Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24145

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

был весьма осторожен в отношении теоретических выводов по результатам своей работы: нигде и никогда Роршах не утверждал, что его методика позволяет охватить весь комлекс личностных особенностей. Предложенная им интерпретация теста исходит из взаимодействия полученных данных между собой, при этом каждый показатель приобретает реальное значение лишь в общем контексте. Именно эта взаимозависимость факторов и отражает, по мнению Роршаха, динамическую организацию личности.
В течение довольно долгого времени психиатры и психологи в процессе психиатрической диагностики применяли исключительно перечень условных обозначений. Считалось, что для получения достоверных результатов следует максимально стандартизировать как систему шифровки, так и интерпретацию в целом. Предпринятые попытки определения валидности методики были скорее неудачными, главным образом ввиду использования ограниченного числа переменных. К тому же акцент на патологии de facto* затруднял изучение механизма ответа.
Использование теста в исследованиях, посвященных развитию теории перцепции, открывает новый подход к процессам восприятия и проливает свет на взаимоотношения между восприятием, представлением и эмоциональной сферой (Dworetzki, 1939). За нормативными исследованиями применения методики Роршаха для детей (Ford, 1946; Beizmann, 1961) последовали лонгитюдные исследования, вклад которых оказался решающим для выявления глубинных психологических механизмов ответов. Научные поиски в области антропологии подтверждают необходимость психологического обследования здоровых испытуемых. Экспериментальные и факторные исследования позволяют проверить гипотезы относительно механизма возникновения некоторых ответов, и если тест редко используется как метод исследования личностных особенностей, то он широко применяется в работах, касающихся влияния типа личности на восприятие (Блейк и Рамзи, 1951; Уиткин и др., 1949).
Как мы видим, процессы восприятия как таковые изучены достаточно глубоко, но можно ли то же самое сказать о динамических процессах, лежащих в основе восприятия?
Именно Роршах указал, каким путем должно идти это изучение. В сделанной «слепым» методом интерпретации протокола Оберхользера (работа опубликована посмертно) он, ссылаясь
Фактически (лат.)
14
на психоаналитический подход к интерпретации, особое внимание уделяет различию между явным и латентым содержанием ответов.
Психолог Лагаш (Lagache, 1957) делает упор на специфику ситуации проведения теста, на создание атмосферы мечтательности и полета фантазии, когда испытуемый дает волю воображению, что, по его мнению, позволяет достичь состояния «дереализации» во время проведения обследования. Ф. Минковска (Minkowska, 1956) освещает интерпретативную роль языка, рассматривая тест как «экзистенциальный опыт».
С другой стороны, интерпретация, называемая «динамической », слишком часто ограничивается рассмотрением символического содержания отдельных ответов, что скорее вредно, чем полезно, для понимания всего комплекса результатов тестирования.
Роршах утверждал, что все ответы испытуемого представляют собой «сенсорные перцепции, дополненные субъективно». Однако они могут дополняться на разных уровнях: от простых ассоциаций на основе внешнего сходства до сложных ассоциаций, базирующихся на реальных переживаниях (erlebt) эмоционального характера, на скрытых желаниях или страхах.
Различные детерминанты, используемые испытуемыми в ответах, позволяют оценить, в какой мере испытуемый способен адаптироваться к предъявляемому объекту и к его перцептивным свойствам или, напротив, отвлечься от стимула и обратиться к своему собственному опыту. При наличии патологии этот опыт, как правило, оказывается дереализующим, что, соответственно, либо блокирует усвоение стимула, либо задерживает, либо ускоряет его. Предполагается, что, работая с таблицами, испытуемый незаметным образом проходит три последовательные фазы в отношении к стимульному материалу, которые не всегда удается разграничить. Исследователю же для вынесения суждения о нормальном или патологическом характере конечного результата тестирования крайне важно нащупать эту специфику внутренней регуляции ответов. Ее можно распознать даже в одном отдельно взятом ответе, причем с тем большей легкостью, чем больше этот ответ претерпевает спонтанных изменений; эта регуляция проявляется также и в быстрой смене ответов, во взаимодействии различных факторов между собой, т. е. в динамике того «проективного дискурса», каким, собственно, и является проведение теста.
Ответы представляют собой широкий спектр аттитюдов, идущих от перцептивного к проективному, от воспринятого
15
к пережитому; в них отражается и образ действий испытуемого в различных ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться, и его отношение к этим ситуациям. В каждом из ответов перцептивный и проективный компоненты имеют различный удельный вес, определить который бывает непросто; таким образом, ответы представляют собой поле взаимодействия двух типов реакций, способ их совмещения.
Именно эти переходы от перцептивного к проективному находятся в центре теоретических разработок психологов школы Рапапорта (1946). Эта знаменитая американская школа, разрабатывавшая понятие эго-психологии, внесла существенный вклад в развитие основ интерпретации теста Роршаха.
Шахтель (1945) и Шафер (1954) дополнили и расширили пути, намеченные Рапапортом. В трудах Шахтеля рассматривается отношение испытуемого к ситуации тестирования и влияние его аттитюдов на результаты теста. Шафер в работе, посвященной психоаналитической интерпретации теста Роршаха, предлагает концептуальную схему, позволяющую четко проследить колебания между проективными и перцептивными аспектами ответов. Эти колебания рассматриваются в данных кодировки, в тематической интерпретации и даже в анализе текущей психологической ситуации.
Шафер располагает ситуацию проведения теста в «психическом континууме», характеризующемся колебаниями уровня функционирования сознания. Согласно этой концепции, если испытуемый сначала оказывается на первичном, или нарцисси- ческом, уровне, где стимул вызывает состояние мечтательности, близкое к онейрическому состоянию, потом переходит на вторичный уровень, где ответом на стимул является контролируемая перцептивно-вербальная реакция, близкая к уровню объективного восприятия. Соскальзывания с одного уровня на другой, незаметные для самого испытуемого, обусловлены свойственными его личности реакциями на весь комплекс предъявляемых таблиц теста.
Таким образом, совокупность факторов, характеризующих ответы, вписывается в колебательные «прогрессивные или регрессивные движения», причем действие защитных или адаптивных механизмов свидетельствует о разнообразии комбинаций во внутренней организации трех фаз ответа и во всем тесте в целом. Относительный вес вторичного процесса адаптации к реальности и первичного процесса возврата к нарциссическому удовольствию весьма различен. Шафер, базируясь на интуитивных
16
предположениях Роршаха, выдвигает теоретическое и методологическое обоснование интерпретации «движений» в пределах теста, столь замечательно истолкованных швейцарским психиатром. Среди различных попыток выявить механизм ответа по тесту Роршаха гипотеза Шафера обладает большим преимуществом: в ней, как нам кажется, приводится рациональное объяснение взаимодействия в ответе перцептивных и динамических факторов.
В настоящей работе мы попытались выявить и объяснить механизмы, которые лежат в основе интерпретации. Мы постарались как можно яснее изложить интерпретативное значение каждого показателя, проанализировав механизм их возникновения, а также их клинический и генетический контекст. Для наиболее полного выявления смысла показателей сначала мы рассматриваем их изолированно, а затем помещаем в целостный контекст, где они и обретают свое истинное интерпретативное значение.
Нам представляется необходимым более подробное объяснение показателей. С этой целью использованы работы французских и зарубежных авторов, в частности, англо-саксонских. Однако нужно заметить, что никакое, даже самое лучшее, руководство не может заменить практической работы с тестом и что такая работа не только является необходимой частью обучения, но и составляет саму основу формирования навыков в работе по методике Роршаха.
Ограниченные рамки настоящей работы не позволяют нам рассмотреть интерпретационный аспект с достаточной полнотой. Мы сочли наиболее целесообразным уделить как можно больше внимания выявлению сущности ситуаций и основным приемам анализа показателей теста. Эти приемы проиллюстрированы в разделе «Пример применения теста», а также в разделе «Приемы анализа протоколов Роршаха». A fortiori* оказалось невозможным подробно остановиться на различных областях применения теста и проблемах, связанных с определением его валидности.
Настоящая книга может быть полезна как рабочий инструмент в практической деятельности психолога, особенно клинического психолога, а также всем, кто желает открыть для себя богатство возможностей теста Роршаха.
Тем более (лат..).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь