Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24547

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Использование приема разделения анкеты на тематические разделы требует от социолога умения правильно строить каждый блок в отдельности. Принцип построения отдельных блоков тот же, что и анкеты, т.е. здесь тоже следует начинать с легких вопросов и заканчивать сложными. Например, при построении блока вопросов по профессиональной ориентации студентов сначала задавался вопрос о том, сколько раз студент поступал в свой институт, несложный вопрос, который не требует большой памяти и аналитических способностей. Затем ставился вопрос более сложный, требующий от респондента умения оценить свое состояние, а именно об уровне удовлетворенности выбранной специальностью. После этого следовал вопрос повышенной сложности, чем респондент руководствовался при выборе данного института и данной специальности. Заканчивался раздел довольно сложным вопросом о мотивационном поведении "Что имело для Вас решающее значение и в какой степени при решении получить высшее образование?" с набором альтернатив, выясняющих степень и направленность профессиональной и социальной ориентации при выборе института и специальности. Блоки вопросов должны содержать не более трех-пяти вопросов, т.е. быть не очень большими.
Разделение анкеты на специально выделенные тематические разделы значительно облегчает восприятие анкеты и работу с ней. Однако надо пом-нить, что такое тематическое разделение может оказать и плохую услугу, о чем уже упоминалось, так как вопросы одной темы могут оказать взаимо-влияние или же вопросы одного блока могут оказать влияние на вопросы (вернее, на ответы респондентов) другого блока, если они тематически близки и расположены на поле анкеты близко друг от друга. Поэтому при формировании разделов анкеты вопросы необходимо подбирать так, чтобы они не оказывали влияния друг на друга.
Членение анкеты на блоки повышает психологическое восприятие, в частности, снимает монотонность от большого набора вопросов, особенно однотипных. Каждый, даже искусственно созданный тематический раздел стимулирует внимание, особенно если он начинается с интересного вопроса. Кстати, это довольно распространенный прием в художественной и публицистической литературе -писать короткими главками, начиная каждую из них с описания увлекательных событий, в отличие от научной литературы, основным достоинством которой всегда считалось писать длинно, скучно, большими разделами и непонятно.
Разделение анкеты на блоки вопросов имеет еще одно преимущество. На стыках тематических разделов можно вставлять различные вспомога-тельные вопросы, предложения, вводные фразы, т.е. элементы вспомога-тельного технического аппарата. Они стимулируют активность респонден-тов, помогают управлять их вниманием, регулировать степень заинтересо-ванности. Кроме того, они дают возможность опрашиваемым немного от-дохнуть от трудных вопросов, содержат необходимую информацию о даль-нейшем ходе опроса, о порядке ответов на последующие вопросы или блок вопросов и т.д.
Расположение вспомогательных вопросов на стыках (наиболее сла-бое место в структуре анкеты) блоков, тематических разделов является удобным, поскольку не нарушает тематической целостности как отдельных разделов, так и анкеты в целом. Кроме того, вспомогательные вопросы слу-жат хорошим переходом между разделами, обеспечивая целостность блоков и единство анкеты.
Учет психологического восприятия анкеты требует соблюдения еще одного условия - расположения вопросов в анкете по мере их сложности. По степени включенности респондента в работу вначале ему предлагаются преимущественно сложные вопросы, а по мере приближения к концу их сложность снижается, вопросы становятся более простыми и обязательно малословными, т.е. к концу анкеты количество слов на страницу постепенно уменьшается. Если в начале работы, пока респондент не устал, он может их воспринимать достаточно внимательно (сложные по конструкции, содержанию и по количеству слов вопросы), то по мере утомления сложные и многословные вопросы он воспринимает с трудом. Этот психологический момент тоже необходимо учитывать при построении вопросов и анкеты в целом.
Нарушение правил структурного построения анкеты ведет к сниже-нию эффективности работы методики. Принципы структурного построения, указанные здесь, и другие определяют стратегию методики, т.е. структурные комбинации оказываются тесно связанными со структурой исследования. Но если в методических построениях других наук, например психологии, принцип структурности методик исследования является одним из важнейших в различных экспериментах, то в социологии, в частности в построении анкеты, этот принцип остается не только на втором плане, но о нем даже не считают нужным упомянуть. В методической литературе, как правило, при описании структуры анкеты ограничиваются только двумя моментами - указанием принципа психологической воспринимаемости анкеты и того, что в основной части методики должны содержаться самые сложные вопросы. Структура анкеты на деле намного сложнее. В зависимости от задач и основных целей исследования структура анкеты требует различных подходов и различного содержания.

Последний вопрос. В драматургии анкеты необходимо уметь не толь-ко войти в беседу с респондентом, но и выйти из нее, т.е. правильно закон-чить работу. Мы выстраиваем целую серию контактных вопросов только с одной целью - заинтересовать респондента, вовлечь его в работу. Но не ме-нее важно и правильно ее закончить, предусмотреть, какое впечатление останется у респондента после ответа на последний вопрос.
Конечно, можно забыть о респондентах, которых мы больше не уви-дим. Некоторые безответственные социологи так и делают. Но это грубый подход, который говорит о невоспитанности и невежливости исследователя. Ведь в обыденной беседе, даже случайной, мы никогда не прерываем ее сразу. Это воспринималось бы как дурной тон, плохие манеры, неумение разговаривать. Уважающий себя и других человек так не поступит, с кем бы он ни разговаривал. Нам не хотелось бы прослыть невежами даже среди незнакомых людей. И прежде чем закончить беседу, мы готовим ее концовку, словами или интонацией сообщая, что беседа заканчивается.
То же относится и к анкете, если представить ее как заочную беседу. Мы должны постепенно подготовить респондента к выходу из разговора. С методической точки зрения правильный выход из беседы обеспечивает бо-лее качественную информацию. Напомним, что, отвечая на серию наших вопросов, иногда достаточно сложных, респондент постепенно устает, как бы хороша и интересна ни была анкета. Он начинает спешить, нервничать, менее внимательно вникать в смысл вопросов и все меньше задумываться над ответами. И если анкета очень трудная, он невольно начинает думать: "Когда же кончатся эти вопросы?" Вот тут примерно за 10-15 вопросов до конца анкеты можно включить фразу "Наша анкета подходит к концу и сей-час мы хотели бы задать Вам еще несколько вопросов о...". Респондент успокаивается и вновь сосредоточивается. За 5-7 вопросов до окончания ан-кеты можно вставить еще одну фразу: "В заключение несколько вопросов о Ваших впечатлениях...". Респондента вторично информируют о том, что ан-кета практически закончена, и это помогает ему сохранять внимание. Мож-но поставить и такую фразу: "И еще один вопрос в заключении".
Помимо чисто психологического аспекта подготовки респондента к выходу из беседы последние вопросы имеют и функциональное назначение. Во-первых, последние вопросы бывают в правильно построенной анкете несложными. Респондент уже утомлен и ждать от него тщательной и кропотливой работы над трудными вопросами не стоит. Во-вторых, последние вопросы содержат некоторые личностные характеристики респондента. Это обусловлено тем, что вопросы о личных сторонах опрашиваемых всегда несколько настораживают, но расположенные в конце анкеты, они уже не могут повлиять на чистоту ответов. В-третьих, в конце анкеты часто формулируются вопросы методического плана и группируются почти все открытые вопросы.
Иногда считается, что открытые вопросы из-за их сложности нельзя ставить в конце анкеты. Доля истины в этом есть. Но на этот счет есть и другие соображения. Респонденту, познакомившемуся с содержанием анке-ты, легче ориентироваться в контексте ответов на открытый вопрос, кото-рый, как правило, формулируется в рамках изучаемой темы. Несмотря на то, что конец анкеты не самое лучшее место для ответов на них, тем не менее, на это приходится идти, чтобы четко сориентировать опрашиваемых, в ка-кой аспекте отвечать на тот или иной открытый вопрос, хотя, конечно, и в этом случае он остается (аспект) довольно широким.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Бардиян Д. В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Притча «Разнообразие»
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «Носитель»
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Чему мы учим своих детей?
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Домой»
  • К чему снится начальник
  • К чему снятся крысы?
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Притча «О вопросах»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь