Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42366

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
3. Скорость, с какой происходит научение, и постоянство эффектов будут определяться временем подкрепления.
Третий пункт является очень важным и требует специального рассмотрения.
Режим подкрепления
Выделяют два основных типа подкрепления: постоянное и непостоянное.
Постоянное подкрепление присутствует в тех случаях, когда желаемое поведение подкрепляется каждый раз. Непостоянное подкрепление наблюдается тогда, когда желаемое поведение подкрепляется достаточно часто, чтобы поведение повторялось, но не каждый раз. Так, например, в случае с хронически опаздывающим работником менеджер каждый раз, когда тот приходит вовремя, должен делать ему комплимент по поводу его желаемого поведения. Это будет постоянное подкрепление. Непостоянное подкрепление будет даваться достаточно часто, чтобы желаемое поведение повторялось.
Непостоянные подкрепления технически могут различаться в зависимости от интервала и соотношения параметров. Режим подкрепления по коэффициенту зависит от числа действий, которые совершает работник. Поведение индивидуума подкрепляется после того, как конкретное поведение повторится определенное количество раз. Режимы по интервалу зависят от того, сколько времени прошло после последнего подкрепления. С интервальным режимом работник будет подкреплен за подходящее поведение только после определенного времени. Подкрепление также может быть фиксированным или переменчивым. В результате мы получаем четыре типа непостоянных техник администрирования вознаграждений.
Режим фиксированного интервала — вознаграждения размещаются в одинаковых временных интервалах. Решающей переменной является время, и оно константно. Такое подкрепление очень распространено: это еженедельная или ежемесячная оплата труда, используемая во многих странах.
Режим переменного интервала — вознаграждения распределяются во времени так, что подкрепление непредсказуемо. В качестве примера можно описать визиты инспекции.
66
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
Режим фиксированного коэффициента — вознаграждения даются после фиксированного или постоянного числа реакций. Например, пришивание дюжины зипперов оплачивается в $5. Таким образом, подкрепление (деньги в этом случае) зафиксировано числом зипперов, пришитых к одежде. С каждой дюжиной работник зарабатывает новые $5. Или, к примеру, сотруднику, который продает определенное число единиц достаточно дорогого товара, выдается премия.
Режим переменного коэффициента — вознаграждение меняется в зависимости от поведения индивидуума. Пример тому комиссионное вознаграждение продавцов. Продавцы получают подкрепление только за удачные звонки, обеспечивающие продажу, а не за любые или фиксированное число звонков клиентам. Так, они могут сделать два, а могут и двадцать звонков потребителям. Вознаграждение, таким образом, — величина переменная, зависящая от числа удачных звонков. Или подкрепление дается после неопределенного числа правильных реакций, например, график может быть таким: подкрепление дается после девятнадцатой, пятнадцатой, двенадцатой, двадцать пятой и затем шестнадцатой реакций.
Режим подкрепления и поведение
Исследования показывают, что постоянный режим подкрепления может привести к раннему пресыщению. Под влиянием такого режима поведение быстро ослабевает, если подкрепления убираются. Постоянное подкрепление хорошо подходит для только эпизодически возникающих, нестабильных или редких реакций, например, освоение новых профессиональных процедур, операций требует в начале постоянного подкрепления.
В противоположность этому непостоянные подкрепления препятствуют раннему пресыщению, поскольку они сопровождают не каждую реакцию. Непостоянные подкрепления оптимальны для стабильных и частых реакций, так усвоенные операции целесообразно подкреплять непостоянно.
В целом переменные режимы приводят к более хорошему исполнению, чем фиксированные режимы. Например, как уже указывалось, многие получают подкрепление через фиксированный временной интервал. Поэтому подкрепление не связывается с работой, вознаграждение не связано с определенным поведением
67
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
работника. В противоположность этому режимы переменного интервала вызывают более высокие показатели реакций и более стабильное и стойкое последовательное поведение из-за высокой корреляции между исполнением и вознаграждением, а также потому, что есть неопределенность — работники стараются быть более бдительными, поскольку силен фактор неожиданности.
Применение для исполнения и удовлетворения
Положительное подкрепление — сильный инструмент модификации поведения. Идентифицируя и вознаграждая за поведение, которое связано с исполнением работы, руководство увеличивают вероятность повторения желаемого поведения.
Наше знание о научении также предполагает, что подкрепление является более эффективным инструментом, чем наказание. Наказуемое поведение скорее будет только временно подавлено, чем искоренено. Люди, получившие наказание, возмущаются, обижаются на того, кто их наказал. Хотя наказание исключает нежелательное поведение быстрее, чем это делает негативное подкрепление, эффект его лишь временный, и позже оно может вызвать неприятные побочные эффекты, такие как снижение морального духа/настроения, рост уровня абсентеизма или текучести кадров. По этим причинам менеджерам рекомендуется использовать подкрепление, а не наказание.
Итак, именно использование бихевиорального подхода делает возможным включение эмоциональной сферы руководителей. Играя определенные роли в упражнениях, участники тренинга так или иначе переживают, испытывают разные чувства, эмоции по отношению к себе и другим участникам тренинга.
Возникшие в ходе тренинга переживания создают дополнительную мотивацию к участию в тренинге. Так, например, неудача, неуспешное достижение цели в упражнении может вызвать желание справиться с заданием в следующий раз, в другой игровой ситуации. Положительная обратная связь со стороны тренера и членов группы вызывает повторение успешного паттерна поведения в аналогичных ситуациях, способствует его закреплению.
Достигнутая атмосфера безопасности, доверия друг к другу среди участников тренинга позволяет рисковать, экспериментировать, вести себя иначе, чем обычно. В этом смысле тренинг создает уни-
68
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
кальные для руководителей возможности, которых нет в жизни. Руководители могут экспериментировать, получать обратную связь от своих коллег и либо отказываться от тех или иных способов общения, либо, наоборот, оставлять их, закреплять, использовать чаще.
Именно использование бихевиорального подхода с самого начала тренинга обусловливает продвижение по трем вышеописанным этапам тренинга (см. рис. 4). На первом этапе руководители сначала взаимодействуют, проявляют себя в поведении, и лишь после этого происходит осознание своих поведенческих паттернов с помощью обратной связи, осознание негативных последствий некоторых из них, что создает мотивацию к обучению. На втором этапе руководители пробуют использовать новые более эффективные поведенческие приемы в различных упражнениях и заданиях, получают позитивную обратную связь, позитивное подкрепление. На третьем этапе происходит закрепление вышеназванных приемов благодаря их частому использованию. Итак, поведенческий подход буквально пронизывает социально-психологический тренинг руководителей.
Чрезвычайно важна роль тренера как модели. Наблюдая за поведением тренера, члены группы обучаются, идентифицируясь с ним. Для этого тренер должен стать привлекательным, желательным образцом, «достаточно хорошим родителем» или выступить в качестве нового объекта, с которым и идентифицируются участники тренинга, здесь мы тесно соприкасаемся с психоаналитическим подходом в тренинге.
Гуманистический подход в тренинге руководителей
Гуманистический подход в обучении руководителей предполагает базирование на идеях гуманистической психологии (Роджерс, 1993). Во-первых, принимаются идеи уважения личности участников тренинга. Это означает, что ценится накопленный опыт и знания руководителей и их личность в целом. Поэтому за руководителями остается право выбора: придерживаться привычного стиля и способов взаимодействия с людьми или применять новые, предлагаемые ведущим. Гуманистический подход оказывает влияние на
69
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
организацию обмена мнениями, передачи обратной связи участникам тренинга в нетравмирующей, щадящей форме. Данный подход, таким образом, тесно связан с демократическим, партнерским стилем взаимодействия ведущего с обучаемыми руководителями. Во-вторых, мы придерживаемся идей о скрытых возможностях человека, о неиспользованном потенциале, который по разным причинам блокирован. Поэтому гуманистический подход преломляется в идеи о возможности развития, личностного роста руководителей. И мы видим одну из задач ведущего в оказании помощи руководителям в достижении развития в личностном и профессиональном плане.
Психоаналитический подход в тренинге руководителей
Используя психоаналитический подход, одну из важнейших задач тренинга руководителей можно сформулировать как возможность осознать то, что находится в бессознательном или предсозна-тельном психики. «И там, где было Ид, будет Эго» (3. Фрейд). Следовательно, в процессе тренинга расширяется и укрепляется Эго.
Известно, что осознание бессознательного материала (чувств, инстинктивных драйвов, травматичных событий, находящихся в ИД; поведенческих дезадаптивных поведенческих паттернов, выработанных когда-то Эго; идеалов, запретов, идущих из Супер-Эго) — процесс болезненный. Поэтому на пути к осознанию возникают сопротивления, встают психологические защитные механизмы, с которыми приходится иметь дело ведущему. Ведущий (или тренер), не обладающий необходимыми знаниями и опытом работы с сопротивлением, может резко снизить возможности личностного развития руководителей, а значит, и их профессионального роста.
В целях облегчения процесса осознания бессознательных мотивов, чувств, импульсов и поведения мы предлагаем использовать психоаналитические принципы, техники и интервенции. Например, нами придается большое значение созданию безопасного пространства для взаимодействия с руководителями, где они чувствуют себя достаточно комфортно и испытывают доверие к ведущему (Винникот, 1982). Для преодоления сопротивления вводим правила для обмена мнениями между руководителями.
70
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
Характер интервенций, глубина проработки личностных и профессиональных проблем участников тренинга во многом определяется их личностными особенностями: готовностью к получению новой информации о себе, от силы их Эго, способности вынести отрицательные болезненные переживания в связи с осознанием.
Вводится большое количество упражнений, основанных на психоаналитических техниках. Большое значение придается не только вербальным коммуникациям, но и невербальным проявлениям. Невербальное поведение и его интерпретация рассматривается как путь к осознанию прежде неосознаваемого в поведении руководителей.
Признается, что процесс тренинга в основном является рациональным, осознаваемым процессом, но при этом мы считаем, что происходящие в группе процессы могут интроецироваться на бессознательном уровне. Поэтому большое значение в тренинге руководителей по предлагаемой нами программе имеет личность ведущего, то, насколько он (она) сознает себя, свое оказываемое на руководителей влияние.
Таким образом, в основе обучения лежат процессы идентификации, интроекции, заражения. При этом вероятны проекция, вытеснение, рационализация и другие защитные механизмы, препятствующие процессу обучения.
Группаналитический подход в тренинге руководителей
В работе с группой руководителей мы придерживались групп аналитических теории и практики (Foulkes, 1964; Yalom, 1985). Группа рассматривалась как среда и как инструмент воздействия. Рассмотрение группы как среды подразумевает фокусирование внимания ведущего, а также членов группы на групповой динамике: на возникающих конфликтах, групповых сопротивлениях и т. п. Рассмотрение группы как инструмента воздействия предполагает применение принципа «терапии группы группой» (Fouikes, 1964), который в применении к менеджерам означает тренинг менеджеров с помощью группы.
Использование группаналитического подхода предполагает изменение фокуса воздействия: в фокусе может быть отдельный член
71
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
группы или группа как целое. Задача ведущего — определить, какую именно интервенцию и по отношению к кому использовать. Важно помнить принцип «горячей точки»: направлять фокус внимания, воздействия именно на нее — будь то отдельный член группы или группа в целом.
Для работы с использованием группаналитического подхода очень важен опыт разрешения групповых и индивидуальных сопротивлений. Важно умение ведущего выполнять основные функции группаналитика (de Mare, 1972; Foulkes, 1964). Таким образом, можно заключить, что обучение в группе будет более эффективным, если ведущий группу тренер обладает знаниями и опытом работы в качестве группаналитика. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются вопросы группового развития и интервенций со стороны тренера.
Рассмотрим эти аспекты групповой работы подробнее.
Стадии развития группы
Групповому развитию посвящено достаточно много исследовательских работ (Хек, 1975; Whitaker, 1985; Lieberman, Yalom & Miles, 1973; de Mare, 1972). Авторы пишут о трех фазах развития психотерапевтической группы. Мы в свое время в диссертационной работе также исследовали этот вопрос и выявили инвертированные U-образные кривые по групповым процессам, которые можно разбить на три фазы в развитии группы.
Кроме того, мы изучали влияние на эффективность групповой психотерапии разных типов интервенций со стороны психотерапевта на группу на разных фазах развития группы (Бакирова, 1983). Выяснилось, что это тесно взаимосвязанные аспекты функционирования группы любого направления. Характер и содержание групповой деятельности имеет второстепенное значение, инвариантой выступает сам процесс взаимодействия членов группы между собой и между формальным лидером и группой. В социальной психологии также выделяют три основные стадии развития группы (Robbins, 1993). Итак, идеи в разных научных сферах смыкаются, что подтверждает универсальность внутренних механизмов развития группы как целого организма. Обычно в социальной психологии выделяют следующие стадии развития группы:
1. Формирование (принадлежности). На этой стадии члены группы решают следующие задачи:
72



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Вачков И. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Исаев Р.А. Основы менеджмента
  • Ромек В., Ромек Е. - Тренинг наслаждения
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Храмцова Елена Юрьевна. Логопедический тренинг с участием родителей и детей старшей логопедической группы - «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Архипова Мария Сергеевна. «Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Кристофер Э., Смит Л. - Тренинг в рекруитменте
  • Алексеева Людмила. Мастер-класс для педагогов ДОУ 'Нетрадиционные техники рисования'
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя.
  • Ященко И.В. и др. Математика. Подготовка к ОГЭ 2019. Модульный курс. Алгебра
  • Ященко И.В. и др. Математика. Подготовка к ОГЭ 2018. Модульный курс. Алгебра
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • Петрова Елена Сергеевна. Познавательно-исследовательский проект «Кленовый лист»
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента
  • Алимова Яна Владимировна. ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»
  • Боумэн К. Основы стратегического менеджмента
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Железняк А.С. Основы криминалистической техники
  • Павленко Ирина Викторовна. Мастер-класс «Игровой двигательный тренинг, как здоровьесберегающая технология»
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Зинкевич-Евстигнеева Д.Т. - Пять кейсов для бизнес-тренера.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь