животных, пред- метов. После этого спрашивает на- парника, кого он изображает. Затем дети меняются ро- лями. Игра «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть». Игра «Нарисуй себя и свою груп- пу». 351 Номер занятия и основная цель Психотехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий Занятие 9 Цель: проигрывание ситуаций последних занятий. Создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания Ход занятий: Разминка (выбор игры по желанию детей) Игра «Пожелания друг другу». Дети выстраиваются в круг, кидают мяч друг другу и одновременно высказывают пожелания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чаепитие детей с родителями. Оценить эмоциональное состояние детей. Проанализировать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. Спланировать дальнейшие формы психологической помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и пр.) Позитивный эмоциональный фон у детей. Улучшение межличностных контактов. Уверенность, адекватная самооценка. Отсутствие или снижение негативных эмоциональных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.) Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий является своеобразным каркасом, по которому психолог может успешно проводить собственные «отделочные работы», но с учетом основных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия. В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие тренировки (Мамай-чук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является: — смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка; — обучение его приемам релаксации; — развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей. 1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психи- 352
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.