Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42441

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
П ориентация и знакомство; О формулирование правил;
□ принятие решения об участии в группе.
2. Становление («Бурная», контроля). На этой стадии можно наблюдать:
□ расширение и присвоение ролей индивидуумами;
□ межличностные и внутриличностные конфликты;
□ сопротивление контролю.
Члены группы пытаются ответить на вопросы:
□ Кто руководит? Кто лидер?
□ Насколько я желаю контроля?
3. Нормирование (общности). На этой стадии:
□ разрешаются конфликты;
□ достигаются единство и гармония в группе;
□ устанавливаются роли, нормы; П определяется лидер;
□ повышается сплоченность, идентификация себя с группой; П распределяется ответственность.
4. Исполнение. На этой стадии для членов группы характерно:
□ фокусирование своей деятельности на разрешении проблем; П достижение поставленных перед группой целей.
5. Завершение деятельности. Эту фазу характеризуют: О роспуск группы в связи с достижением цели;
□ высокая сплоченность;
□ удовлетворение от выполненной работы;
□ грусть, переживание в связи с расставанием с членами группы.
Две последние стадии фактически являются стадиями функционирования развитой или зрелой группы, которая, решив все вопросы взаимоотношений между членами группы, может перейти к решению задач, поставленных перед ней.
В группанализе существует модель, в которой развитие группы рассматривается как развитие отдельного человека. В этом случае стадии развития группы сопоставимы со стадиями развития человека: это — включение, контроль, принятие нежности.
1. На стадии включения определяется, насколько другие члены принимают каждого.
73
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
2. На стадии контроля решаются проблемы статуса, господства. Наблюдается критика группаналитика, игнорирование того, что он говорит.
3. На стадии нежности члены группы начинают доверять друг другу, возникает близость.
Поведение членов группы на разных фазах.
1. Уход членов группы возможен на первой фазе, так как они могут бояться, что их отвергнут.
2. Стремление занять место в иерархии групповых отношений появляется на второй фазе.
3. Возможность почувствовать близость к группе появляется на третьей фазе.
Как видно, первая социально-психологическая и вторая груп-паналитическая модель фактически разными словами описывают одни и те же процессы, задачи, которые на разных стадиях должна решить группа.
О том, какие именно проблемы лежат в основе группового развития, вполне определенно пишет Бион (1961), говоривший о трех допущениях, или, точнее, потребностях, которые относятся к власти и силе. Из-за них группа, собравшаяся для решения задачи, ведет себя не соответствующим задаче образом. В соответствии с этими потребностями группа проходит три стадии в своем развитии.
1. Зависимость. Группа ждет лидера, который должен направить. На этой фазе группа или очень пассивна, или бросается на того, кто проявляет активность. Никто не хочет брать на себя ответственность, члены группы обвиняют друг друга.
2. Борьба или уход. Это две стороны одной модели. Обе предполагают наличие врага. Группа одновременно ведет себя противоречивым образом: с одной стороны, она готова напасть на врага, а с другой — готова от него убежать. Врагом может быть ведущий, член группы, враг может быть вне группы.
3. Образование пар. Здесь следует обратить внимание на наличие сильного сексуального компонента. О стадии образования пар можно судить по чувствам, присутствующим в группе. На этой фазе в паре начинается разговор, а другие — сидят и наблюдают за ними. Образование пар снижает ценность группы.
Данная модель дает возможность глубже посмотреть на групповые процессы, она дополняет другие и ни в коей мере им не противоречит.
74
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
Таким образом, можно говорить о разных уровнях развития и функционирования группы. Более глубокое рассмотрение групповых процессов, которое дает группанализ, позволяет эффективнее управлять этими процессами и использовать их.
Очень важным аспектом в развитии группы является проявление деструктивных, разрушительных процессов (Nitsun, 1991). Ведущему группы необходимо помнить об этом, контролировать их проявление, возможно, брать под защиту отдельных членов группы.
Интервенции в группе
Интервенции в групповом анализе имеют особенное значение (Кеннард, Роберте, Уинтер, 2002). Intervention — латинское слово, означающее вхождение между, вмешательство в какое-то событие, с целью на него повлиять. Интервенция — намеренное влияние, предпринимаемое группаналитиком.
Патрик де Мара выделял в группанализе три аспекта:
□ структуру,
□ процесс,
D содержание.
Исходя из этого, можно заключить, что группаналитик поддерживает структуру группы, следит за прохождением процесса, выявляет содержание.
1. Работа с поддержкой структуры означает, что группаналитик должен следить за тем, чтобы члены группы выполняли основные условия: приходили вовремя, всегда, регулярно.
2. Группаналитик может использовать интервенции, направленные на бессознательное или сознательное содержание.
3. Вмешательство группаналитика может быть направлено на отдельного человека, на мужчин, на женщин, на части группы, на пару, то есть конфигурация интервенции бывает различной. Можно говорить об объекте интервенции.
В группанализе больше возможностей для интервенции, чем в индивидуальной психотерапии; можно наблюдать взаимоотношения между:
П участниками,
□ группировками,
□ аналитиком и группой,
□ отдельным членом группы и группаналитиком.
75
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
Конфигурация вмешательства (по отношению к кому адресовано вмешательство):
а) относительно одного конкретного человека,
б) сфокусировано на взаимодействии 2-3 членов группы,
в) направлено на взаимодействие между аналитиком и конкретным человеком или группой.
Постоянно нужно задавать вопрос, кого касается интервенция — одного человека или группы в целом. Это отличительная черта груп-панализа, так как есть форма групповой психотерапии, где фокус сосредоточен только либо только на группе, либо только на индивидууме. Группаналитикже постоянно решает проблему: кто находится в фокусе — отдельный член группы, и в этом случае группа выступает как фон; или фокус внимания направляется на пару, тройку членов группы, а остальные представляют собой фон; или внимание фокусируется на группе как целом. На данный вопрос довольно трудно ответить, часто это вопрос цели группы, цели групп-аналитика, стадии развития группы, личностных особенностей члена группы.
Существует несколько типов интервенций:
□ поддержка,
□ фасилитация,
□ интерпретация, (
□ молчание как сознательное действие,
□ моделирование.
1. Поддержка структуры подразумевает сохранение времени и места встреч неизменными, а также четко сформулированную задачу. Сохранение границ группы предполагает знание всех членов группы и наблюдение за их посещением группы. Нужно встречаться в определенном месте, в определенное время и выполнять определенную задачу. Выполнение перечисленных пунктов является самым большим вкладом ведущего в работе. Ведущий должен строго контролировать соблюдение членами группы определенных правил. Ему следует обращать внимание на все случаи опозданий, несанкционированной деятельности и ухода от поставленной задачи. Проигнорированные нарушения могут стать причиной разрушения группы.
2. Фасилитация подразумевает способствование чему-либо, главное — помочь участникам сказать, что они думают и чувству-
76
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
ют; помочь привлечь внимание к определенной проблеме и получить определенное значение того, что происходит, но не говоря прямо. К приемам фасилитации относятся:
а) открытая помощь: способствование прогрессу группы. Аналитик не знает, что происходит, но воодушевляет членов группы на разговор;
б) направленная помощь: нет четких рекомендаций, интервенция указывает, что у группаналитика есть гипотеза. Групп-аналитик понимает что-то, но не хочет говорить об этом открыто, хочет, чтобы группа задумалась в этом направлении.
3. Интерпретация: ведущий открыто излагает, что, по его мнению, происходит в группе и как он это понимает. Разница между направленной фасилитацией и интерпретацией такова: при направленной фасилитации ведущий надеется, что группа сама поймет смысл. Интерпретация — выявление бессознательного содержания, которое присутствует в процессе.
4. Молчание как активная позиция. Группаналитик понимает, что происходит в группе, но молчит, ожидая, что группа сама придет к пониманию.
5. Моделирование. Группаналитик делает что-то, словно подавая пример для членов группы. Таким образом, группаналитик представляет собой ролевую модель поведения. Следует учитывать, что группаналитику, как любому другому человеку, трудно скрывать свои мысли и чувства.
Перед тем как использовать ту или иную интервенцию, группаналитик пытаться ответить на ряд вопросов. Предлагаем далеко не полный их перечень:
□ Что не так в состоянии группы, в поведении, эмоциях, структуре, объектных отношениях?
□ Какое состояние я наблюдаю?
□ Чем оно вызвано?
О Конструктивно это, неконструктивно или нейтрально?
□ Возможно ли изменить То или иное состояние?
□ С помощью каких интервенций?
□ Могу ли я это, совместимо ли с это моим стилем?
□ Подходящее ли время для интервенции? и т. п.
Группанализ, на наш взгляд, дает возможность использовать более глубокое понимание происходящих в группе процессов, с тем
77
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
чтобы тренинг менеджеров протекал более эффективно. В большей степени это касается тренинга межличностных отношений и тренинга личностного роста. В то же время группанализ дает особое видение, которое необходимо даже для тренинга коммуникативных навыков, не говоря о более сложных ситуациях их использования для решения задач управления персоналом.
Роли и функции ведущего (тренера)
На наш взгляд, ведущий группу тренер исполняет следующие роли:
□ администратор, О фасилитатор,
□ модель,
□ группаналитик,
□ наставник/учитель,
□ лидер,
□ игротехник,
□ участник.
Выполнение каждой роли предполагает реализацию соответствующей функции, решение конкретной задачи.
Так, в роли администратора тренер следит за поддержанием границ: сохраняет постоянным место и время тренинга; осуществляет контроль за временем начала и окончания тренинга, перерывов; за присутствием всех участников; за соблюдением основных правил: не есть, не пить, не курить во время тренинга, не использовать физическую силу и слова, унижающие достоинство другого человека. Тренер организует пространство: он отвечает за расстановку стульев или кресел в круг; за удобное размещение видеоаппаратуры; за уровень шума и освещения в помещении.
В качестве фасилитатора тренер проводит групповую дискуссию после выполнения практически каждого упражнения. Задача фасилитатора заключается в стимулировании участников, в обеспечении процесса обсуждения, а не в том, чтобы самому высказывать свое мнение.
Мы уже говорили о том, что тренер служит моделью для участников тренинга, которые наблюдают за поведением тренера и, конечно, подмечают расхождения между тем, чему тренер обучает, и как при этом себя ведет. Тренер несет ответственность за то, чтобы
78



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Главный Редактор. Конкурсная программа на 8 марта для школьников
  • Исаев Р.А. Основы менеджмента
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Авдеев В.В Управление персоналом: технология формирования команды
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий утренника 8 марта в подготовительной группе «Праздник на телевидение»
  • Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. Под редакцией
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Главный Редактор. Игры и конкурсы на 8 марта - А ну-ка Девочки
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Разу М.Л. Менеджмент. Под редакцией
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий праздника «Модный мусор»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Кибанов А.Я. Основы управления персоналом
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Ивановой Л.В. Менеджмент. Практикум. Под редакцией
  • Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Козловская Э.А., Демиденко Д.С. и др. Экономика и управление инновациями
  • Уткин Э.А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент"
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Кнорринг В.И. - Теория, практика и искусство управления.
  • Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг.
  • Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений
  • Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова Е.А., Малиновская Н.М., Малиновский П.В. - Управление персоналом: Учебник для вузов
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь