Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20172

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часто у меня рождаются те же телесные реакции, которые описывает клиент у себя. Недавно одна женщина рассказывала, что чувствует себя отвергнутой. Естественно, я хорошо понимала ее на уровне слов; но лишь позволив себе ощутить телом, что отвержение значит для меня, я смогла по-настоящему понять переживания клиентки. У меня в буквальном смысле прервалось дыхание,
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 27
плечи сгорбились, а поясница напряглась. Я почувствовала спазм икроножных мышц и поджала пальцы ног. Меня захлестнуло физическое ощущение отверженности. Конечно, наш опыт не был абсолютно идентичным, но все же он помог мне глубже понять другого человека и сделать мою работу более точной и целенаправленной. Наше общение перешло на иной уровень, и соматический резонанс углубился.
Надо сказать, что контакт путем соматического резонанса является двусторонним. Чем больше я сама расслабляюсь, тем больше меняется атмосфера, помогая расслабиться клиенту. Расслабление оказывается заразительным, как зевота. Чем глубже релаксация, тем больше резонанс. Мои клиенты и я все сильнее "настроены" на волну друг друга, мы более глубоко осознаем наш физический контакт.
1.3. Танцевальная психотерапия*
Для целостности человеческого существования особое значение имеют взаимоотношения тела — духа — психики. Еще Айседора Дункан считала, что танец — это выражение "духа", что он вдохновлен природой. Дух — это жизненный принцип в человеке, это принцип сознательной жизни, это посредник между телом и душой. Дункан хотела все, что может угнетать душу, высвободить через тело. Она считала, что "в теле должна обитать свободная душа". Человек будет танцевать, и тело "воскреснет после ста лет забвения цивилизацией", но не одно тело и не в войне с душой и духом, а в блестящей гармонии. В этих мыслях Дункан предчувствовала сущность танцевально-двигательной терапии (ТДТ).
К этому времени повысилось количество душевных расстройств, и уже имелись подходы, которые учитывали взаимосвязи нашей психики и экспрессии тела, искались методы использования этих идей. На этом же пути находился Станиславский (для актеров), Ж. Далькроз (для певцов). В конце прошлого века начался расцвет физической культуры. Все виды спорта и лечебных гимнастик шли по континенту из Швеции и Англии, наводняя его новыми идеями и методами; это был как бы крестовый поход против старого изречения "mens sana in corpore sana" (в здоровом теле здоровый дух). Ритмическая гимнастика и танец стали взаимозаменяемыми понятиями. Вероятно, общественная обстановка декаданса вызвала повышенный инте-
* Вольтер Сорелл Танец как терапия в Сб. Танцевально-двигательная терапия, Кострома, 1995. Пер.с нем.А. Андреевой
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 29
рес к культуре тела. Несомненно, эти "волны" способствовали вместе с различными танцевальными экспериментами тому, что XX век стал предназначен для танца во всех его проявлениях. При этом познание психосоматического, всех взаимоотношений развития тела и души не ново. Уже в 1435 году, в эпоху Ренессанса, Леон Баттиста Альберти писал, что "движение души можно познать через движение тела".
Целительная сила рук играла большую роль уже у примитивных народов, у древних египтян, в Азии, у римлян; последние имели особое название для пальцев целителя — diqitus medicus. Многие знают о знаменитом немецком враче XIX века Фридрихе Антоне Месмере, который размышлял о природном магнетизме в людях и о неопределенной силе, которая струится из пальцев и может иметь целительский эффект. Как указывает Ветхий Завет, когда на больном лежат руки благочестивого, через него проходит "святой дух". И не будет осквернением святыни, если сравнить с этим работу терапевта, который медленно совершает своими руками "чудо" с психически больными людьми, присоединяя их через ритм движения к ритму жизни.
Можно назвать наше столетие веком психологического просвещения, существенным моментом в становлении ТДТ. Движение не осуществляется за один миг, внезапно. Много камней нужно снести в одно место, чтобы построить здание. Известно, что каждый человек имеет внутри себя музыку, которую не всегда слышит. Музыка — это ритм, и каждый человек имеет определенный индивидуальный ритм, он неосознанно включен в него, и в то лее время этот ритм не остается скрытым от других людей. Мы все
30
Свобод
нов те ао
обладаем ясно очерченной жестикуляцией, которая характеризует наши образцы поведения, наши мысли и чувства, выражает наши реакции
Движение пришло от музыки (внутреннего ритма). Примитивные народы имели свое средство выражения — свое тело, которое "примеряло" ритмы природы и космоса.
ТДТ в США поддерживает идею первоначальных, сильнейших импульсов и обращается к необычным феноменам в развитии современного танца 40-х годов. Танец босиком, в прямом контакте с землей (возвращение к танцу первобытных людей), — он был первоначальной силой открытия внутреннего Я, он вел к возникновению чувств или состояний души. Такой танец направлен на артистическое самовыражение внутренних конфликтов человека, он ведет к устранению собственных проблем танцора, заключенных в танце.
Этот незначительный момент в развитии танцевального искусства стал подлинной отправной точкой для ТДТ. Взаимоотношения между психическими трудностями и телесным языком можно рассматривать как путь, с помощью которого естественный динамический ритм движения будет включаться как средство изменения, особенно для людей с трудностями в вербализации.
Каждая телесная форма выражения (телодвижение) может быть средством движения человеческих душ.
Мы все бегаем с маской, нашей "персоной", как ее называл Юнг, при помощи которой мы желаем презентировать себя миру, и которая одновременно служит защитой от него. Танцтерапевт интере-. суется людьми, которые эту защиту нашли и не могут в этом мире показать свое истинное лицо.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 31
Движение выражает не только эмоции, оно способствует возникновению чувства благополучия или самооздоровления, так что движенческая характеристика представляет собой неизбежную реакцию чувств
Не каждый пациент принимает, признает ТДТ немедленно. По-видимому, необычность отпугивает и страшит, хотя одновременно это кажется естественным, само собой разумеющимся. Боязнь, страх и скепсис часто должны медленно преодолеваться. Бывает так, что пациенты, которые ранее были на психотерапевтическом лечении и привыкли к вербальной коммуникации с лечащим врачом, часто оказывают сопротивление. Если пациент не может принять определенный вид групповой терапии, то он все же может согласиться на общую терапию. В этом заключается важная функция терапевта: устанавливать взаимодействие и взаимовлияние с пациентом, который изолируется и некоммуникативен. Аспект выражения во многом соответствует своему социальному потенциалу. Можно надеяться, что через совместный, коллективный опыт, когда чувства выразятся в движении, у пациентов разовьется или появится чувство солидарности, принадлежности группе. Установлено, что пациенты, которые не могут переносить поведение некоторых других людей, могут терпеть его в группе, а свой страх, ярость, заботу или отвращение через движение выражают лучше. Также важно, что пациент, находясь в совместном ритмическом действии, неосознанно открывает, как он может идентифицироваться с чувствами других, причем эти чувства проявляются через движение.
Свободное тело
Также важна проблема организации в движении взаимодействия между терапевтом и пациентом. Это проявляется прежде всего в индивидуальной терапии, в которой терапевт имитирует движения пациента и из этой двигательной имитации направляет пациента на новый путь, открывает ему другие возможности выражения. Пациент воодушевляется, он лучше знакомится со своим телом, потому что только то, что знаешь, — можно любить. Больной открывает свою собственную неповторимую индивидуальность. Напряжение через ритмическую активность редуцируется, циркуляция крови увеличивается, поэтому наступает нормальное мышечное напряжение, чувство приятной усталости и что-то еще, что можно увидеть как побочный продукт ТДТ.
Замечено, что эмпирический опыт направляет каждого танцтерапевта к своим индивидуальным установкам и методам. Считается, что специализация в определенной области (например, работа со слепыми, наркоманами или беременными) может привести к большому успеху. Подавляющее большинство всех танцевально-терапевтических сессий представлено групповой терапией. Для терапевта всегда остается существенное задание: воспринять и удержать каждую деталь движения внутри группы, однако, при этом необходимо одновременно познавать и каждое аутичное, не-выявленное движение, которое и выражает проблему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • «Пойми меня»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Игра «Социометрия».
  • Притча «Шесть шагов к мудрости»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь