Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20175

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное
служила толчком для исс!едований гол чандс кого натуралиста Кампера (1772 - 89), применившего геометрический метод для измерения интеллекта Соответствующие части скелетов человека, соба ки, орла и пингвина обладают, по Камперу, поразительным сходством Животный мир един, несмотря на все различия Кампер описывает систему трансформации, по которой можно изменить лошадь в девушку, корову в аиста, а аиста в карпа Для тою, чтобы трансформировать, например, корову в птицу, достаточно выпрямить тело коровы, заменить передние ноги на крылья и удлинить шею И ничего больше1 Таинство родства живых существ выступает на первый план в этой игре метаморфоз
Плавность перехода между человеком и животным еще более очевидна при использовании геометрического метода Кампера с измерениями лицевого угла относительно линии, соединяющей лоб с верхней губой С возрастанием величины этою yi ла происходит трансформация одно1 о лица в другое, в результате возникает ряд профилей сильно отличающихся друг от друга существ Перед нами полная шкала эволюции Кампер дополнил метод Ле Брюна собственными наблюдениями, проводя измерения черепов людей и животных, в т ч из Азии и Африки, а также слепков с древних статуй
Для большей точности измерений Кампер применял специальное приспособление Он установил, что лицевой угол возрастает с 42 градусов у хвостатых обезьян до 58 у орангутанов У африканцев он составляет 70 градусов, у европейцев 80 -90, у римских статуй — 90, у греческих — 100 Вне этих пределов голова деформирована Теорию
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии у9

Петрус Кампер Трансформация коровы о птицу и Лошади в' человека 1791 (Париж Национальная Бпбтотека )
60
Свободное тело
лицевых углов в дальнейшем разрабатывал Лава-тер (1741 — 1801), уделявший много внимания "линиям анимальности". В своих измерениях он, правда, двигался в направлении, противоположном Камперу Постепенно выпрямляя линию лицевого угла, он построил эволюциионный ряд от лягушки до Аполлона Бельведерского.

Между различными категориями человека и животных нет противоречий, скорее есть постепенный и прямой переход. Аршмальность присуща человеческому телу, от нее невозможно избавиться и бесполезно изгонять как демона.
Одна и та же телесность может проявляться в различных формах. Основополагающим принципом является наличие души, через которую индивидуум получает соответствующее тело. Душа, полностью забывшая свое духовное происхождение, становится животным. Понятно, что граница духовности души отделяет человеческие ценности от звериного царства, разум от инстинктов.
Такая логика, объединяющая человека с животным, помогает увидеть эту границу в человеческой душе. Зверь внутри самого человека, это не дающий ему покоя двойник, его филогенетическое зеркало. .
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 61
В 19-м веке ученые пытались объяснить работу человеческого организма на основе сходства функций органов людей и животных. Основатель френологии Галль утверждал, что единственное отличие человека от других органических существ состоит в большем количестве органов. В этом смысле мозг животного остается мозгом человека, .за вычетом некоторых частей. Идеи Галля нашли признание сначала среди философов-позитивистов и в интеллектуальных салонах, а затем и среди консьержек и полисменов. Такой успех связан с массовым ростом населения в больших городах и бюрократизацией общества в конце прошлого века. Страх личности потерять свою уникальность находит выход в создании типологий, попытках "расшифровать" тело, разложить его на части.
В этот период появляется множество работ по физиогномике, френологии и физиологии. Исследование внутреннего мира человека в общем не слишком отличается от подходов людей в древности. Снова возрастает интерес к анимальности, особенно при изучении тех, кто сочетает в себе признаки человека и животных: сумасшедших, женщин, приматов, детей. Филогенез становится онтогенезом.
Например, д-р Морель говорит о феномене дегенерации у преступников и душевнобольных. У них отмечаются аномалии и задержки развития внутренних органов, что позволило поставить вопрос об атавизме. Морель утверждал, что это явление отражает общую тенденцию организмов стремиться к регрессу.
Чезаре Ломброзо, основатель криминальной антропологии, также утверждал, что "феномены атавизма образуют ядро криминального типа личное-
62
Свободное те го
ти, т к преступление представляет собой пробуж дение примитивного человека" (25)
Вопросами де1енерации интересовались как ан-трополо!и, так и психиатры Психиатрия, тогда еще новая наука, стала использовать физиогномику как

Голова отцеубийцы Мартина, казненного в Париже Ви чонт Атчас фрсночогпи 1831
Хрестоматия по теаесно ориентированной терапии 63
диа! ностический инструмент Органическая природа страстей,внешне проявляющихся в разных физиогномических конфшурациях, предполагала взаимную связь физических и моральных элементов, тела и души Физиогномика, таким образом, вернулась с собственным древним истокам, к медицине
Но так или иначе все мы антрополо!и и психиатры, писатели и полицейские, ревнивые любовники и художники-любигели, — своими методами развиваем древнюю идею о тесном взаимодействии форм, характеров, способностей и страстей в нашем вечно живом мире
2.3. Выражение эмоций и тело
Следует признать с самого начала, что не общаться невозможно в принципе. Даже полное молчание что-то говорит нам о человеке, о его отношениях с миром. В терапевтической работе внимание обычно сконцентрировано на симптомах, выражаемых в словах; в биоэнергетике информация о пациенте дополняется невербальными признаками эмоционального стресса.
Первым ученым, обратившим серьезное внимание на невербальные средства коммуникации, был Чарльз Дарвин. Его замечательная книга "Выражение эмоций у человека и животных" может служить пособием по психологии и этологии. Я хотел бы привести краткую цитату из этой книги:
"Выразительные движения лица и тела крайне важны для нашего благополучия. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; она одобрительно улыбается или неодобрительно хмурится, направляя его на правильный путь... Выразительные движения придают живость и энергию нашим словам; они часто выявляют наши мысли гораздо в большей степени, чем слова, которые могут солгать. Свободное выражение эмоции вовне усиливает ее,., наоборот, подавление внешних признаков эмоции ее смягчает."
Это было написано в 1872 году, за четверть века до того, как Фрейд стал изучать бессознательное.
*Боаделла Д. Печатается по- D.Boadella "Lifestreams — An Introduction to Biosynthesis".London,1987. Перевод с англ. Г Ченцовой
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 65
Развивая психоанализ, он открыл описанный Дар-вином фундаментальный принцип. Например, Фрейд достаточно быстро признал, что одно лишь воспоминание о детском опыте не имеет терапевтического эффекта, если не пережита связанная с ним эмоция. С помощью вербальных техник Фрейд старался разбудить аффективную память своих больных, но многие из них не смогли испытать так долго сдерживаемые эмоции. Что-то мешало им, а именно, сопротивление выздоровлению, по Фрейду
Одним из первых аналитиков, начавших разбираться в сопротивлении, был Вильгельм Райх. Его книга "Анализ характера" стала классикой. Он первым разработал подробную карту защитных систем, создаваемых невротиками, чтобы загородиться от окружающего мира и избежать столкновения с собственными чувствами. Райх основал теорию биоэнергетики; с 1935г. он исследует мышечное напряжение в телах своих пациентов.
Независимо от Райха, Якобсен и Шульце публикуют труды о системах релаксации. Рудольф Лабан развивает целую систему выразительного движения, вдохнувшую жизнь в школьное обучение танцам и физкультуре. С 1966 в Институте Лабана изучают подходы двигательной терапии детей и взрослых, страдающих эмоциональными расстройствами.
Однако подход Райха гораздо более глубок и динамичен, возможно, из-за его психиатрической ориентации. Райха беспокоило, что его пациенты ведут себя, как полумертвые, их нормальная деятельность блокирована на всех уровнях. У них расстроена сексуальная сфера, профессиональная активность; их физическим процессам недостает
3 Зак. 2736
II
66



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Упражнение «Танец».
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • «Пойми меня»
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Игра «Социометрия».
  • Притча «Шесть шагов к мудрости»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь