Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20177

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тремя основными процессами реинтеграции являются заземление (grounding), центрирование (centring ) и видение (facing ).
Заземление (Grounding)
Заземление — это работа с мезодермальным панцирем.
Заземление связано с ритмом нашего движения и состоянием нашего мышечного тонуса. Хорошо заземленным является человек, чей мышечный тонус соответствует его движению и поведению. У хорошо заземленного моряка поза приспособлена к качающейся "почве" под ногами. У спящего человека мышцы расслаблены — значит, он хорошо заземлен для условий сна. Пловец начинает тонуть, если он плохо заземлен в воде и мышцы его слишком напряжены.
16
Свободное ineao
Пример прекрасного понимания принципов заземления дают восточные воинские искусства: динамическое равновесие и расслабление внимания без напрасных трат энергии.
Если тонус мышц снижен — человек не заземлен, чувствует отсутствие опоры под ногами. У него будут трудности в адаптации к внешнему миру, такие люди склонны уходить во внутренний мир. Например, психотическое поведение — проявление крайних случаев незаземленности.
Быть заземленным — значит быть в контакте с реальностью, со своими собственными импульсами.
Заземление включает в себя оживление потока энергии вниз по спине и оттуда в "пять конечностей" — ноги, руки и голову.
Терапевт в биосинтезе учится распознавать язык поз и двигательных стереотипов и терапевтическая работа заключается в том, чтобы высвободить энергию сильно зажатых мышц путем перевода напряжения в экспрессивные движения либо направив ее в ослабленные мышцы, при этом увеличивая тонус через динамическое сопротивление опоре на земле или опоре на теле терапевта.
Центрирование (Centring )
Терапевтическая работа по центрированию затрагивает уровень эндодермы, т.е внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и с соответствующими ему эмоциональными изменениями. Т. е. это движение к гармоничному дыханию и к эмоциональному равновесию.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии /7
Дыхание и эмоции глубоко связаны, и каждое эмоциональное изменение ведет к изменению дыхания. Описаны специфические паттерны дыхания, связанные с тревогой, гневом, печалью, надеждой, радостью и т.д.
Дыхание может быть разбалансировано на двух уровнях:
— соотношения грудного и брюшного дыхания;
— соотношения вдоха и выдоха.
Паттерны дыхания могут меняться в зависимости от ситуации, самочувствия, эмоционального состояния и т. д. Однако, если человек "застревает" в одном из паттернов, можно говорить, что он недостаточно центрирован, т.е. накапливает слишком много или слишком мало энергии, либо недостаточно или чрезмерно ее расходует.
Работа с вдохом помогает в случае тревоги, безнадежности, печали, общей астенизации. Для стимуляции вдоха можно использовать: мягкое приподнимающее движение шейного или поясничного отдела на вдохе; подъем и опускание, сведение и разведение конечностей на вдохе и др.
Работа с выдохом показана в условиях сверхконтроля, блокирования гнева, при избытке напряжения. Поощряется свободное течение движений, например, в беге. При этом дыхание будет следовать за движением.
При хорошем уровне центрирования человек находится в контакте со своими эмоциями, осознает их и имеет возможность выбора в каждой конкретной ситуации выражать свои чувства или их контейнировать, сдерживать (но не подавлять!). Подавление, репрессия эмоций часто приводит к
18
Свободное тело
депрессии. Хорошо центрированный человек "может себе позволить" не подавлять своих чувств и не выплескивать их безудержно
В терапевтической работе важно понимать, что эмоции могут быть "наслоены" друг на друга: та, которую выразить проще, может быть использована, чтобы спрятать другую эмоцию, которую выразить трудно или нельзя. Терапевтическим принципом в данном случае будет выявление более глубокой эмоции. Так, гнев часто прячет страх, страх может скрывать гнев, а печаль- гнев или удовольствие. Поэтому биосинтез осторожно относится к непосредственному отреагированию гнева. Если за этим гневом стоит страх или стыд, а условий для их безопасного проживания не создано, процедура отреагирования может оказаться в лучшем случае нетерапевтичной, а в худшем — разрушительной.
BnfleHHe(Facing ) и Звучание (Sounding)
Помимо экспрессивных движений, важным контактным каналом являются глаза и голос. Терапевтическая работа с контактом глаз, взглядом, голосом — третий путь реинтеграции в биосинтезе. Терапевтическая работа заключается в распознавании способа, как лучше использовать глаза, а также в помощи клиенту взглянуть в лицо тому, от чего он защищается. Когда глаза открыты, есть две основных модели взглядов: контактный и защитный. Примеры защитных взглядов: осторожный взгляд, взгляд "не здесь" (как будто человек далеко отсюда), сверхбдительный пристальный взгляд. Чтобы войти в более глубокий контакт с внутренней экспрессией у пациентов с тяжелым пристальным взглядом, который они используют
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 19
как форму контроля, лучше работать с закрытыми глазами. Если глаза клиента реагируют на контакт с глазами терапевта, это полезно для работы: терапевт может "прочитать" в них злость, тревогу, удовольствие и т.д., что помогает осознаваншо паттерна.
При работе с голосом важно то, что существует связь между мышечным тонусом и голосом человека. Высвобождение голоса связано с улучшениями в мышечном тонусе. Звучание помогает заземлению.
В биосинтезе стараются "заземлить" язык в теле и развить связь между вербальной и невербальной экспрессией. Часто, если телесные сигналы становятся неясными или спутанными, терапевт идет на словесное прояснение чувств и внутренних переживаний клиента или на их выражение с помощью голоса. И наоборот, если речь спутана, он может прийти к пониманию происходящего путем чтения невербального языка тела.
Контактные сигналы и элементы касания
В каждом терапевтическом взаимодействии контактные сигналы клиента будут основным способом индикации происходящего — возрастает ли свободная пульсация энергии или усиливаются защитные системы и сопротивление.
Основными контактными сигналами являются:
— вербальное выражение облегчения или диском-
форта;
— изменение дыхания;
— изменение мышечного тонуса в ответ на прикос-
новение;
20
Свободное тело
— изменение цвета лица, контакта глаз и т.д.
Отдельно необходимо сказать, что важнейшим инструментом работы в биосинтезе является тело терапевта, в котором резонируют едва различимые напряжения и эмоциональные состояния. В. Райх называл этот феномен "вегетативной идентификацией", что означает: чувствовать в своем теле ощущения борьбы клиента, его ритм и особенности пульсации.
Существут несколько основных способов телесных контактов, или элементов касания. Эти элементы традиционно связаны с четырьмя стихиями: землей, водой, огнем и воздухом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • «Пойми меня»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Игра «Социометрия».
  • Притча «Шесть шагов к мудрости»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь