|
Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42433
Автор: Бакирова Г. X.
Название: Тренинг управления персоналом. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скачать по прямой ссылке - зеркало Тренинг управления персоналом
П по конечному продукту в игре: банк наиболее актуальных проблем предприятия или организации, их решение. Объект моделирования. Объектом моделирования в деловой игре-тренинге «Диалог» являются собственные проблемы и выявленные каждым игроком «болевые точки» или «узкие места» в своей профессиональной деятельности; актуальные проблемы трудового коллектива и производства и попытка их решения с помощью техник ведения деловых бесед, освоенных в процессе игры. В процессе игры-тренинга могут возникнуть конфликты: между сущностью проблемы и ее изложением; между проблемой и путями ее решения между позициями участников диалога при решении проблемы. Цели игры-тренинга Учебные: П выработка умений ориентации в проблеме, анализ проблемы; □ тренировка техник ведения деловых бесед; □ развитие установки на понимание другого человека, его проблем, его интересов, позиций, мотивов и др.; О развитие умений коллегиального решения проблем; □ активизация творческого мышления; □ коррекция индивидуальных неконструктивных приемов ведения деловых бесед. Игровые: О актуализация опыта видения реальных проблем производства и трудового коллектива; □ создание банка актуальных проблем предприятия; □ демонстрация различного поведения людей в процессе совместной деятельности. Предмет игры-тренинга П подготовка к решению актуальных производственных проблем: освоение техник ведения деловых бесед; □ выявление, анализ и решение существующей проблемной ситуации; □ подготовка к деловой беседе; □ деловая беседа (желательно с записью на видеомагнитофон); □ оценка применения техник ведения деловой беседы в упражнениях и реальном диалоге; □ выявление рациональных моментов в диалогах. 384 Приложения Общая структура игры-тренинга Общая продолжительность деловой игры-тренинга — 6-8 часов аудиторного времени, желательно использовать видеомагнитофон. Количество преподавателей, занятых в проведении игры, — не менее двух (в крайнем случае один преподаватель и один оператор для видеозаписи). ДИ-тренинг проводится в шесть этапов Первый (подготовительный) этап. Введение в игру. Второй этап. Тренировка техник ведения деловой беседы. Третий этап. Разделение на игровые подгруппы, коллективная внутри групповая работа по выявлению актуальных проблем и подготовка выступающего от группы с выбранной проблемой (лучше своей) для проведения реального диалога с видеозаписью. Четвертый этап. Проведение упражнений на использование техник активного слушания и реального диалога с представителями каждой группы. Пятый этап. Оппонирование и оценка исполнения заданий и реального диалога по разработанным командой критериям. Шестой этап. Подведение итогов. Просмотр видеозаписи и обсуждение результатов игры. Выявление основных ошибок ведения деловых бесед. Комплект ролей и инструкция участникам игры-тренинга При использовании деловой игры-тренинга «Диалог» в качестве учебной оптимальное число занятых в ней участников — 15—20 человек. В процессе игры формируются игровые подгруппы по 5— 7 человек в каждой. В ДИ-Т «Диалог» разыгрывается следующий комплект ролей: РОЛЬ «Ведущий игры-тренинга, арбитр» Ведущие игры (преподаватели) являются одновременно и арбитрами, в их обязанности входит: □ создавать благоприятную психологическую атмосферу на всем протяжении игры; □ ознакомить участников с принципами, правилами и регламентом проведения деловой игры-тренинга; 385 Тренинг управления персоналом О формировать игровые подгруппы; □ консультировать участников на всех этапах проведения игры-тренинга; □ предоставлять слово представителям групп; □ начислять поощрительные и штрафные баллы как отдельным игрокам, так и подгруппам в целом; □ суммировать результаты поэтапно; □ подводить итоги игры-тренинга. Права ведущих игры-тренинга, арбитров: □ прекращать дискуссию, если она нерезультативна; □ в случае необходимости включаться в полемику; □ повторять при необходимости видеозапись любого задания и диалога; □ вносить коррективы при групповой разработке критериев оценки решения проблемы в процессе диалога. РОЛЬ «Член группы поддержки» Члены группы поддержки — это участники, которые на этапе индивидуальной работы играют самих себя — представителей своих подразделений. В них должны преобладать такие качества, как доброжелательность, ответственность, объективность, реалистичность в оценке своих и чужих проблем. Члены группы поддержки должны научиться концентрировать свое внимание, чтобы за короткое время выявить, анализировать и решать проблемы, активно поддерживать представителей своих команд. Обязанности: П выявить основную проблему, сформулировать ее; □ освоить техники активного слушания; □ подготовиться к решению своей проблемы в процессе диалога с представителем другой команды; □ помочь решить или сформулировать конкретнее проблему представителя другой команды; □ оказывать поддержку при подготовки и выполнении заданий представителям своей команды. Права: □ принять участие в выполнении задания для команды (только один раз); Приложения □ принимать участие в оценке деятельности других команд; О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий командами; □ принимать участие в обсуждении диалогов. РОЛЬ «Член группы оппонентов» Это участники, которые в своей группе являются членами группы поддержки, а по отношению к другим группам — членами группы оппонирования. Оппоненты в своих выступлениях и замечаниях должны продемонстрировать такие качества, как умение увидеть и отметить положительные и отрицательные стороны выполняющих задания; не впадать в крайности в своих оценках, умение конкретно и корректно формулировать все «за» и «против». Обязанности: □ выявлять положительные и отрицательные моменты в ответах представителей других команд; исправлять их ошибки в использовании техник активного слушания; □ формулировать конструктивные реплики, ответы в задани-, ях, выполняемых другими командами; О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий другими командами; □ принимать участие в оценке работы других команд. РОЛЬ «Анализирующий проблему» Выступающий в этой роли участник должен обладать способностью воспринимать предмет обсуждения (проблему) в целом и анализировать ее с помощью другого человека — представителя другой команды. Он должен владеть техниками активного слушания и использовать их в реальном диалоге. Он должен быть оптимистичен, настойчив, но не упрям, уметь выступать перед видеокамерой, быстро реагировать на вопросы. Обязанности: □ готовить и обсуждать в своей команде реальную производственную проблему; □ участвовать в реальном диалоге с представителем другой ко- 387 Тренинг управления персоналом манды с видеозаписью, проанализировать и, может, решить проблему. Права: П просить поддержку членов своей команды и пользоваться ею; □ консультироваться у ведущих игры; П участвовать в разработке критериев оценки и в самой оценке работы команд. Порядок проведения игры-тренинга Первый (подготовительный) этап. Предварительное ознакомление всех игроков с целями, задачами игры, условиями и правилами ее проведения. На этом этапе для снятия напряжения, для сплочения группы можно провести процедуру знакомства, разминоч-ные упражнения. Второй этап. Тренировка применения техник активного слушания как подготовка к решению проблем. Ведущий произносит реплику, на которую каждый участник письменно отвечает с применением техники перефразирования; на следующую реплику отвечают в рамках техники резюмирования; на третью реплику все в своем ответе должны отразить эмоциональное состояние, переживание; в своем ответе на четвертую реплику, зачитываемую преподавателем, нужно попытаться развить мысли, содержащиеся в прочитанной фразе. Преподаватель может просто произносить какие-то фразы, обращаясь к участникам игры-тренинга, они же должны ответить на фразу как бы в продолжение диалога с преподавателем, но с использованием перечисленных техник активного слушания. Основное требование к преподавателю: он сам должен хорошо владеть техниками активного слушания. Третий этап. Разделение группы на подгруппы или команды и внутрикомандная работа по выявлению актуальных проблем, отбор одной наиболее актуальной. Ведущий рассаживает подгруппы (по 5—7 человек) в разные концы помещения так, чтобы игроки одной команды были обращены лицом друг к другу. Каждая группа, выслушав проблемы каждого из команды, решает, какую выбрать для решения с помощью представителя другой команды. Команда выбирает того, кто будет излагать выбранную проблему (лучше выбрать автора проблемы, так 388 Приложения как он будет знать все детали проблемы лучше других членов команды). Затем группа должна выбрать того, кто будет участвовать в диалоге с представителем другой команды с целью помочь ему решать его проблему. Кроме этого, команды должны выбрать по два человека на выполнение заданий для команд с целью определения: кто лучше освоил техники активного слушания (задания командам см. ниже). После этого каждая команда выбирает себе название и соответствующий символ. Время на выполнение третьего этапа — 20 минут. Ведущий игры и его помощники могут штрафовать участников за: О пассивность игроков в команде (по 1 очку за каждого пассивного); □ нарушение этики делового общения (перебивание коллеги, подавление мнения высказывающихся, негативное оценивание высказываний игроков, повышение голоса (от 1-го до 3-хбаллов). Все штрафные баллы ведущий заносит в таблицу на доске. Четвертый этап. Выполнение заданий и проведение диалога по решению реальной производственной проблемы представителями каждой команды и последующее оппонирование. Ведущий дает задания поочередно каждой команде. Представители команд выполняют их. Члены команд помогают им выполнять задания: исправляют, дополняют. Если члены своей команды не могут этого сделать, то помогают члены других команд. В этом случае они получают дополнительные поощрительные баллы, а команда, выполняющая задание, теряет соответственно баллы за ошибки. Задание — реальный диалог с целью выяснения, решения проблемы выполняется с видеозаписью. Оппоненты готовятся к оппонированию и оценивают выполнение заданий представителями команд по предварительно разработанным критериям. В качестве арбитров выступают также ведущий и его помощники. Разработка критериев оценки выполнения заданий. Ведущий предлагает командам разработать критерии оценки выполнения всех заданий, учитывая, что должно быть две группы критериев: 1) по содержанию и 2) по форме ответов. 389 Тренинг управления персоналом Критерии включают и ранжирование по весу отдельных оцениваемых элементов. Ведущий в качестве арбитра утверждает предложенные командами критерии. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|