Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20173

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.4. Метаморфная техника* у
За последние 150 лет человек испытал огромное расширение границ сознания и собственной мощи, поскольку психология и физика раскрыли перед ним новые горизонты понимания реальности. Чем больший объем информации становится доступен, тем больше нам понятны тайны Вселенной. Изменился и наш взгляд на медицину и психотерапию: мы открыли, что тело и сознание работают как единое целое. Сложилась концепция холистической медицины, утверждающая:
1) человека нужно лечить как интегрированную живую единицу, а не набор разрозненных частей организма;
2) в каждом из нас заключена способность к самоисцелению.
Частью такого подхода является и метод метаморфозы, воплотивший на практике древнюю, веками проверенную идею: Жизнь сама по себе великий целитель. Казалось бы, мысль проста и очевидна, однако нашему ограниченному сознанию нелегко ее усвоить.
Жизнь можно сравнить с водой, существующей в разных формах: лед, пар, река, океан, — все это вода. Любой из форм присуще непрерывное движение на различных уровнях — атомном, молекулярном и др. Свободное течение реки может нарушиться, если на его пути возник завал из бревен и валунов. Однако, за пределами завала поток дви-
*Gaston Saint-Pierre, Debbie Shapiro The Metamorphic Technique (Principles and Practice),Element Books Limited,London,1993. Перевод с англ.Г.Ченцовой .- 't
еспгоматия по телесно-ориентированной терапии
39
жется по-прежнему, и есть вероятность, что в самом загоре произойдут изменения — тогда река опять потечет свободно. Сходным образом и наша способность к свободному движению может блокироваться, но сила потока Жизни ждет своего часа, чтобы подхватить нас и помочь достигнуть состояния свободы.
В природе процесс метаморфозы происходит постоянно: желудь вырастает в дуб, гусеница превращается в бабочку. В каждом из нас заключена способность стать чем-то большим по сравнению с тем, кем и чем мы являемся в данный момент. Разумеется, нас ограничивает материя, образующая наши тела; но внутри этих границ мы можем свободно меняться. Изменения происходят не из-за внешних причин, а благодаря внутренней жизненной силе.
Все животные, включая человека, обладают способностью к самоизлечению. Дикие животные, заболев, постятся и дают себе отдых. Без сомнения, в древности люди возвращали силу и здоровье тем же способом, пока не утратили контакта со своими инстинктами. С тех пор интеллектуальные способности человека неизмеримо возросли, к сожалению, за счет его интуиции. Современная медицина достигла огромных успехов, но нам важно осознать собственную целительную силу.
Способность использовать силу Жизни для самоизлечения атрофировалась у человека на протяжении многих веков. Теперь нам необходим катализатор, помогающий разбудить в себе это качество. Люди, практикующие метод метаморфозы, являются такими катализаторами в той же мере, в какой земля способствует прорастанию семян. Они ослабляют определенные структуры пациента, не
40
Свободное тело
имея при этом, как и почва, никаких определенных целей. В данной работе происходит встреча двух людей, ничего друг другу не навязывающих и ничего конкретно не ожидающих. Цель жизни — проявиться и состояться на максимально высоком уровне В человеке та же жизненная сила стремится к его полной реализации как личности.
Так какую же структуру надо сначала ослабить, чтобы достичь этой цели?
Мы считаем, что жизнь начинается в момент зачатия, с образования первой клетки организма, обладающей элементарным сознанием. В течение 9 месяцев беременности формируются все физические, умственные, эмоциональные и поведенческие структуры человека. Пренатальный период, жизнь до рождения, коренным образом влияет на все наше дальнейшее существование. Именно эту временную структуру и необходимо ослабить.
В течение 9 месяцев на нас влияет много различных факторов: поведение родителей, их социальная и культурная среда, стадия эволюции, которой достиг человек, вместе с нематериальными космическими воздействиями. Наши жизненные паттерны в основном формируются в этот период, т.е. наше сознание развивается во время беременности. Метод метаморфозы концентрируется на этих 9 месяцах. Специалист, как катализатор, ослабляет временную структуру периода беременности.
Данная структура находит отражение в разных частях нашего тела, особенно в ступнях ног, кистях рук и голове. Через эти области можно активизировать пренатальный период, а затем ослабить его связи. Сама Жизнь работает в нужном пациенту направлении, происходящие изменения выз-
Хрестоматия по те гесно-ориентированной терапии
41
ваны способностью человека к самоисцелению, к истинному воссозданию себя. Об этом постоянно должны помнить все, кто практикует наш метод: жизненная сила пациента, а не терапевта приводит к положительному результату Если мы стремимся спасти наших пациентов, излечить их, направить их энергию "правильным" путем, тем самым мы лишаем их жизненную силу необходимого пространства для работы. Нельзя улыбаться или дышать за другого человека, так же бесполезно пытаться исцелить его своими силами. Еще раз повторяем: работая этим методом, нужно воспринимать себя как катализатор процесса пациента, не навязывать свою волю и не направлять происходящие изменения.
Нашим техникам легко обучиться, для практикующих нет ограничений ни со стороны возраста, ни со стороны образования или состояния здоровья. Метод помогает самым разным людям — от тяжело больных и умственно отсталых детей до тех, кто стремится к духовному росту.
ГЛАВА 2
Структура характера 2.1. Русское тело*
Возможно ли? Принято говорить о "русском характере", о загадочной "русской душе". Но о теле, телесности?
Поднимая разговор о Русском теле, вообще о теле, — следует различать несколько видов тел. Индивидуальное тело и ряд групповых тел: семья как тело, имеющее свои органы и взаимоотношения между ними (скажите, кто в Вашей семье, например, — голова), коллектив (организация - ср. орган или корпорация -ср. итал. согро- тело), наконец, государственность как тело. Все виды тел пронизывают друг друга, взаимодействуют и влияют друг на друга. Так, наше индивидуальное тело сформировывалось и сейчас значительно зависит от государственной телесности. В равной степени и наоборот.
Может показаться странным для настоящего практического издания начать разговор о специфике русской телесности с государственного тела, а не, например, с индивидуального. Но, как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. Хорошая же теория — это всегда обобщения высокого порядка. В нашем случае такого рода обобщения затрагивают прежде всего государственность, что,
*Печатается в сокращении по. В.Баскаков. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера) "Психологическая консультация",№1Д997, стр.13-21.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 43
кстати, хорошо иллюстрируют пословицы и поговорки русского народа и о русском народе, являющиеся своеобразными и наиболее устойчивыми обобщениями.
Начнем с "корней", "опор", НОГ. Это важно, поскольку решающие особенности человеческой телесности прежде всего связаны с изменением позиции тела — с превращением нас из животных в этих homo erectus'oB — " людей прямостоящих". О Руси, России всегда говорили: "Колосс на глиняных ногах", — очень точно указывая как на одну из наших базовых проблем — отсутствие стабильности, неустойчивость, так и на область государственной психосоматики — НОГИ. Действительно, вряд ли можно назвать другую страну, которая за свою историю вынесла на своих плечах (о плечевом поясе Русского тела см. ниже) столько войн и революций. И ведь не просто дворцовый переворот с обычной сменой власти, а — "до основания...". В чем смысл и есть ли он вообще?
Давайте проделаем опыт. Неожиданно схватите человека за грудки и сильно встряхните. Наблюдайте за ним. Что происходит? Правильно, он ОПУСКАЕТСЯ! Опускается (не в другом значении этого слова, хотя связь с другим значением в нашей истории прослеживается тоже!) — в смысле УКОРЕНЯЕТСЯ. Он пытается быть ближе к Земле, ищет в ней опору; если хотите — пытается своим же телом решить свою же проблему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • «Пойми меня»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Игра «Социометрия».
  • Притча «Шесть шагов к мудрости»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь