Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42371

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
руется межличностными проблемами, то программа должна включать межличностный уровень тренинга.
По нашему мнению, обучение должно охватывать три основные сферы психики человека:
О когнитивную: получение знаний на теоретическом уровне; О эмоциональную: человек лучше запоминает ту информацию, которая переживается эмоционально, пропускается через себя, что невозможно без затрагивания мотивационной сферы человека;
□ поведенческую: освоение новых поведенческих паттернов, реакций.
Деление процесса обучения на три компонента, хотя и довольно условное, применялось в разрабатываемых нами программах. В качестве методик обучения на первом уровне могут быть использованы различные психотехнические упражнения (Цзен, Пахомов, 1985). Этот уровень подготовки руководителей представляется нам очень важным для управленческой деятельности. Здесь открываются колоссальные резервы человеческой психики, не использованные ранее возможности.
Обучение на первом уровне должно проходить с преобладанием активных методов на основе психологического тренинга в небольшой группе (10—12 человек) в течение 3—5 дней интенсивной работы (6—8 часов) в расчете на каждую программу. Исходя из целей обучения, программы могут быть комбинированными, включать низший и высший уровни.
На успешность тренинга когнитивной сферы руководителей будет влиять эмоциональный фон. Это, во-первых, атмосфера в группе, позволяющая чувствовать себя в безопасности. Во-вторых, внутриличностное эмоциональное состояние участников. Известно, что зависимость между интеллектом (который измерялся с помощью IQ) и тревожностью носит характер инвентированной U-образной кривой. Это означает, что для высокой эффективности интеллектуальной деятельности достаточно среднего уровня тревоги или напряжения. Слишком слабое или избыточное напряжение будет блокировать деятельность интеллекта. Вот почему так важно создавать комфортные условия для тренинга, снимать излишнее внутреннее напряжение у участников. Развитие когнитивной сферы, таким образом, не может идти в отрыве от развития эмоциональной сферы.
52
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга
В связи с этим добавляются такие задачи развития эмоциональной сферы, как:
□ осознание переживаемых актуальных чувств, эмоций,
□ снятие излишнего эмоционального напряжения,
□ изменение собственного эмоционального состояния и др.
Для достижения перечисленных задач можно использовать элементы аутогенной тренировки; функциональную музыку; упражнения, базирующиеся на гештальт-психологии.
Второй уровень СПТ: «Межличностный»
На наш взгляд, межличностный уровень тренинга в основном должен затрагивать сферу общения, взаимодействия руководителя с разными людьми, группами.
На низшем подуровне решаются следующие задачи:
□ развитие умений более разнообразного проявления эмоциональных реакций;
□ самодиагностика и контроль эмоциональной сферы;
□ «считывание» информации об эмоциональном состоянии, переживании собеседника (собеседников) по невербальным проявлениям;
□ установление контакта, поддержание его в процессе общения с одним собеседником, с группой;
□ освоение приемов общения в эмоционально насыщенной или конфликтной ситуации, снижение эмоционального напряжения у собеседника;
□ овладение техниками нерефлексивного слушания;
П изучение приемов получения информации, техник активного слушания,
□ обучение приемам передачи информации;
□ обучение способам конструктивного спора, аргументирования своей точки зрения и убеждения собеседника.
Высший подуровень предполагает, что можно повысить сензитив-ность к межличностным отношениям:
□ научиться более глубоко понимать других людей, их эмоциональные переживания, их мотивы, интересы, потребности и ценности;
53
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
О научиться осознавать собственные эмоции, чувства, возникающие по отношению к другим людям;
□ адекватно воспринимать других людей и самого себя в сфере общения;
□ приобретать навыки адекватного реагирования, поведения в условиях общения;
□ научиться прогнозировать развитие межличностных отношений.
В обучении межличностный уровень основывается на активных методах: на социально-психологическом тренинге общения, тренинге активного слушания или тренинге коммуникативных навыков; на тренинге сензитивности с элементами психогимнастики, психодрамы, психорисунка; на группанализе.
Этот уровень включает также управленческую часть, где решаются задачи овладения:
□ навыками публичного выступления, самопрезентации;
О стратегиями и навыками ведения групповых дискуссий по решению проблемы;
□ различными методами группового решения проблем, к которым относятся Балинтовский метод, мозговой штурм, дискуссия с разделением функций и др.;
О стратегиями и техниками разрешения конфликтных ситуаций;
□ стратегиями и техниками ведения переговоров;
□ стратегиями и способами мотивирования;
□ стратегиями и приемами использования власти;
□ стратегиями и приемами поощрения, похвалы;
□ стратегиями и приемами конструктивной критики.
Перечисленные задачи выполняются с помощью социально-психологического тренинга по специально разработанным программам, деловых игр в условиях малой группы. Группы лучше комплектовать с учетом должностного уровня, с тем чтобы они были гомогенными по этому параметру и гетерогенными по половому и возрастному признакам. На этом уровне обучения могут помочь и существенно улучшить качество занятий видеомагнитофон, специально оборудованная комната. Особые требования к ведущему возникают в связи с расширением круга задач. Ожидается, что ведущий является специалистом в области группанализа и менедж-
54
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга
мента одновременно. Важен и опыт работы в группах в рамках групповой психотерапии или тренинга сензитивности. Отсутствие необходимых знаний, опыта и квалификации у ведущего приведет к снижению эффективности тренинга межличностного уровня.
Третий уровень СПТ: «Внутриличностный»
Включает задачи, касающиеся личности руководителя. Некоторые из этих задач в той или иной мере уже рассматривались на предыдущих уровнях.
Низший подуровень включает следующие аспекты:
□ выяснение или прояснение руководителем мотивов собственной деятельности, выбора профессии;
□ самодиагностику и саморегулирование эмоционального состояния;
П достижение адекватного восприятие себя, позитивного отношения к себе; G определение уровня самооценки, притязаний;
□ достижение адекватного уровня самооценки и др.
На высшем подуровне производится коррекция поведенческих реакций, стереотипов, личностных особенностей эмоционального реагирования, общения с людьми; анализ внутренних личностных проблем, конфликтов и осознание причин возникновения некоторых соматических расстройств и др.
Основными методами работы с руководителями на этом уровне можно считать тренинг сензитивности и тренинг личностного роста, а также работу в группаналитически ориентированной группе (для здоровых). На групповых сессиях можно использовать психогимнастику, психодраму, психорисунок и групповую дискуссию в свободной форме, а также другие техники. Очень эффективна работа в малых группах. Возможны варианты интенсивной (5 дней по 8 часов) и более продолжительной программы (по 1,5 часа в течение 2—3-месяцев и более, до 1—2 лет).
Для повышения эффективности тренинга руководителей на внутриличностном уровне ведущему необходимы знания основ теории психоанализа, группанализа и опыт работы в рамках этих теорий.
55
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
Требования к тренингу менеджеров
Подводя итоги, можно сформулировать основные требования, обеспечивающие эффективность обучения руководителей по предложенной системе:
1. Дифференциация контингента обучающихся руководителей по отраслям и должностям.
2. Этапность подготовки, совмещающая:
О теоретические занятия (лекционный метод);
□ практические занятия по выработке умений и навыков (АМО).
3. Комплексность подготовки за счет включения следующих дисциплин:
О Экономика
□ Основы менеджмента.
□ Управление человеческими ресурсами.
□ Организационное поведение. О Психология управления.
□ Психология личности.
□ Социальная психология групп. О Психология общения.
4. Активность обучающихся руководителей, которая обеспечивается:
О ограничением численности обучающихся в группе (10— 15 чел.);
П преобладанием практических занятий над теоретическими;
□ использованием игровых методов (деловых игр, ролевых игр, психодрамы);
О созданием максимальной мотивации к обучению; О повышением ответственности участников тренинга.
5. Интенсивность обучения, которая достигается за счет:
□ использования закономерностей групповой динамики;
П использования элементов функциональной музыки, аутогенной тренировки, психологических приемов для снятия эмоционального напряжения, чувства усталости (спортивных пауз);
О чередования методических приемов через 1,5—2 часа;
56
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга
D учета заинтересованности в обучении путем решения: а) личных проблем, б) частных проблем производственного характера.
6. Комплексность воздействия, которую характеризуют различные уровни подготовки:
□ когнитивный уровень: получение новых знаний, информации о себе и других, о более конструктивных способах управленческой деятельности;
□ эмоциональный уровень: переживания по поводу собственной несостоятельности в некоторых аспектах деятельности, приобретение эмоционального опыта в группе коллег, осознание своих эмоциональных переживаний, повышение самоконтроля, достижение спонтанности, естественности в эмоциональных проявлениях и др.;
□ поведенческий уровень: тренировка, приобретение новых приемов, способов поведения, навыков и некоторое их закрепление;
□ личностный уровень: коррекция отношений к себе и другим людям; коррекция установок, личностных особенностей, мешающих эффективному общению, оптимальной деятельности.
7. Квалификация ведущего тренинг должна быть высокой и разносторонней, тренер должен иметь знания и умения в области:
□ менеджмента,
□ управления человеческими ресурсами,
□ социальной психологии групп,
□ психологии личности,
□ психологии общения,
□ психоанализа,
□ группанализа,
□ групповой психотерапии др.
Высокая эффективность обучения руководителей с использованием такого подхода, то есть по специально разработанной программе психологического тренинга, доказана исследованиями автора (Бакирова, 1986,1987).
Глава 2
ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ СПТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Итак, мы в обобщенной форме определили, чему нужно обучать руководителей. В этом подразделе попытаемся определить, как лучше достичь этих целей.
Модель процесса обучения
Мы условно разбили процесс обучения на три этапа. На первом этапе руководителям предстоит осознать то, что осуществлялось на бессознательном уровне. Осознание бессознательных аспектов поведения и эмоций дает возможность руководителям увидеть их неэффективные, неадаптивные способы, особенности поведения, взаимодействия с другими людьми. Этот этап очень важен в обучении, поскольку он создает дополнительную внутреннюю мотивацию к обучению, освоению новых способов общения и т. п.
На втором этапе идет собственно тренинг новых навыков, умений и способов взаимодействия с людьми. У руководителей появляется альтернатива, они перестают реагировать стереотипным, привычным и вместе с тем дезадаптивным образом. Работа с руководителями на этом этапе осуществляется главным образом на сознательном уровне, что не исключает возможности осуществления обучения на бессознательном уровне (об этом позже).

58



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Вачков И. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Исаев Р.А. Основы менеджмента
  • Ромек В., Ромек Е. - Тренинг наслаждения
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Храмцова Елена Юрьевна. Логопедический тренинг с участием родителей и детей старшей логопедической группы - «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Архипова Мария Сергеевна. «Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Кристофер Э., Смит Л. - Тренинг в рекруитменте
  • Алексеева Людмила. Мастер-класс для педагогов ДОУ 'Нетрадиционные техники рисования'
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя.
  • Ященко И.В. и др. Математика. Подготовка к ОГЭ 2019. Модульный курс. Алгебра
  • Ященко И.В. и др. Математика. Подготовка к ОГЭ 2018. Модульный курс. Алгебра
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • Петрова Елена Сергеевна. Познавательно-исследовательский проект «Кленовый лист»
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента
  • Алимова Яна Владимировна. ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»
  • Боумэн К. Основы стратегического менеджмента
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Железняк А.С. Основы криминалистической техники
  • Павленко Ирина Викторовна. Мастер-класс «Игровой двигательный тренинг, как здоровьесберегающая технология»
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Зинкевич-Евстигнеева Д.Т. - Пять кейсов для бизнес-тренера.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь