Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42439

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
его поведение соответствовало тому, чему он учит менеджеров. Поведение тренера — это дополнительный и очень сильный аргумент в пользу освоения новых приемов и техник общения.
В роли группаналитика тренер наблюдает за групповыми процессами, поведением отдельных членов группы, чтобы использовать свой анализ происходящего для управления группой, поведением отдельных участников. В качестве группаналитика тренер может делать свои замечания, говорить о своих наблюдениях, интерпретировать происходящее.
В роли наставника или учителя тренер обучает менеджеров новому поведению в разных управленческих ситуациях. Для выполнения этой самой главной задачи тренинга тренер должен уметь доходчиво объяснять довольно сложные вещи, процессы и явления. Тренеру необходимо самому уметь хорошо справляться с публичными выступлениями во время введения в новую тему, уметь убеждать, уговаривать участников активно участвовать в упражнениях. Тренер оказывает поддержку тем, кто стесняется, боится что-либо делать в присутствии других людей. Он поощряет, давая позитивную обратную связь менеджерам после выполнения ими упражнений. Тренер корректирует менеджеров, если видит, что их поведение отличается от желаемого, тренируемого, помогает выполнить упражнение по-другому в правильном направлении.
Тренер с самого начала тренинга является формальным лидером для группы, который осуществляет функции управления. Желательно, чтобы постепенно тренер становился истинным лидером в группе. Будучи лидером, лучше придерживаться демократического стиля, предоставляя возможность менеджерам самим принимать решения, если они обладают необходимыми для этого знаниями и способностями. Рекомендуем чаще обращаться к группе с различными вопросами, требующими принятия группового решения. Такой подход дает возможность участникам группы испытать на себе влияние демократического стиля. Менеджеры параллельно, не осознавая, обучаются, рассматривая тренера как модель, управлять персоналом, используя демократический стиль руководства.
Проведение деловых игр предполагает, что тренер должен исполнять роль игротехника, которая заключается в умении проводить деловые игры. Как игротехник, тренер помогает менеджерам перестроиться на игровой лад, представить какие-то новые ситуации в имитационных играх, заражает участников соответствующим
79
Раздел 2. Теоретико-методологические основы.
настроением. Поведение тренера в роли игротехника достаточно регламентировано. Тренер дает инструкции, ожидает их четкого исполнения, следит за временем и соблюдением правил игры.
В целом с самого начала тренеру нужно стремиться к роли участ -ника тренинга. Как участник, тренер может сам выполнять те или иные упражнения и говорить о своих переживаниях. Это помогает установлению партнерских отношений с участниками тренинга. Роль участника помогает снять некоторые коммуникативные барьеры.
Глава 3
КОММУНИКАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коммуникации в организации
Существуют разные определения коммуникации:
1. Коммуникация — это обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания.
2. Коммуникация — это обмен фактами, идеями, взглядами или эмоциями между двумя или более людьми.
3. Коммуникация — это общение с помощью слов, букв, символов или посланий, с помощью которого один член организации разделяет знания и понимания чего-то с другим.
Объединив эти определения, мы получим следующее: коммуникация — это общение, в процессе которого происходит обмен информацией, мыслями и эмоциями между двумя или более людьми с помощью слов, букв, символов или сообщений для оказания воздействия на участников коммуникация.
Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.
Цели коммуникации:
П Организация информационного обмена между субъектом и объектом управления;
□ Налаживание процесса эмоционального и интеллектуального обмена содержанием управленческой информации;
□ Установление взаимосвязи между людьми в организации;
□ Организация совместной работы коллективов с целью выполнения производственных задач.
Значение и роль коммуникаций в организации на современном этапе развития экономики мы рассматривали выше (ем. раздел 1. Коммуникации в менеджменте).
Коммуникация как деятельность, осуществляемая в любой организации, представляет собой процесс. Рассмотрим его подробнее.
В организации можно выделить разные типы коммуникаций.
81
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
Виды коммуникаций Форма коммуникаций Средства коммуникаций
Вертикальная Письменная Документы
Горизонтальная Устная Речь
Формальная Видео Знаковые системы
Неформальная Аудио Электронные средства связи
Межличностная Электронная Видео, телекоммуникации
Межгрупповая Эмоциональная Невербальные проявления
Невербальная Рациональная физиологической системы
Вербальная человека
Сознательная
Бессознательная
В данной таблице виды и формы коммуникаций в организации выделены достаточно условно. Вертикальная коммуникация означает общение по вертикали, то есть между людьми, находящимися на разных иерархических уровнях. К этому виду коммуникации относится коммуникация между руководителем и его подчиненным. Горизонтальная коммуникация — это общение, например между людьми, находящимися на одном и том же иерархическом уровне. Сюда относится общение между коллегами, сотрудниками, находящимися на одном иерархическом уровне.
Под формальной коммуникацией понимают общение в соответствии с должностными инструкциями, формальными правилами, стандартами, принятыми в организации, тем, что документально закреплено и имеет юридическую силу. Говоря о неформальной коммуникации, имеют в виду общение, основанное на психологических закономерностях, носящих неформальный характер.
Коммуникационный процесс
Процесс коммуникации впервые начали изучать физики, занимающиеся проблемами связи. Именно они разработали первые модели коммуникации.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы по каналам связи.
Самая первая модель коммуникации носит название «Формулы Лассуэлла» (рис. 5).
82
Глава 3. Коммуникация как деятельность

Рис. 5. Модель коммуникации «Формула Лассуэлла»
Модель, известная под названием «Формула Лассуэлла», состоит из пяти компонентов. Первый компонент отвечает на вопрос «Кто?» Речь идет о том, кто вступает в коммуникацию. Этот компонент получил название коммуникатор. На вопрос «Что?» отвечает второй компонент. Что передает коммуникатор? Коммуникатор передает сообщение. А как он его передает? Третий компонент коммуникационного процесса получил название канала коммуникации. Канал коммуникации — это средство передачи информации, сообщения. В качестве канала коммуникации могут выступать речь, письмо, радио, телевидение, Интернет, факс и др. Перед руководителем стоит отдельная задача — выбор канала коммуникации. Следующий, четвертый компонент отвечает на вопрос «Кому?» Кому передается сообщение? Этот компонент носит название получателя. Если получатель подчиненный, то руководитель, выбирая канал коммуникации для своего сообщения, думает в первую очередь об эффекте, о том, какое воздействие окажет сообщение на подчиненного. Эффект — это пятый компонент коммуникационного процесса.
Так, например, менеджер хочет сделать распоряжение, с тем чтобы подчиненные как можно быстрее отреагировали. Он выбирает письменный вариант, в соответствии с которым распоряжение вывешивается на доске для объявлений. Подходит срок выполнения распоряжения, и выясняется, что кто-то вообще его не заметил, кто-то не придал большого значения и решил, что это не так срочно. Таким образом, эффект может быть предсказуемым, прогнозируемым и непредсказуемым.
Допустим, один из работников сделал совсем не то, что приказал руководитель. Кто виноват в этом случае с точки зрения руководителя? Ответ очевиден. Сами руководители признают, что виноватым будут считать подчиненного: он бестолковый и сделал все неправильно. А кого в этом случае воспринимает менеджер ответственным за эту коммуникацию, сам того не осознавая? Тоже подчиненного. Это он виноват, значит, это его ответственность. Ведь
83
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
руководитель, который таким образом общается с подчиненными, считает, что все четко и ясно написал или сказал. Такой коммуникативный стиль, как стрела, является однонаправленным. Он представлен в теоретической модели на рис. 5.
В коммуникации участвуют двое, поэтому и ответственны за нее оба: и коммуникатор и получатель. Ведь сообщение могло быть передано в недостаточно четкой форме, расплывчато, оно может допускать двусмысленное толкование и быть по-разному проинтерпретировано. А есть ли у получателя возможность проверить правильность своего понимания, если руководитель придерживается данной модели коммуникации? Конечно же, нет. В этой модели нет обратной связи. У подчиненных никто не спрашивает мнения по поводу вывешенного на доске для объявлений распоряжения. Менеджер, отдающий команду непосредственно в разговоре с подчиненным, который придерживается такой модели или стиля коммуникации, не спрашивает подчиненного, насколько правильно тот его понял. Все это, безусловно, снижает качество коммуникации и ее эффективность. Указанные недостатки были учтены в новой модели коммуникации 1960-х гг. Джорджа Гербнера (рис. 6).
Гербнер, вслед за теоретиками 1950-х гг., вводит в модель обратную связь. На принципе обратной связи разработаны известные техники активного слушания. Теперь менеджер может переспросить подчиненного, поинтересоваться его мнением, а главное — подчиненный сам может проверить, насколько правильно он понял слова руководителя. Так, он может сказать: «Если я Вас правильно понял, мне нужно сделать то-то и то-то». На что руководитель может ответить: «Да, Вы правильно меня поняли» или «Нет, я не совсем это имел в виду» — и добавить новую информацию, подкор-

84
Глава 3. Коммуникация как деятельность
ректировав понимание подчиненного. Таким образом, обратная связь дает возможность повысить качество коммуникации: передаваемая информация доходит до получателя без существенных искажений. Модель отражает процесс коммуникации как двусто-юнний процесс, за который оба несут ответственность: и отправитель, и получатель сообщения. Если коммуникативный стиль, как стрела, в большей степени характерен руководителям с авто-жтарным стилем, то двусторонний коммуникативный стиль чаще используется руководителем с демократическим стилем управления.
Гербнер добавляет новые компоненты в модель коммуникации. Один из них — шум. Первая трактовка этого понятия подразумевает физический шум. Это может быть громкий стук, плохое освещение в комнате, где проходит совещание, и другие помехи физического характера, которые мешают как отправителю, так и получателю. Задача руководителя — учитывать эти факторы. Перед важными переговорами следует заранее обеспечить процесс комфортными условиями в отношении отопления, освещения, звукоизоляции и т. п. Как правило, сделать это несложно. Однако, если влияние перечисленных факторов не учитывается, эффективность коммуникации значительно снизится. Участники переговоров, например, с трудом будут слышать друг друга в помещении, где шумно, или мерзнуть в плохо отапливаемом помещении. Вторая трактовка шума не стандартна. Гербнер имел в виду состояние участников коммуникации как шум или помеху. Например, кто-то сильно устал, или голоден, или у него болит голова, или что-то произошло в семье и т. п. Безусловно, состояние переговорщиков скажется на результативности и эффективности процесса переговоров. Поэтому перечисленные факторы также важно учитывать, приглашая подчиненного на деловую беседу.
Гербнер вводит еще один компонент под названием поле опыта. 1оле опыта (см. рис. 6) окружает и отправителя и получателя. Это, как считает Гербнер, опыт общения, накопленный каждым раньше и который привносится в процесс коммуникации в актуальный момент в текущую ситуацию. Поскольку и Гербнер, и Лассуэлл были физиками, они, занимаясь проблемами связи, давали названия компонентам процесса коммуникации по аналогии с физическими терминами (электромагнитное поле) и их трактовка была лишена психологической проработки. Поэтому Гербнер лишь отме-
85

Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
тил, что на первых этапах коммуникации очень важно установить общее поле опыта, иначе коммуникация невозможна. Что за общее поле опыта? Думаем, каждый сталкивался с ситуациями, когда один человек совершенно не понимает другого, каждый говорит свое, но нет обмена, нет коммуникации, как будто разговор идет на разных языках. Возможно, Гербнер имел в виду то, что мы называем фазой установления контакта. А возможно и другое объяснение, которое позволяет сделать психолингвистика: вкладывание разного субъективного смысла в используемые понятия. Так или иначе, руководителю для повышения качества коммуникации с персоналом нужно решать и эти проблемы.
И это не все. Гербнер вводит понятие контекста как компонента процесса коммуникации. Контекст — это коммуникативное окружение. Так, один и тот же разговор может произойти в кабинете у руководителя, на рабочем месте подчиненного, в коридоре, в столовой предприятия или по дороге к остановке транспорта. И это будут разные контексты, которые, без сомнения, окажут разное воздействие на общение.
Таким образом, беглый обзор моделей коммуникации позволяет выделить ряд важных факторов, влияющих на эффективность общения, и следовательно, необходимо использовать знания о коммуникации, для того чтобы повышать ее эффективность.
Коммуникация как общение
Рассмотренные нами модели коммуникации в большей мере раскрывают внешние факторы, влияющие на коммуникацию. Однако на процесс коммуникации оказывают влияние и внутренние факторы. Следует отметить, что коммуникация, или общение, — это тоже деятельность со своей целью, предметом и средствами (рис. 7).
Общение как взаимодействие двух людей может осуществляться на трех уровнях: когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом. Оно может иметь инструментальную направленность: на выполнение социально значимой задачи, на дело, а также личностную направленность — на удовлетворение личных потребностей.
В процессе общения можно решать следующие задачи (иногда они выступают как цели общения):
86
Глава 3. Коммуникация как деятельность
1) социальную: засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения, создать хорошие отношения и т. д.;
2) информативную: обменяться информацией, фактическими сведениями; выяснить факты, обстановку; сообщить факты, планы;
3) экспрессивную: выразить чувства, мнения; высказать обиду, недовольство;
4) побудительную: заставить что-то предпринять, сделать; потребовать; попросить о чем-то: изменить мнение, сделать, дать и т. д.
Общение включает два процесса: передачу и получение информации.
Взаимодействие между людьми может осуществляться на формальном и неформальном уровнях, то есть с разной степенью психологической близости. Общение может проходить в позитивном или негативном эмоциональном тоне. Все перечисленное и определяет умение общаться, которому, как и любой деятельности, нужно обучаться.

Рис. 7. Компоненты диадного взаимодействия
87



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Главный Редактор. Конкурсная программа на 8 марта для школьников
  • Исаев Р.А. Основы менеджмента
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Авдеев В.В Управление персоналом: технология формирования команды
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий утренника 8 марта в подготовительной группе «Праздник на телевидение»
  • Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. Под редакцией
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Главный Редактор. Игры и конкурсы на 8 марта - А ну-ка Девочки
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Разу М.Л. Менеджмент. Под редакцией
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий праздника «Модный мусор»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Кибанов А.Я. Основы управления персоналом
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Ивановой Л.В. Менеджмент. Практикум. Под редакцией
  • Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Козловская Э.А., Демиденко Д.С. и др. Экономика и управление инновациями
  • Уткин Э.А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент"
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Кнорринг В.И. - Теория, практика и искусство управления.
  • Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг.
  • Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений
  • Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова Е.А., Малиновская Н.М., Малиновский П.В. - Управление персоналом: Учебник для вузов
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь