Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20183

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Без содействия пациента терапевт может потерпеть неудачу. Терапевт может направлять отдельные выключения единства группы (групповую динамику) в зависимости от того, какие методы он использует.
I
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 33
Танцтерапсвты используют музыку и звуки. Существует мнение, что каждый звук, издаваемый пациентом, можно рассматривать как его личностное выражение. Каждое музыкальное произведение с его определенным ритмом создает ограничение, оно навязывает пациенту определенное настроение (мы можем думать только о вальсе или о польке). Некоторые терапевты допускают мысль, что все тело имеет память и что оно в своем движении через некоторое время и в каком-то возрасте уподобляется этому состоянию, и человек что-либо вспоминает. Установлено, что особенно часто выносится движущимся телом на поверхность сознания слезы.
Другие терапевты считают, что можно изменить в некоторой степени психический ритм пациента, когда он в состоянии изменить ритм своих движений. Это положение прорабатывала Труди ТТТоптт. В своей книге "... приходи и танцуй со мной" она пишет: " Безжалостные повторения причудливых действий и движений, которые показывает тело психотических людей — тревожное зрелище. Я пробую вызвать доверие и войти в эту причудливую телесную форму. Я "связываю", соединяю свое тело с телом пациента. Когда я исследую его способ выражения, перенимаю его манеры, я могу лучше понять чувства, лежащие в основе этого выражения, и пациент со своей стороны чувствует себя понятым.
Танец обращается всегда к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже больном или запущенном человеке. Каждый из нас вспоминает о времени, когда тело еще в "первородном" состоянии переживало свои собственные радости. Эта первоначальная радость
2 Зак. 2736
34
Свободное тело
движения лежит в танце, в разнообразных интенсивных формах танцевания (аэробика, шейпинг). Каждый, кто знает мир танца, знает как много радости можег дать нам тело." Далее Труди пишет' "Поэтому я хотела бы возродить и исследовать врожденный талант тела к радости своего существования. Происходит исцеление душевных ран, когда я пытаюсь передать людям новые и позитивные чувства относительно собственного тела. Функциональные способности тела почти неограниче-ны, когда это тело развивается без вмешательства извне. Мы все танцуем с грудного возраста до старости. Я пытаюсь сделать так, чтобы пациент всю палитру этого развития прожил. Когда он ползает, валяется, кричит, катается, баюкается, качается, бросает, берет, дает, прыгает, скачет, он узнает себя и мир. Во время выполнения этих возрастных, временных тем движения пациент может быть в первый раз догадывается, что он есть и кто он есть. Он начинает понимать, что это тело, которое ползает, прыгает, бегает, смеется или плачет — принадлежит ему. Шаткие и неопределенные картины (образы) тела начинают вырисовываться".
Теория Рудольфа Лабана: система усилий и форм — имеет большое значение и распространена с США. Эта теория основывается на наблюдении, что движения пациентов соответствуют их личностям и терапевт может записать движение почти также как записывают музыкальные ноты, которые можно потом считывать. На одной линии лежит интенсивность движения, его можно рассматривать как легкое или сильное, быстрое или медленное, директивное или недирективное. На второй линии рассматриваются пространственные элементы, вопросы использования пространства.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 35
Здесь движения описываются как расширенные или ограниченные, возрастающие или убывающие, продвигающиеся вперед или отступающие назад. На третьей линии мы находим импульсы движения, которые Лабан увидел как ограниченные (связанные) или свободные, идущие от тела или к нему. Эти качества движений могут быть записаны довольно точно, они показывают как пациент ощущает себя и окружающий мир. В целом это г анализ движения позволяет увидеть характерные паттерны поведения пациента.
Клайре Шмайс, член американского терапевтического общества, рассказывала об одной группе подростков, с которой она работала и где она получила непосредственное впечатление об их поведенческой ярости. Бунт был подавлен. Как танц-терапевт она сделала тогда единственно правильный выбор: она кинулась с молодыми людьми в яростный танец. Они топали, ударяли, бросали свое тело в диком, первобытном, буйном ритме барабанов. Короткие выкрики поддерживали выполнение ее плана. Они звучали как дикие индейские вопли или греческий хор. Когда Шмайс кричала: "Нет!", группа ревела как эхо: "Нет!!" Хоровая импровизация продолжалась: "Нет — нет! Шоу — шоу! Да — да! Отгадай — отгадай!" В конце терапевт кричала им: "Вот бардак!" И ответом подростков был неистово буйный крик:"Вот бардак!" Потом подростки сели с ней на пол и начали откровенничать, говорили и говорили, и к концу установилось веселое настроение, игра в имена привела к полной разрядке напряжения.
Для Шмайс имеются важные линии направления или последовательности в ее сессиях, которые она обозначает так: ,.,
36
Свободное тело
1. Warm — up. Период ориентации, разминка.
2. Entwicklung. Период развития.
Период ориентации
Пациенты учатся друг друга узнавать, что ожидают от них, что за человек — руководитель группы, от которого они в некоторой степени зависят. Появляются вопросы: Мое ли это? Стану ли я сотрудничать? Поймут ли меня? Примут ли меня? Когда руководитель набрасывает ясную, поддерживающую картину предстоящего, когда члены группы открывают нечто близкое в выражении, целях и проблемах — устанавливается атмосфера безопасности, медленно исчезает зависимость от терапевта, группа готова брать обязательства на себя. Авторитарный руководитель может дольше поддерживать неопределенное состояние, если группа ищет зависимости, или когда большая часть отказывается от своих историй, или проявляет неразумность.
Можно начать с объяснения, что означает танц-терапия. Образуется круг, звучит музыка с сильным ритмом. Сначала показываются, даются простые движения так, чтобы каждый мог повторить. Движения ритмично повторяются, терапевт может выйти из группы, может сконцентрировать внимание танцующей группы на себе или на взаимном наблюдении. Танцтерапевт поддерживает движение словесно. Он всегда наблюдает за тем, как человек движется. Терапевту лучше поощрять движение через вопросы: можете ли вы поднять руки? Как высоко вы можете их поднять? Можете ли вы ваши руки кому-нибудь протянуть? Ничего не нужно требовать, можно лишь намекать, близко касаться.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 37
Через единство в движении забывается волнение, страх, через движение напряжение само уменьшается. Терапевт всегда в группе: то исчезает, то появляется, он признает себя частью группы. Вербальное не становится направляющим, в отличие от его движений, которые корректируются по движениям группы, которые задают тон, как легко, как долго, как нужно развивать сложную хореографию. С развитием танцевальной фразы занимается все больше пространства, и члены группы ищут друг друга глазами, словами, руками. Они соприкасаются, трогают в конце концов друг друга и примыкают к общей картине движения вместе.
Период развития
Акцент смещается от фигуры лидера к членам группы, интерес направляется на частности. Терапевт поддерживает каждое индивидуальное движение или формирование маленькой группы внутри группы. Индивидуальные вспышки злости, ярости, депрессии и чувства одиночества становятся для терапевта метками для работы, которую вся группа понимает и принимает. Обычно существует определенная последовательность в появлении эмоций в группе. За депрессией мы находим злость. Затем, при повышении интенсивности, проживается гнев. И члены группы готовы признавать свои потребности в зависимости и свои стремления к человеческой близости. Часто с успехом применяется соединение движения и вербальной коммуникации. Существенной задачей терапевта всегда остается способствовать тому, чтобы люди выражали свои чувства, чтобы достичь реалистичной концепции своего телесно-психического образа или просто получить облегчение и ра-Дость самому, через собственную радость и опыт.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • «Пойми меня»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Игра «Социометрия».
  • Притча «Шесть шагов к мудрости»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь