Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24142

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
В первую очередь следует принять во внимание отношение испытуемого к ситуации тестирования: решил ли он самостоятельно прибегнуть к тесту, или его к этому принуждают социальное положение, профессиональный отбор или требования начальства. Другими словами, выявляется тип реакции: в первом случае испытуемый будет содействовать ситуации, непосредственно высказывать свои соображения, желания и страхи, не станет сдерживать полет фантазии. В другом случае, особенно в начале тестирования, испытуемый будет стараться выбирать ответы исходя из своих соображений о том, «что получше» или «что нормальнее», стесняясь своей личностной тематики и сдерживая желания и творческие порывы. Многое зависит:
• от мотивов проведения теста,
• от осознания испытуемым важности и целесообразности тестирования,
• от того, как испытуемый представляет себе использование результатов теста.
Например, ни для кого не секрет, что многие предприятия требуют проведения теста Роршаха при приеме на работу, соответственно, заинтересованность испытуемого в получении места может сыграть не последнюю роль в выборе им стратегии поведения. Этот момент необходимо учитывать при тестировании.
Зачастую, однако, тактика экспериментатора ограничена контекстом профессиональной деятельности; она зависит также и от личностных особенностей психолога. Но, как бы то ни было, в первую очередь следует стремиться к тому, чтобы обеспечить
19
испытуемому ненавязчивое внимание со стороны психолога, поместить его в спокойную обстановку и дать ему достаточное количество времени. Кроме того, психолог должен заранее ознакомиться с целью тестирования и получить некоторые сведения об испытуемом. Не следует ограничиваться только методикой Роршаха; даже если в задачу обследования входит исключительно тест Роршаха, сначала имеет смысл предложить испытуемому зарисовки, собеседование или другие методики, чтобы установить с ним контакт, и только потом уже приступать к работе с таблицами. В тех случаях, когда предполагается полное психологическое обследование или серия методик, тест Роршаха, как правило, не проводят сразу после ТАТ, потому что инструкция по составлению рассказа о предъявляемом материале имплицитно сохраняется у испытуемого и он может использовать ее при следующем тестировании. Вульгаризация личностных методик приводит к тому, что некоторым испытуемым кажется, будто они разгадали суть теста или что он предназначен для «психов». В такой ситуации рекомендуется потратить некоторое время на восстановление нормальных условий работы, а до этого ни в коем случае не проводить тест. Психолог должен попытаться уменьшить тревожные реакции испытуемого, снять с теста мифологический налет (если он есть) и обеспечить действенное проведение обследования.
1. ИНСТРУКЦИЯ
Испытуемого лучше всего усадить слева и чуть спереди от экспериментатора, чтобы облегчить последнему наблюдение за его поведением (нужно учесть также размещение источника света); мы не советовали бы сажать испытуемого напротив экзаменатора (как это часто делается на практике), поскольку при таком расположении испытуемый острее чувствует, что находится в ситуации экзамена, под неусыпным наблюдением.
Стопка из десяти таблиц лежит на столе изображением вниз, и экспериментатор показывает испытуемому таблицы одну за другой, по порядку. Он объясняет задание устно и включает хронометр (лучше это сделать незаметно для испытуемого).
Существуют различные формулировки задания для испытуемого: длина инструкции варьирует от пяти слов до десяти строк. Первоначальная формулировка Роршаха наиболее лаконична: «Что бы это могло быть?» Она же является и самой адекватной.
20
Имеются варианты описания таблиц, описания работы, которую предстоит выполнить испытуемому: «Возьмите таблицу, смотрите на нее столько, сколько считаете нужным, затем переверните и передайте экспериментатору». В формулировках задания могут быть использованы также различные глаголы: «Что это собой представляет?», «На что это похоже?» Цель инструкции — стимулировать испытуемого к деятельности, которая ему непривычна, одновременно создав у него впечатление свободы и избегая влияния на естественный для него образ действий. Поэтому формулировка задания непременно должна быть безличностной, выраженной в сослагательном наклонении; по возможности следует избегать каких бы то ни было уточнений. Однако если окажется, что слишком нейтральное отношение блокирует испытуемого, можно непосредственно вмешаться в ситуацию, заверить его, что время неограничено, что плохих ответов не бывает, и сказать что-нибудь ободряющее. Вмешательство экспериментатора тем более желательно, чем больше смущен испытуемый или если он очень молод. Тем не менее, как уже было сказано, вмешательство это должно быть крайне осторожным, чтобы не повлиять на свойственную испытуемому манеру поведения в определенных ситуациях. При сравнительном исследовании оправдан выбор более краткой формулировки задания, в то время как для получения подробного клинического материала уместно использовать более развернутую формулировку. Заметим, что характер выбранной формулировки задания принимается во внимание при анализе некоторых индивидуальных реакций.
2. ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА
Протокол ведется ad verbatum*: восклицания, комментарии, ответы, колебания и сомнения должны быть как можно более точно зарегистрированы, то же самое касается и изменений положения таблицы, интервалов времени между предъявлением таблицы и первым ответом, поддающимся шифровке, а также полного времени предъявления таблицы. Наблюдения за поведением испытуемого также подлежат записи, особенно в том случае, если он ведет себя необычно: смеется, задумывается, беспокоится. Запись речи испытуемого и регистрация времени иногда
Дословно (лат.).
21
могут удивить его или смутить, поэтому для таких ситуаций следует подыскать подходящее объяснение.
В принципе не принято обращаться к испытуемому в ходе предъявления таблиц, однако подобная практика вполне допустима; этот вопрос можно оставить на усмотрение психолога и довериться его клиническому чутью. Было бы неправомерно предписывать здесь незыблемые правила, тем более что некоторые категории больных, в частности дети с неустойчивым или психотическим типом личности, а также душевнобольные, ведут себя столь подвижно, что необходимо время от времени вносить уточнения в их ответы или успокаивать обследуемого; здесь важно постоянно держать ситуацию под контролем. Всякое вмешательство экспериментатора должно быть занесено в протокол. Записи рекомендуется вести на двойных листах, оставляя место для регистрации результатов опроса с одной стороны, а для символов шифровки — с другой. Само по себе расположение материала на листе не имеет особенного значения; его цель — облегчить чтение и последующий анализ ответов. Ответы испытуемого, его комментарии и колебания, факты вмешательства экспериментатора должны быть четко различимы. В нижеследующем примере приведены ответы к таблице I. Результаты опроса могут записываться вслед за ответами; в этом случае они ставятся в скобках.

Таблица I
22
Ответы Опрос Шифровка '
1.20"... у меня не хватает воображения... это чернильное пятно... Оно симметричное... Можно смотреть с любой стороны
«Растянутая форма всего пятна. Вот и все». Субъективная критика W F± Fgt
2. А, это точно бабочка, с разорванными крыльями «Все вместе, тело посередине, крылья». W F+ А Бан

3. .-.'Ж'Ж v lnv.■•..■(
Ответы FE, в которых форма играет доминирующую роль, родственны ответам F(C) в терминологии Роршаха. Их использование предполагает либо пластичность пространственных представлений, либо тонкую интуицию в отношениях между людьми, тактичность и деликатность, либо же тревожное напряжение перед подразумеваемым и, возможно, угрожающим фактом: «Деревья в тумане... легенда о короле Ясене». Ответы FE в той или иной степени контролируются в D с F± («Лист пергамента») или в W (таблица IV — «Ракушки среди морской капусты»), а также в D (тaблицaVИ — «Какое-то плюшевые животные»), или в Dd (таблица IV — «Цветок левкоя, бархатные лепестки то светлые, то темные»). Они всегда зависят либо от перспективы, либо от фактуры поверхности, либо от диффузии. Чаще всего они локализованы в D или Dd, но встречаются также и W в форме «Шкура животного» или «Ковер из шкуры», или «Большая меховая куртка, повешенная на вешалке» (таблица VI). Судя по некоторым экспериментальным работам итальянской школы, серый цвет благоприятствует этому типу ответов: 36% испытуемых приводят в качестве ответа ковер или шкуру животного при нормальном
139
предъявлении таблицы VI, только 18% дают тот же ответ, если серый цвет однороден, и 5% — в случае предъявления другого цвета; то же самое процентное соотношение сохраняется и для таблицы IV.
Резюмируя вышесказанное, мы приходим к следующему заключению: ответы, в которых учитывается разница оттенков, не составляют единого блока. В ответе выражено либо восприятие фактуры поверхности, либо перспективы и глубины, либо же диффузии. Такое положение ставит нас и перед теоретической проблемой трансформации визуальных сенсорных данных, например, в тактильные сенсорные данные. По поводу этих ответов не может быть сказано ничего определенного до тех пор, пока не будет выдвинуто их недвусмысленное теоретическое обоснование. С точки зрения клинических и эмпирических исследований остается вероятным, что тактильные данные, используемые в растушевочных ответах, относятся к достаточно примитивным сенсорным ощущениям, тогда как представления о пространстве и дифференцированная чувствительность к уровням и планам представляют собою либо переходный этап неактуализированных поисков, желаний и попыток, либо постоянную психологическую характеристику, имеющую позитивный смысл р, том случае, если речь идет о тонкости восприятия, проницательности и осторожности в контактах. Проницательность и тонкость могут доходить до крайности и сочетаться с поисками тайного смысла, особенно в том случае, когда светотень обнаружена в цветной таблице.
Отметим также чувствительность детей к оттенкам белого и черного и к рассеянному свету оттенков, облаков, дыма (такие ответы гораздо чаще встречаются у детей младше семи лет, чем у более старших).
Здесь не обойтись без анализа ответов, основанных на схематическом различении фактуры поверхности, глубины, рассе- льсил ; необходимо также принять во внимание использованные локализации, топографию ответов, а также более или менее дисфорическую тональность содержания.
Сравнительно с восприятием цвета восприятие светотени может представлять собой подготовительный этап, актуальный только для некоторых психологических структур, или тормоз, некий механизм контроля (в той мере, в какой привлечение интроспекции позволяет отсрочить действие). Иначе говоря, аффективная осторожность неуверенного в себе индивида, продвигающегося вперед словно ощупью, наугад, есть элемент негативный, препятствующий полному раскрытию, но в то же
140
время и позитивный, обеспечивающий мягкость процессов торможения. Некоторая задержка аффекта, неполное аффективное раскрытие представляет собой регрессию по сравнению с предполагаемой реакцией, но эта регрессия может быть полезной, она смягчает и защищает.
Качественные реакции на светотень. Чрезвычайно большое внимание, уделяемое американскими авторами светотеневым ответам, заставляет предполагать, что соответствующие психологические характеристики чаще встречаются и более значимы по ту сторону Атлантики. Так, отсутствие светотеневых ответов интерпретируется ими как атрофия аффективных потребностей и неспособность к объектным отношениям, что не соответствует нашим опытным данным.
Не заходя так далеко, следует тем не менее подчеркнуть важность механизмов отрицания и подавления стимула светотени, наблюдаемых в реальности, но отрицаемых в качестве таковых в фазе контроля при перемещениях локализаций и при других качественных комментариях.
В соответствии с уже существующими цветовыми ответами систематическое отрицание влияния светотени предполагает защитную манеру поведения, направленную против выхода на поверхность первичных аффективных потребностей, репрессия же будет происходить из преждевременного опыта отказа, препятствующего нормальному психодинамическому развитию. Здесь качественные реакции более редки и менее непосредственны, чем в интерпретациях цветовых ответов или Ch.
Подведение итогов по светотеневым ответам. Влияние светотени, возможно, имеет большее значение, чем это кажется на первый взгляд, однако выявить его сложнее, чем в цветовых ответах, поскольку оно менее осознаваемо испытуемыми. Специальная методика опроса с использованием таблиц однородного серого цвета облегчает определение этих ответов и позволяет более четко их осознать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь